Статистико-экономический анализ себестоимости молока на примере ЗАО «Хохольское » и других предприятий Хохольского, Аннинского, Калачеев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:31, курсовая работа

Описание

Производственно-хозяйственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальные нужды, начислением амортизации, а также рядом других необходимых затрат.

Содержание

Введение
1. Анализ рядов динамики
1.1. Понятие производственных затрат, их классификация. Динамика производственных затрат на молоко за 6 лет.
1.2. Себестоимость 1ц молока, её структура. Динамика себестоимости 1ц молока за 9-12 лет.
1.3. Приемы выравнивания рядов динамики, схема их расчета, значение. Выявление тенденции себестоимости 1ц молока
2. Индексный метод анализа.
2.1. Сущность индексов. Индивидуальные и общие индексы себестоимости. Взаимосвязь индексов себестоимости.
2.2 Индексный анализ средней себестоимости и производственных затрат
3. Метод группировок и дисперсионный анализ.
3.1. Сущность группировки, их виды, задачи и значение. Аналитическая группировка по одному из факторов, на себестоимость. 1ц (трудоемкость, уровень интенсивности, концентрация производства молока, фондообеспеченность или фондовооруженнось, уровень специализации)
3.2.Сущность и значение дисперсионного анализа.
Оценка существенности влияния группировочного признака на себестоимость 1ц.
4. Проектная часть.
4.1. Сущность и основные условия применения корреляционно-регрессионного анализа.
4.2Построение экономико-математической модели себестоимости 1ц.
4.3. Расчет резервов снижения средней себестоимости и производственных затрат на молоко.
5. Пути реализации выявленных резервов.
Список использованной литературы
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Себ-ть м.doc

— 811.00 Кб (Скачать документ)

Формально корреляционная модель взаимосвязи системы случайных величин может быть представлена в следующем виде: , где Z – набор случайных величин, оказывающих влияние на изучаемые случайные величины.

Экономические данные почти всегда представлены в виде таблиц. Числовые данные, содержащиеся в таблицах, обычно имеют между собой явные (известные) или неявные (скрытые) связи.

Явно связаны показатели, которые получены методами прямого счета, т. е. вычислены по заранее известным формулам. Например, проценты выполнения плана, уровни, удельные веса, отклонения в сумме, отклонения в процентах, темпы роста, темпы прироста, индексы и т. д.

Связи же второго типа (неявные) заранее неизвестны. Однако необходимо уметь объяснять и предсказывать (прогнозировать) сложные явления для того, чтобы управлять ими. Поэтому специалисты с помощью наблюдений стремятся выявить скрытые зависимости и выразить их в виде формул, т. е. математически смоделировать явления или процессы. Одну из таких возможностей предоставляет корреляционно-регрессионный анализ.

Математические модели строятся и используются для трех обобщенных целей:

• для объяснения;

• для предсказания;

• для управления.

Представление экономических и других данных в электронных таблицах в наши дни стало простым и естественным. Оснащение же электронных таблиц средствами корреляционно-регрессионного анализа способствует тому, что из группы сложных, глубоко научных и потому редко используемых, почти экзотических методов, корреляционно-регрессионный анализ превращается для специалиста в повседневный, эффективный и оперативный аналитический инструмент. Однако, в силу его сложности, освоение его требует значительно больших знаний и усилий, чем освоение простых электронных таблиц.

Пользуясь методами корреляционно-регрессионного анализа, аналитики измеряют тесноту связей показателей с помощью коэффициента корреляции. При этом обнаруживаются связи, различные по силе (сильные, слабые, умеренные и др.) и различные по направлению (прямые, обратные). Если связи окажутся существенными, то целесообразно будет найти их математическое выражение в виде регрессионной модели и оценить статистическую значимость модели. В экономике значимое уравнение используется, как правило, для прогнозирования изучаемого явления или показателя.

Регрессионный анализ называют основным методом современной математической статистики для выявления неявных и завуалированных связей между данными наблюдений. Электронные таблицы делают такой анализ легко доступным. Таким образом, регрессионные вычисления и подбор хороших уравнений - это ценный, универсальный исследовательский инструмент в самых разнообразных отраслях деловой и научной деятельности (маркетинг, торговля, медицина и т. д.). Усвоив технологию использования этого инструмента, можно применять его по мере необходимости, получая знание о скрытых связях, улучшая аналитическую поддержку принятия решений и повышая их обоснованность.

Корреляционно-регрессионный анализ считается одним из главных методов в маркетинге, наряду с оптимизационными расчетами, а также математическим и графическим моделированием трендов (тенденций). Широко применяются как однофакторные, так и множественные регрессионные модели.

Основной предпосылкой применения корреляционного анализа является необходимость подчинения совокупности значений всех факторных и результативного признаков k-мерному нормальному закону распределения или близость к нему.

Основной предпосылкой регрессионного анализа является то, что только результативный признак подчиняется нормальному закону распределения, а факторные признаки могут иметь произвольный закон распределения.

Теоретическая обоснованность моделей взаимосвязи, построенных на основе корреляционно-регрессионного анализа, обеспечивается соблюдением следующих основных условий:

1. Все признаки и их совместные распределения должны подчиняться нормальному закону распределения.

2. Дисперсия моделируемого признака должна все время оставаться постоянной при изменении величины и значений факторных признаков.

3. Отдельные наблюдения должны быть независимыми, т.е. результа-ты, полученные в i-м наблюдении, не должны быть связаны с предыдущими и содержать информацию о последующих наблюдениях, а также влиять на них.

 

Общим условием, позволяющим получить более стабильные результаты при построении корреляционных и регрессионных моделей биржевых ставок, является требование однородности исходной информации. Эта информация должна быть обработана на предмет аномальных, т.е. резко выделяющихся из массива данных, наблюдений. Эта процедура выполняется за счет количественной оценки однородности совокупности по какому-либо одномерному или многомерному критерию (в зависимости от исходной информации) и имеет цель тех объектов наблюдения, у которых наилучшее (или наихудшее) условия функционирования по не зависящим или слабо зависящим причинам.

После обработки данных на предмет «аномальности» следует провести проверку, насколько оставшаяся информация удовлетворяет предпосылкам для использования статического аппарата при построении моделей, так как даже незначительные отступления от этих предпосылок часто сводят к нулю получаемый эффект. Следует иметь  ввиду, что вероятностное или  статистическое решение любой экономической задачи должно основываться на подробном осмыслении исходных математических понятий и предпосылок, корректности и объективности сбора исходной информации, в постоянном сочетании с теснотой связи экономического и математико-статистического анализа.

Для применения корреляционного анализа необходимо, чтобы все рассматриваемые переменные были случайными и имели нормальный закон распределения. Причем выполнение этих условий необходимо только при вероятностной оценке выявленной тесноты связи.

Рассмотрим простейшие случай выявления тесноты связи – двумерную модель корреляционного анализа.

Для характеристики тесноты связи между двумя переменными обычно пользуются парным коэффициентом корреляции , если рассматривать генеральную совокупность, или его оценкой – выборочным парным коэффициентом , если изучается выборочная совокупность. Парный коэффициент корреляции в случае линейной формы связи вычисляют по формуле

,

а его выборочное значение – по формуле

При малом числе наблюдений выборочный коэффициент корреляции удобно вычислять по следующей формуле:

Величина коэффициента корреляции изменяется в интервале .

При между двумя переменными существует функциональная связь, при - прямая функциональная связь. Если , то значение Х и У в выборке некоррелированы; в случае, если система случайных величин имеет двумерное нормальное распределение, то величины Х и У будут и независимыми.

Если коэффициент корреляции находится в интервале , то между величинами Х и У существует обратная корреляционная связь. Это находит подтверждение и при визуальном анализе исходной информации. В этом случае отклонение величины У от среднего значения взяты с обратным знаком.

Если каждая пара значений величин Х и У чаще всего одновременно оказывается выше (ниже) соответствующих средних значений, то между величинами существует прямая корреляционная связь и коэффициент корреляции находится в интервале .

Если же отклонение величины Х от среднего значения одинаково часто вызывают отклонения величины У вниз от среднего значения и при этом отклонения оказываются все время различными, то можно предполагать, что значение коэффициента корреляции стремится к нулю.

Следует отметить, что значение коэффициента корреляции не зависит от единиц измерения и выбора начала отсчета. Это означает, что если переменные Х и У уменьшить (увеличить) в К раз либо на одно и то же число С, то коэффициент корреляции не изменится.

4.2 Построение экономико-математической модели себестоимости  1ц.

На основании исходных данных годовых отчетов хозяйств Семилукского, Калачеевского, Петропавловского  района (см. приложение 3), построим уравнение множественной линейной корреляционной зависимости себестоимости 1ц от выявления в ходе экономического анализа факторов.

Построение статистической модели себестоимости 1ц производим в среде пакета прикладных программ Statgraphics. При этом уравнение корреляционно-регрессионной зависимости имеет вид.

Таблица 10- Экономико-математическая модель себестоимости 1ц. молока по предприятиям Семилукского, Калачеевского и Петропавловского района

Факторы

Коэффициент регрессии

Стандартная ошибка коэффициента регрессии

Критерий Стьюдента

Уровень значимости

Константа

1008,614565

482,954552

2,0884

0,0521

X1

-22,941981

4,440718

-5,1663

0,0001

X2

-0,305925

4,224962

-0,0724

0,9431

X3

0,029064

0,002228

13,0424

0,0000

X4

0,064473

0,037292

1,7289

0,1019

X6

0,086771

0,769967

0,1127

0,9116

X7

   -168,215303

273,348574

      -0,6154

0,5464

X8

0,006944

0,144084

0,0482

0,9621

X9

-3,625988

9,696911

-0,3739

0,7131

 

R-SQ(ADJ)=0.9199,

SE=53.263770,    MAE=35.705075

DurbWat=1.202,  где

R-SQ(ADJ) – коэффициент детерминации,

SE – стандартная ошибка для себестоимости,

MAE – среднее квадратическое отклонение для себестоимости,

DurbWat – критерий  Дарбина-Уотсона.

Множественный коэффициент детерминации R(квадрат)=0,9199 или 92% показывает, что вариация себестоимости 1ц объясняется совместным влиянием факторов в модели, а на оставшиеся 8% влияние других факторов, неучтенных в модели. Недостатком является то, что не все факторы включенные в рассмотрение оказывают существенное влияние на себестоимость 1ц, о чем свидетельствует рассчитанный критерий Стоюдента и расчетный уровень значимости. Из рассмотрения следует исключить те факторы, по которым уровень значимости    . В нашем случае это  уровень концентрации, поголовье коров, а влияние некоторых факторов не поддается логико-экономическому осмыслению (трудоемкость 1ц. молока, расход кормов на 1ц. молока).

Компьютерная программа позволяет просчитать ряд вариантов и выбрать наиболее значимую модель.

Таблица 11- Экономико-математическая модель (улучшенная) себестоимости молока по предприятиям Семилукского, Калачеевского и Петропавловского районов

Факторы

Коэффициент регрессии

Стандартная ошибка коэффициента регрессии

Критерий Стьюдента

Уровень значимости

константа

745,534407

68,125683

10,9435

0,0000

X1

-20,035394

1,412921

-14,1801

0,0000

X3

0,028326

0,002017

14,0455

0,0000

X6

-0,021688

0,702654

-0,0309

0,9757

X9

-5,805474

9,234449

-0,6287

0,5363

Информация о работе Статистико-экономический анализ себестоимости молока на примере ЗАО «Хохольское » и других предприятий Хохольского, Аннинского, Калачеев