Репрезентация концепта "характер человека" в языке российской прессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 04:34, курсовая работа

Описание

Работа по лингвистике русской языка. В ней рассматривается такое понятие как характер человека с точки зрения публицистического стиля, дается описание концепта "характер человека" на примере языка средств массовой информкации, приводится много примеров, конкретизируюдщих черты характера человека

Работа состоит из  1 файл

концепт характер человека в СМИ.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)
align="justify">     Коннотацию  можно рассматривать совокупность семантических наслоений, включающих в себя оценочный, экспрессивный, эмоциональный и функционально-семантический компоненты. Оценочный компонент, т.е. одобрительная или неодобрительная оценка, заключенная в значении слова, является основным в коннотативном значении. Члены одного общества расценивают одно и то же явление индивидуально, хотя существует общепринятая точка зрения, в связи с которой положительная или отрицательная оценка входит в структуру значения лексической единицы. Субъективно-оценочный элемент значения может быть объяснен дифференцированной реакцией людей на положительные и отрицательные явления и является интегральным в семантической структуре слова. В этой связи следует отметить, что концепт «характер человека», реализуемый в газетно-журнальной публицистике, тесно связан с оценкой, которая может носить отрицательный, положительный и нейтральный компоненты значения, в основе которых лежат осуждение, одобрение или отсутствие ярко выраженного одобрения или осуждения как констатация социально устоявшейся оценки какого-либо явления. Ведь в публицистике на первый план всегда выступает позиция автора. Л.Г. Кайда пишет: «Позиция автора – это социально-оценочное отношение к фактам, явлениям, событиям. В лингвистическом плане она выражается в подчинении всех языковых средств основной коммуникативной установке, в их, совместно с композиционными приемами, целенаправленном использовании для усиления воздействия текста на читателя» [Кайда, 2007, 208]. 
 
 

2. Реализация концепта  «характер человека»

в газетно-журнальной публицистике

2.1. Лексические единицы  с негативной оценкой, 

входящие  в концепт «характер человека»

 

     Лексические единицы с негативной оценкой  занимают большое семантическое пространство в структуре концепта «характер человека». И надо сказать, что в средствах массовой информации они встречаются довольно часто – даже чаще, чем лексические единицы с позитивной оценкой. Это связано с тем, что в своих публикациях журналисты, как правило, поднимают проблемы негативного характера, чтобы привлечь к ним внимание общественности. Лексемы концепта «характер человека» с отрицательным субъективно-оценочным компонентом имеют значение, вызывающее осуждение определенных черт характера человека. Конечно, в рамках данной работы мы не сможем рассмотреть все лексемы, входящие в концепт «характер человека». Поэтому остановимся на основных.

     Наиболее  многочисленную подгруппу составляют лексема подлый.

     Подлый – тот, который ведет себя безнравственно, а подло – поступить безнравственно. В русском языке даже есть такое сочетание подлый характер, который означает, что тому или иному человеку подлость присуща изначально, что эта черта характера будет сопровождать его всю жизнь.

     «Он поступил подло и низко. Просто побоялся мне сказать об этом, когда мы были наедине, – вспоминает 24-летняя Лайза. – Он пригласил к нам всех моих родственников: маму, папу, тетушку и Кейвина с Рейчел, и выложил все при них» [Правда. 22.10.1009].

     В данном примере концепт «характер  человека» реализуется через  наречия подло и низко. Второе можно расценить как синоним первого. Лексические единицы низко, низость в значении «подло» и «подлость» также входят в данный концепт.

     Иногда  эта лексема данного концепта реализуется с некоторым юмористическим оттенком, что говорит об отношении автора статьи к такому явлению, как подлость. Например:

     «Не хочется вспоминать о гостиничном гостеприимстве (по трое-четверо в номере, невзирая на пол и возраст), о военно-полевых обедах и приемах (всегда холодная, а то и вчерашняя пища, которую нужно есть стоя), о трехчасовых ожиданиях у подъезда Дворянского собрания (ныне Колонный зал), уравнявших наконец князей и академиков с людьми бывшего “подлого звания” [Новая газета. 25.12.2009].

     «Подлое звание» - это метафора, имеющая отношение к подлым людям.

     Довольно  многочисленную подгруппу образуют лексемы жестокий и безжалостный. Жестоким (безжалостным), как правило, называют человека, который не чувствует жалости  к другим людям, живым существам, не чувствует боль и страдание.

     «И  когда я брала  по оптовой цене товар, с завода, и честно его продавала по цене. ниже, чем была в магазинах, у меня не покупали. Покупали у моих конкурентов. Считалось, что раз я молодая, то должна работать. Люди слишком жестоки» [Московский комсомолец. 01.03.2010].

     «Женщины  поистине безжалостны. И подобная статистика вряд ли порадует любящего мужа - всегда обидно узнавать, что тебе, такому положительному, во многих случаях предпочтут какое-то недоразумение с бантиками и пряжечками» [Правда. 17.12.2009].

     Некоторые журналисты к отрицательным чертам характера человека относят лексему  болтливый. Так называют человека, любящего много и легкомысленно говорить, а также не умеющего хранить тайну

     «Публикуемый  выше документ —  наглядное свидетельство  изощренности сталинской политической системы. По завершении Большого террора новый нарком внутренних дел Берия обратил внимание Сталина на то, что не все в порядке у главного военного судьи. Оказывается, он невоздержан и, что еще хуже, болтлив. А ведь рассказать при желании Ульрих мог много чего» [Новая газета. 14.12.2008].

     Лексема лживый тоже относится к концепту «характер человека». Лживый – «склонный ко лжи, к обману». Журналисты часто используют данную единицу при характеристике политических деятелей.

     «Ненадежные, скользкие, лживые. А как стыдно женщинам за их предательство! Они такие уставшие, и глаза у них несчастные. И дети страдают. Папашка в очередном загуле» [Комсомольская правда. 23.03.10].

     Что может быть страшнее лицемерия? –  этот риторический вопрос журналисты тоже часто задают. Лицемерие – это «поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью».

     «По их мнению, такие мужчины притворяются и лицемерят, чтобы добиться благосклонности со стороны представительниц противоположного пола, а, получив желаемое, показывают свое истинное лицо. Так не лучше ли поддерживать отношения с теми, кто изначально ведет себя «естественно»?» [Правда. 07.04.2010].

     Льстивость – качество, аналогичное лицемерию. Они выставляют напоказ все, что есть худшее в человеке.

     Льстивым называют человека, выражающего лесть, склонного к лести. Лесть – это лицемерное, угодливое восхваление.

     «Что  скрывать, журналисты такие тщеславные, слабые и падкие на лесть. Гордыня губит нас» [Комсомольская правда. 2.10.2008].

     Жадность тоже относится к тем качествам характера, которые не красят человека. Жадным называют человека, который не хочет делиться каким-нибудь своим имуществом с другими людьми, хотя у него этого имущества достаточно. Жадный человек – и тот, который стремится присвоить себе, получить, иметь у себя как можно больше чего-либо. 

     «С  нее бы нужно брать  пример жадине Джереми Пайвену – звезде из фильмов “Рок-н-рольщик”, “Тачки”, “Козырные тузы”. Пайвен - чемпион по скупости среди звезд Голливуда. Вместо традиционных 10% от суммы счета он оставляет на чай диски с сериалом, в котором сам же и снимался» [Комсомольская правда. 6.05.2010].

     Кроме слова жадина – так называют очень важного человека – мы в данном примере встречаем слово скупость. Скупость – это «чрезмерная бережливость, нелюбовь к тратам, расходованию денег». Скупым называют человека, который настолько бережлив, что никогда никому ничего не дает.

       «Одна моя знакомая, выйдя замуж за очень скупого голландского мужчину, пережила настоящий культурный шок. Раз в месяц муж строго отмерял нужный метраж туалетной бумаги, а за перерасход строго взыскивал» [Комсомольская правда. 06.03.2001].

     «С  точки зрения науки  возраст жадности такой же, что и человечества, - более двух миллионов лет. Эта черта характера у нас в генах <…> с появлением денег изменился характер корыстного чувства – оно сконцентрировалось на чистогане, за который можно приобрести почти все на свете. И уровень жадности человека стал определяться еще воспитанием и влиянием общества. То есть у многих жадность стала не только врожденной, но и приобретенной. А с религиозной точки зрения жадность навязывается человеку обществом или дьяволом» [Комсомольская правда. 12.02.2010].

     Синонимом жадности является корысть. Поэтому в вышеприведенном примере данные лексические единицы употребляются вместе.

     Хвастовство тоже является плохой чертой характера человека. Хвастовством называют неумеренное восхваление чего-н. своего, своих достоинств, чисто мнимых, преувеличенных. Хвастливый человек – «тот, который любит хвастаться».

          «Что же касается великих классических произведений – по-моему автор их не очень внимательно читал (а иностранные не читал вообще, зато хвастается [Новая газета. 12.04.2004].

     «А  пока есть хвастливый, плохо воспитанный, уверенный в своей большой значимости и выдающемся культурном уровне маленький человек, живущий на огромной территории» [Новая газета. 22.02.2008].

     Лексемы наглость, наглый часто используются в политических и экономических статьях.

     Человека  называют наглым, если он грубо и вызывающе ведёт себя, не уважает других людей; слово выражает осуждение. Наглый человек совершает наглые поступки, произносит наглые слова, т.е. дерзкие, вызывающие. У наглого человека взгляд и смех тоже наглые, если в них проявляется дерзость, бесстыдство.

     «Эта милиция нам не нужна – она даже себя защитить не может. Только обирать и унижать слабых. Любой сильный, наглый и пьяный может убить мента. Эту милицию нужно распустить» [Московский комсомолец. 05.02.2008].

     «Типичный экземпляр современного адвоката – наглый, скользкий, беспринципный, алчный до денег. Спец по обслуживанию денежных мешков» [Комсомольская правда. 27.10.2009].

     В данном примере, кроме этой лексемы, мы еще находим единицы скользкий и беспринципный, которые тоже входят в концепт «характер человека».

     Скользкий – метафорическая единица, означающая «неустойчивый, ненадежный, сомнительный».

     Синонимом слова беспринципный является слово безнравственный, которое в СМИ встречается намного чаще, т.к. журналисты все больше и больше говорят о безнравственности как о страшном грехе, постигшем наше общество.

     До  чего ж ненавижу тех, кто маскируется  под кого-то, в  данном случае, под русского. Слабо что ли карьеру сделать не под личиной какой-то, а под тем кем ты есть. Терпеть не могу этого человека, он просто негодяй – скользкий и многоличный [Московский комсомолец. 5.03.2009].

     В вышеприведенном примере мы видим  еще лексему многоличный, которая тоже входит в данный концепт.

      Синонимом лексемы «наглый» является «нахальный».

      «Подразнив  местную милицию  нацеливанием фотоаппарата на Президентский дворец (здесь это по-прежнему строго запрещено, но если ты нахальный иностранец - пожалуйста!), поблуждал по городу» [Комсомольская правда. 2.03.2010].

     Многие  журналисты склонны видеть страшное зло в зависти, которая подтачивает человека изнутри, не дает ему жить.

     «Сколько  же мерзкости в  нашем народе –  завистливого, туповатого и подленького быдла. С другой стороны против генетики не попрешь – быдло всех умных и красивых 70 лет уничтожало» [Комсомольская правда. 06.04.09].

Информация о работе Репрезентация концепта "характер человека" в языке российской прессы