Репрезентация концепта "характер человека" в языке российской прессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 04:34, курсовая работа

Описание

Работа по лингвистике русской языка. В ней рассматривается такое понятие как характер человека с точки зрения публицистического стиля, дается описание концепта "характер человека" на примере языка средств массовой информкации, приводится много примеров, конкретизируюдщих черты характера человека

Работа состоит из  1 файл

концепт характер человека в СМИ.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

     «Получается, что российский народ  чуть ли не по природе  своей злой, завистливый и агрессивный в отношении своих соседей. Пока голоден, он, конечно, к ним не пристает, но, как только чуть накопит жирка, сразу за старое. Словом, как волка ни корми, он все равно в лес смотрит» [Новая газета. 16.02.2006].

     В вышеприведенном примере мы еще  видим лексему агрессивный, относящуюся также к этому концепту.

     Из  приведенных выше примеров становится ясно, что многие журналисты расценивают зависть как коллективную черту характера. Иными словами, зависть, по их мнению, имеет культурно-национальную основу.

     Однако, зависть является и индивидуально-личностной чертой характера.

     Если  человек испытывает чувство зависти  к кому-то, значит, он досадует, раздражается из-за того, что у другого человека есть что-то (вещь, талант, работа и т. д.), чего нет у него самого.

     «Однако при этом она очень  завистлива, поэтому, скорее всего, перессорится со всеми подругами и родственницами, и будет постоянно интриговать. Хотя это касается только ее отношений с другими женщинами и отнюдь не помешает ей быть хорошей женой» [Правда. 16.04.09].

     Если  кто-то смотрит на человека с завистью, значит, ему неприятно, что тот счастливее, что у него что-то лучше получается, или он имеет что-то, чего не имеет этот человек.

     «На корпоративных вечеринках Анна с завистью поглядывала на жен сослуживцев Сергея, которые не вылезали из косметических салонов и разъезжали на иномарках. И она поняла, что настало время штурмовать другую крепость» [18.10.2002].

     Зависть бывает белая и черная. Если человек завидует кому-то белой завистью, значит, он рад за другого человека и хотел бы тоже быть так же счастлив, иметь такие же успехи, как у него. Но если человек завидует кому-то черной завистью, значит, он чувствует неприязнь к другому человеку, желает ему плохого, так как другой человек счастливее, удачливее, богаче и т.д. его.

     «Усердный работник получил повышение, а его нерадивые коллеги завидуют ему черной завистью» [Правда. 21.08.2005].

     «При  этом подсчитать количество съеденной в столице  икры очень сложно, взвесить весь надкушенный москвичами сервелат невозможно, зато можно подсчитать количество автомобилей. Но не надо делать это слишком часто. Ведь тогда выяснится, что черная зависть остальной страны к москвичам ни на чем не основана, а расставаться с образом всеобщего врага опасно — нелюбовь к жителям столицы хотя бы объединяет, а в отдельных случаях даже сплачивает. Зачем же расставаться с таким удобным оправданием собственных неудач?» [Московский комсомолец. 13.10.2008].

     В вышеприведенном примере черная зависть рассматривается как национальная черта характера, свойство национального менталитета. Вообще в современных СМИ многие журналисты склонны обобщать индивидуальные черты характера, придавать им общенациональную специфику.

     В средствах массовой информации часто  осуждается равнодушие. Равнодушным называют того человека, кто не проявляет интереса, участия к кому-либо, в чьей-либо судьбе. Равнодушному человеку не знакомо чувство любви. Он проникнут безразличием, безучастием.

     «Все  имеет свою цену. В том числе  – время. Стоишь ли ты в автомобильной пробке, считаешь ли долгие минуты в приемной равнодушного чиновника, томишься ли в очереди к окошку банка – ты теряешь» [Комсомольская правда. 30.04.2008].

     Равнодушие, как считают большинство журналистов, является тоже не всегда индивидуальной чертой. Все чаще и чаще оно становится национальным бедствием. Это и понятно. Общество ведь состоит из индивидуумов, многие из которых обладают этой чертой характера. А когда эти индивидуумы объединяются в рамках страны, организации, группы, то тогда равнодушие становится общей бедой, уродующей наше общество.

     «А большинство участников фокус-групп указали такие ассоциации со словосочетанием «современный российский суд»: продажный, корпоративный, равнодушный, некомпетентный, зависимый, подкупный, несправедливый, долгий, шумный, бестолковый, хаотичный, беззаконный» [Новыке известия. 19.12.2005].

     В данном примере, кроме лексемы равнодушный, мы можем увидеть целый набор  единиц отрицательной коннотации, входящих в концепт «характер человека»: продажный, подкупный, несправедливый, беззаконный. С их помощью журналист дает характеристику российского суда, в котором, по его мнению, сошлись воедино все грехи и пороки того общества, в котором мы живем. Лексическая единица суд является метонимией.

     Эти же лексемы могут быть характеристикой  отдельно взятого человека. Журналисты их часто используют в своих обличительных публикациях.

     «Без  всякого преувеличения, коррупция в Российской Федерации приобрела угрожающие масштабы. Она стала поистине национальным бедствием. Если власть и чиновники продажны, то никогда даже самые правильные реформы не будут претворяться в жизнь. Продажный чиновник всегда торговал интересами государства, и в этом опасность коррупции» [Московский комсомолец. 3.06.2009]

     «Размеры  взяток доходят до такого уровня, что  за год “средний”  продажный чиновник может купить себе квартиру площадью в 200 метров» [Новые известия. 7.11.06].

     «Если бы не было повода и  прецендентов, то не сваливали бы на судей. а то (грубо говоря - статистику не ввиду) один из 20-ти матчей судит подкупный человек. вот и получается, что начинают искать там, где нету. и сваливать удобно. потому что все знают, что подкупный судья это не миф». [Правда. 23.04.10].

     Итак, проанализировав лексемы негативной оценки, входящие в концепт «характер человека», мы пришли к выводу, что они могут быть репрезентированы как на индивидуально-личностном, так и на коллективном уровне языкового сознания. Согласно этой точки зрения, концепт «характер человека» входит в национально-языковую картину мира и приобретает статус национального характера, который есть «совокупность психологических черт, особенностей какого-либо народа» [Толковый словарь русского языка 2003, 1480] 
 
 

2.2. Лексические единицы  с позитивной оценкой,

входящие  в концепт «характер  человека»

 

     К группе лексических единиц концепта «характер человека», выражающих субъективно-оценочное отношение, относятся и единицы со значением, вызывающим одобрение как констатацию социально устоявшейся оценки определенных черт характера человека. Их количество значительно меньше количества единиц отрицательной оценки.

     Рассмотрим  лексемы положительной оценки, входящие в концепт характер человека.

     К положительным лексемам, входящим в  структуру концепта «характер человека», является благородство. Благородным называют человека, если он в своих намерениях и поступках руководствуется высокими нравственными идеалами и принципами. Если обратиться к этимологии этого слова, то оно состоит из двух слов: благой + род. Благой – это «хороший, добрый». Иными словами, это слово означает «хороший род». Появилось оно в языке давно, тогда им называли людей хорошего, знатного происхождения. Но поскольку эти люди обладали хорошими манерами, внутренними качествами, то со временем всех, кто в жизни руководствуется высокими идеалами, стали называть благородными.

     «Сочувствие к принцу Гамлету  понятно. Благородный, молодой, полный сил, умный, блестящая речь – о судьбе, о чести, о загробном мире» [Московский комсомолец. 21.02.2008].

     «Разумеется, Федерер, являющийся олицетворением джентльменского  стиля в теннисе, как благородный человек не мог на девушке не жениться. Свадьба прошла в узком кругу родных и близких на родине Федерера в Базеле» [Комсомольская правда. 6.05.2010].

     Важной  лексемой является доброта. Доброта – это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им

     «Его  сравнивают с Любаровым. В творчестве обоих  художников подкупает доброта, прямолинейность, жажда жизни и любовь к простым вещам, окружающим нас» [Комсомольская правда. 6.05.2010].

     «Есть такая маленькая  книжка, которая называется «Дети пишут Богу». Добрый человек и писатель Михаил Дымов собрал в ней вопросы, которые дети по его просьбе задавали Богу. Это удивительное чтение» [Комсомольская правда. 6.05.2010].

     Нежному, заботливому человеку свойственны добрые черты характера, доброе поведение. Чуткого, отзывчивого человека часто называют добрая душа или доброе сердце.

     «Возраст есть возраст. Паваротти уже не поет без микрофона, хотя голос у него по-прежнему красивый и сильный. Однако если «точку» в виде высокой ноты в концовках арий он ставит, как и прежде, эффектно, то на всю композицию может элементарно не хватать энергии. Аплодисменты, возгласы «браво» и «грация» ему сыпались во многом за былые заслуги, за доброе сердце и просто за то, что приехал» [Новые известия. 21.12.2003].

     Но  иногда эти сочетания могут быть использованы во фразах с отрицательной коннотацией как противоречивость взглядов и суждений.

     «Карина Евсюкова уверяла  суд, что у ее мужа доброе сердце, а на видеокадрах с камер наблюдения из магазина она не узнает его» [Новые известия. 3.02.2010].

     В концепт «характер человека»  входит и лексема «сдержанный», также выражающая позитивную оценку. Сдержанным называют поведение, а также человека, который умеет владеть собой. Сдержанность – важная черта характера человека.

     «Джамала  и Сондоро действительно  ярче, голосистее и  интереснее конкурентов, к тому же являются друг для друга  своего рода дополнением. Он из разряда тюнингованного ретро, она настоящая  музыкальная футуристка; он сдержанный и скромный южанин, она настоящая буря с Востока; в конце концов, он джентльмен, а она леди» [Московский комсомолец. 3.08.2009]

     Искренность является одной из главных положительных черт характера человека. Искренний человек всегда правдиво и открыто выражает то, что думает и чувствует.

     «Михей  смог популяризировать этот стиль музыки у нас на родине и зажечь нас новым  светом. Только такой  талантливый и  искренний в своём творчестве человек, как он смог это сделать. Как жаль, что он так скоро ушёл» [Комсомольская правда. 5.12.2009].

     Щедрым называют человека, который охотно делится с другими людьми своими средствами, имуществом и т.п., не жалеет денег на что-либо.

     Если  у какого-то человека щедрая душа, щедрое сердце, то это означает, что он ничего не жалеет для других людей, охотно дарит им своё имущество, помогает в беде и т.п.

     «Приходится признать, что либо Путин – необыкновенно  щедрый человек, заступающийся за своих друзей и дарующий, ценой собственных перспектив, им миллиардные состояния. Либо друзья – просто фронтуют кого-то, кто является истинным владельцем кошелька» [Новая газета. 20.12.07].

     Скромным называют человека, который не хвастается своими достоинствами, заслугами и, когда общается с другими людьми, не любит привлекать к себе большого внимания, что считается признаком хорошего воспитания. Скромный человек не тратит на себя денег больше, чем это необходимо в повседневной жизни.

     «То, что рассказывала эта скромная с виду, обстоятельная шведская женщина, шло будто из другого, параллельного мира» [Новая газета. 14.03.2008]

     Сердечность, как считают многие журналисты, является лучшей чертой человека. Сердечного человека волнуют проблемы других людей, он искренне переживает, сочувствует всем, кому нужна помощь.

     «Он очень талантливый  и сердечный человек. Из всех детей он больше всего был привязан к матери. Он пасует перед окружающими, постоянно чувствует себя виноватым. Ему не нужно заниматься самоедством и стоит научиться категоричности» [Московский комсомолец. 25.11.2008]

     Справедливость также является важной чертой характера. Справедливым называют того, кто действует, относится к кому- или чему-либо справедливо, потому что действует только в соответствии с истиной, правило, законом.

     «Вы, уважаемый читатель, хороший, справедливый человек. А те, кто вам мешают, — плохие. Эти плохие всегда от вас чего-то хотят именно в тот момент, когда вы смотрите важную передачу. Лучше бы этих плохих не было»  [Московский комсомолец. 21.04.2008].

Информация о работе Репрезентация концепта "характер человека" в языке российской прессы