Статистико-экономический анализ себестоимости молока на примере ЗАО «Хохольское » и других предприятий Хохольского, Аннинского, Калачеев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:31, курсовая работа

Описание

Производственно-хозяйственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальные нужды, начислением амортизации, а также рядом других необходимых затрат.

Содержание

Введение
1. Анализ рядов динамики
1.1. Понятие производственных затрат, их классификация. Динамика производственных затрат на молоко за 6 лет.
1.2. Себестоимость 1ц молока, её структура. Динамика себестоимости 1ц молока за 9-12 лет.
1.3. Приемы выравнивания рядов динамики, схема их расчета, значение. Выявление тенденции себестоимости 1ц молока
2. Индексный метод анализа.
2.1. Сущность индексов. Индивидуальные и общие индексы себестоимости. Взаимосвязь индексов себестоимости.
2.2 Индексный анализ средней себестоимости и производственных затрат
3. Метод группировок и дисперсионный анализ.
3.1. Сущность группировки, их виды, задачи и значение. Аналитическая группировка по одному из факторов, на себестоимость. 1ц (трудоемкость, уровень интенсивности, концентрация производства молока, фондообеспеченность или фондовооруженнось, уровень специализации)
3.2.Сущность и значение дисперсионного анализа.
Оценка существенности влияния группировочного признака на себестоимость 1ц.
4. Проектная часть.
4.1. Сущность и основные условия применения корреляционно-регрессионного анализа.
4.2Построение экономико-математической модели себестоимости 1ц.
4.3. Расчет резервов снижения средней себестоимости и производственных затрат на молоко.
5. Пути реализации выявленных резервов.
Список использованной литературы
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Себ-ть м.doc

— 811.00 Кб (Скачать документ)

где f – постоянный вес, принятый для расчета. Обычно он принимается на уровне текущего периода, т.е.

       

 

2.2 Индексный анализ средней себестоимости и производственных затрат

        Проведем индексный анализ динамики себестоимости и производственных затрат на молоко по совокупности предприятий Семилукского, Калачеевского и  Петропавловского районов Воронежской области. Исходные данные, приведенные в приложении 2, позволяют определить общее изменение средней себестоимости молока.

         Наряду с анализом производства продукции важное место  в статистике занимает индексный анализ себестоимости продукции. Исходная информация для такого анализа представлена следующими данными:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7 – Произведено молока после доработки, себестоимость 1 ц молока и всего объема продукции по предприятиям Семилукского, Калачеевского, Петропавловского районов

Наименование

предприятий

Количество произведенного молока,ц

Себестоимость 1 ц молока, руб.

Затраты на весь объем произведенного молока, тыс. руб.

Структура произведенного молока, %

2005

2006

2005

2006

2005

2006

2005

2006

фактич

условн

q0

q1

Z0

Z1

Z0q0

Z1q1

Z0q1

ООО «Ритм»

4969

5111

584

691

2900

3534

2985

2,70

2,79

ООО «Агро-Старк»

4859

4156

722

958

3511

3982

3001

2,64

2,27

СХА «Луч»

1647

1702

686

1036

1130

1764

1167

0,89

0,93

СХА «Старокриушанская»

 

 

2206

2166

1046

 

 

955

2307

2069

2266

1,20

1,18

ООО «Лосево»

5478

4317

640

551

3500

2377

2763

2,98

2,36

ООО «Девицкий колос»

4840

5790

968

 

653

4687

3782

5605

2,63

3,16

СХА «им.Ленина»

7033

7033

604

604

4247

4247

4248

3,82

3,84

СХА «Ведуга»

 

3430

4454

656

 

747

2252

3329

2922

1,86

2,43

ООО «Ольшанская»

5241

6782

490

738

2568

5006

3323

2,85

3,72

ООО «Меловатская»

 

2415

2881

889

942

2147

2714

2561

1,31

1,58

ЗАО «Землянское»

 

9127

8950

460

 

305

4203

2727

4117

4,96

4,89

ООО «Черноземье»

15911

15643

464

551

7378

8624

7258

8,65

8,55

СХА «Четвериковская»

 

 

 

8631

9051

462

 

 

691

3991

6253

4181

4,69

4,95

Колхоз «Им. Куйбышева»

6779

6002

619

 

652

4200

3914

3715

3,69

3,28

ООО «Красное знамя»

 

5093

4125

527

 

666

2686

2748

2174

2,77

2,25

ЗАО «Манино»

6061

7394

593

577

6061

7394

4385

3,29

4,04

ЗАО  «Победа»

4365

4189

631

719

2753

3012

2643

2,37

2,29

ЗАО «Лесково»

4158

2748

540

685

2244

1884

1484

2,26

1,50

ЗАО «Подгорное»

23378

23683

397

464

9293

10996

9402

12,7

12,95

ООО «Семеновское»

 

 

 

6827

6688

496

 

 

906

3384

6059

3317

3,75

3,66

ЗАО «Коренное»

 

8191

7458

392

 

230

3213

1716

2923

4,45

4,08

ООО «Калачеевское-2»

 

12776

11645

357

 

624

4557

7272

4157

6,95

6,37

колхоз «Большевик»

 

5320

7197

623

 

715

3314

5148

4484

2,89

3,93

ООО  

«Скрипнянская Нива»

 

 

 

 

8767

8879

620

 

 

 

610

5436

5416

5505

4,79

4,86

ООО «Новая Криуша»

 

10120

9256

662

 

605

6701

5599

6127

5,50

5,06

ЗАО «Россыпное»

6272

5600

552

529

3460

2965

3091

3,41

3,08

Итого

183894

18290

561

626

103123

114531

99804

100

100

 

На основе приведенных данных таблицы определяется общее изменение себестоимости молока в районах:

Относительное: путем расчета индекса средней себестоимости. Рассчитывается данный индекс как отношение средней себестоимости 1 ц. зерновых отчетного периода к средней себестоимости базисного периода.

Данный индекс является индексом переменного состава, т.к. изменяются оба элемента: себестоимость и количество произведенного молока.

Iz= (114531000/182900)/(103123000/183894)=626,1946/560,7741=1,1167 или 111,67%

Абсолютное:

626,1946-560,7741=65,4205≈65руб.

Следовательно, средняя себестоимость 1ц молока Семилукском, Калачеевском и Петропавловском районах в 2006 году по сравнению с 2005 г. повысилась на 11,67% или 65 рублей.

Средняя себестоимость находится под влиянием двух факторов:

1.      себестоимости 1ц. молока в отдельных предприятиях районов;

2.      структура произведенного молока в районах.

Влияние 1 фактора

Относительное: определяется путем расчета индекса себестоимости постоянного состава. Рассчитывается данный индекс как отношение средней фактической себестоимости расчетного года к средней условной себестоимости расчетного года.

 

Данный индекс называется индексом постоянного состава, т.к. изменяется только один элемент: себестоимость 1 ц. молока. Количество произведенного молока остается постоянным.

Iz=626,1946/(99804000/182900)=626,1946/545,6752=1,1475или 114,75%

 

Абсолютное:

=626,1946-545,6752=80,5194≈80рубля.

Таким образом, следует отметить, что средняя себестоимость 1ц. молока в 2006г. в Семилукском, Калачеевском  и Петропавловском районе повысилась на 14,75% или 80 рубля за счет повышения себестоимости в отдельных предприятиях Семилукского, Калачеевского, Петропавловского районов (ООО «Ритм», ООО «Агро-Старк», СХА «Луч», СХА «Ведуга», ООО «Ольшанское», ООО «Меловатское», ООО «Черноземье», ОАОФпк «Четвериковская», к-з «Им. Куйбышева», ООО «Красное знамя», ЗАО «Победа», ЗАО «Лесково», ЗАО «Подгорное», ООО «Семеновское», ООО «Калачеевское-2»).

Влияние второго фактора

Относительное: определяется путем расчета индекса структуры произведенного молока в районах. Рассчитывается как отношение средней условной себестоимости отчетного года к средней себестоимости базисного года.

Id=545,6752/560,7741=0,9731 или 97,31%

Абсолютное: 545,6752-560,7741=-15,0989≈-15 рублей.

Следовательно, за счет улудшения структуры произведенного молока  в Калачеевском, Петропавловском и Семилукском районах (понизился удельный вес предприятий с низкой себестоимостью (ЗАО «Коренное») и повысился удельный вес с высокой себестоимостью (СХА «Луч», ООО «Агро-Старк», СХА «Старокриушанская», ООО «Меловатское») средняя себестоимость 1ц молока понизился на 2,69% или 15 рублей.

Взаимосвязь рассчитанных показателей позволяет построить 2 модели:

  Мультипликативная              

=1,1167=1,1475*0,9731=1,1166

Аддитивная:

65=80-15=65

Изменение себестоимости 1ц. молока отдельных предприятиях, а также в среднем по районам, структурное изменение произведенного молока окажут определенное влияние на величину производственных затрат. В этой связи необходимо произвести индексный анализ состояния производственных затрат при производстве молока в исследуемых районах.

Определяется общее изменение величины производственных затрат.

Относительное: путем расчета общего индекса производственных затрат. Рассчитывается данный индекс как отношение общей величины производственных затрат отчетного периода к общей величине затрат базисного периода.

                             Izq=114531/103123=1,1106

Абсолютное:∆zq=∑z1*q1-∑z0*q0==114531-103123=11408 тыс.руб.

Следовательно, производственные затраты на молока в Семилукском, Петропавловском, Калачеевском районе в 2006г. по сравнению с 2005 увеличились на 11,06% или 11408 тыс.руб.

Величина производственных затрат находится под влиянием 3 факторов:

1.      себестоимости 1ц. молока в отдельных предприятиях районов;

2.      количество произведенного молока в районах;

3.      структура произведенного молока в районах.

Влияние первого фактора:

Относительное: определяется путем расчета индекса себестоимости постоянного состава, который равен Iz=114,75%

Абсолютное:

  ∆zq=(626,1946-545,6752)*182900=14726998руб или 14727 тыс. руб

Следовательно, за счет повышения себестоимости в отдельных предприятиях Семилукского, Калачеевского  и Петропавловского районах (ООО «Ритм», ООО «Агро-Старк», СХА «Луч», СХА «Ведуга», ООО «Ольшанское», ООО «Меловатское», ООО «Черноземье», ОАОФпк «Четвериковская», к-з «Им. Куйбышева», ООО «Красное знамя», ЗАО «Победа», ЗАО «Лесково», ЗАО «Подгорное», ООО «Семеновское», ООО «Калачеевское-2»), средняя себестоимость 1ц молока в 2006 году по сравнению с 2005 годом повысилась на 14,75% или на 14727 тыс. руб.

Влияние второго фактора

Относительное: определяется путем расчета общего индекса физического объема или количества произведенной продукции

Iq=∑q1/∑q0 , где ∑q1, ∑q0-общее количество произведенного молока в Калачеевском, Петропавловском и Семилукском районе 2005 и 2006 гг.

Iq=182900/183894=0,9946 или 99,46%

Абсолютное:

=(182900-183894)*560,7741=-557409 руб. или -557 тыс. руб.

Следовательно, за счет увеличения количества произведенного молока в Калачеевском, Петропавловском и Семилукском районе величина производственных затрат на данный вид продукции уменьшилась на 0,54% или 557 тыс. руб.

Влияние 3 фактора:

Относительное: определяется путем  расчета индекса структуры, который составил 97,31%

Абсолютное:

=(545,6752-560,7741)*182900=-2761589руб. или -2761 тыс. руб.

Следовательно, за счет ухудшения структуры произведенного молока производственные затраты на данный вид продукции Калачеевском, Петропавловском и Семилукском районе в 2006 году уменьшились на 2,69% или 2761 тыс. руб.

Модели. Мультипликативная:

Izq=Izq(z)*Izq(q)*Izq(d)

1,1106=1,1475*0,9946*0,9731=1,1106

Аддитивная: ∆zq=∆zq(z)+∆zq(q)+∆zq(d)

11408000=14726998-557409-2761589=11408000

Таким образом, индексный анализ выявил основную проблему при производстве молока- повышение себестоимости 1 ц во многих предприятиях районов. Рост себестоимости 1ц молока привел к повышению средней себестоимости данного вида продукции в отдельных предприятиях Калачеевского, Петропавловского и Семилукского районах и увеличению производственных затрат, поэтому должны быть найдены резервы снижения себестоимости 1ц молока, что приведет к улучшению финансового состояния предприятий, значит к увеличению прибыли и уровня рентабельности. 

 

3. Метод группировок и дисперсионный анализ.

3.1. Сущность группировки, их виды, задачи и значение. Аналитическая группировка по одному из факторов, влияющих на себестоимость 1ц (удоя молока).

 

Группировкой называется расчленение изучаемой совокупности на однородные группы по определенным существенным признакам.

На основе метода группировок решаются центральные задачи исследования, обеспечивается правильное применение других методов статистического и статистико-математического анализа.

Работа по составлению группировок сложная и трудная. Приемы группировок разнообразны, что обусловлено разнообразием группировочных признаков и различными задачами исследования. К основным задачам, решаемым с помощью группировок относятся:

-         выделение социально -экономических типов;

-         изучение структуры совокупности, структурных сдвигов в ней;

-         выявление связи между явлениями и взаимозависимости.

Виды группировок.

В зависимости от задач, решаемых с помощью группировок, выделяют 3 типа группировок: типологические, структурные и аналитические.

Типологическая группировка решает задачу выявления социально-экономических типов. При построении группировки этого вида основное внимание должно быть уделено идентификации типов и выбору группировочного признака. Исходят при этом из сущности изучаемого явления.

Структурная группировка решает задачу изучения состава отдельных типических групп по какому-то признаку. Например, распределение постоянного населения по возрастным группам.

Аналитическая группировка позволяет выявить взаимосвязи между явлениями и их признаками, т.е. выявить влияние одних признаков (факторных) на другие (результативные). Взаимосвязь проявляется в том, что с возрастанием факторного признака возрастает или убывает значение результативного признака. В основе аналитической группировки всегда лежит факторный признак, а каждая группа характеризуется средними величинами результативного признака.

По сложности группировка бывает простой и сложной (комбинированной).

В простой группировке в основании один признак, а в сложной - два и более в сочетании (в комбинации). В этом случае сначала группы образуются по одному (основному) признаку, а затем каждая из них делится на подгруппы по второму признаку и т.д. Это позволяет изучить совокупность сразу по нескольким признакам.

Комбинационные группировки очень важны в экономических исследованиях. Однако в них по мере увеличения группировочных признаков растет число групп и таблица становится малообозримой. Многофакторный анализ способна дать лишь система простых и комбинированных группировок.

При проведении любой группировки сначала определяется группировочный признак, т.е. по которому расчленяется совокупность на группы. Группировочный признак может иметь количественное выражение, либо быть атрибутивным (качественным). Первые имеют числовое выражение, а вторые отражают состояние единицы совокупности. Следующим этапом группировки является определение числа групп. В группировках с атрибутивным признаком в основании число групп зависит от количества типов, а интервал соответствует переходу явления из одного качества в другое. В группировках с количественным признаком в основании число групп рекомендуется брать с таким расчетом, чтобы в каждую группу попало достаточно большое число единиц совокупности. Интервалы таких группировок могут быть равными и неравными, а неравные в свою очередь - возрастающими и убывающими.

В группировках с равным интервалом число групп можно рассчитать математическим путем.  С использованием, например, формулы Стерджесса: n=1+3.322lgN, где n - число групп, а N - число единиц совокупности. Согласно этой формуле выбор числа групп зависит от объема совокупности. Недостаток этой формулы состоит в том, что ее применение дает хорошие результаты, если совокупность состоит из большого числа единиц и если распределение единиц по группировочному признаку близко к нормальному. Поэтому есть ряд других формул, но каждая имеет свои недостатки.

Информация о работе Статистико-экономический анализ себестоимости молока на примере ЗАО «Хохольское » и других предприятий Хохольского, Аннинского, Калачеев