Восприятие человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 12:44, доклад

Описание

Восприятие человека уникально и имеет одну очень важную особенность: он реагирует на быстро сменяющиеся внешние раздражения и воспринимает их не как последовательность каких то чувственных ощущений, а как обобщенный и целый образ. Мы это можем проверить прямо сейчас, проведя небольшой эксперимент. Зажгите свечку, спичку или сигарету и выключите в комнате свет. Если вы, медленно передвигая этот предмет, «нарисуете» в воздухе круг, то вы увидите кругообразное движение огня; если же вы выполните то же движение, но очень быстро, то вы увидите только форму (сам круг). Это наблюдение будет еще нагляднее, если проделать это перед зеркалом.

Работа состоит из  1 файл

Психология.docx

— 27.43 Кб (Скачать документ)

Восприятие человека уникально и имеет одну очень  важную особенность: он реагирует на быстро сменяющиеся внешние раздражения  и воспринимает их не как последовательность каких то чувственных ощущений, а как обобщенный и целый образ. Мы это можем проверить прямо сейчас, проведя небольшой эксперимент. Зажгите свечку, спичку или сигарету и выключите в комнате свет. Если вы, медленно передвигая этот предмет, «нарисуете» в воздухе круг, то вы увидите кругообразное движение огня; если же вы выполните то же движение, но очень быстро, то вы увидите только форму (сам круг). Это наблюдение будет еще нагляднее, если проделать это перед зеркалом.  
Это явление можно объяснить иак: наш мозг постоянно старается найти различия, внести порядок в кажущийся на первый взгляд беспорядок, дополнить недостающие фрагменты восприятия и т.д. Конечно это происходит очень быстро, и поэтому мы не осознаем этого процесса. Именно поэтому при эксперименте с сигаретой вы воспринимаете общую фигуру «круга». Тоже происходит и при встрече с кем-либо. Информация о внешности человека поступает к нам через органы чувств: зрения, осязания, слуха, обоняния. Но мы не выделяем какой-либо один фрагмент информации, если только он не выходит за рамки привычного («сегодня у него очень грустное лицо»), как правило мы воспринимаем собеседника как единое целое, как бы мгновенно все ощущения в единый общий образ, и у нас возникает впечатление об этом человеке. Впечатление, несмотря на то что оно «одно», фактически составлено из бесконечного количества нанизанных друг на друга и слившихся в единое целое частных впечатлений.

Таким образом, при взгляде на человека мы последовательно  замечаем, например, телосложение, позу, мимику, жестикуляцию, однако ощущаем  этот процесс восприятия как «одновременный», так как завершается он очень  быстро. В тот момент, когда этот человек начинает говорить, к нашему образу, нашему «одному» впечатлению  присоединяются также и интонация, мелодия голоса, ритм языка, сила звука, возможная диалектная окраска и  многое другое. Внимательный наблюдатель  может заметить и другие важные детали с «первого взгляда», например пятно  на одежде, особенно чистое произношение, плохо выбритое лицо или нервную  игру зажигалкой и так далее.

Так как это  общее впечатление составлено не из одного единственного, а из многих отдельных впечатлений, то возникает  вопрос, какие из них тут первичные. Некоторые авторы считают, что в  первую очередь впечатление производит телосложение, но другие утверждают, что  телосложение на втором месте. Третьи считают, что быстрее всего на наблюдателя действует мимика (особенно глаза). Я же думаю, что такой спор вообще бессмысленен, так как считывание информации происходит настолько быстро, что мы не можем отчетливо его описать. Следовательно, последовательность таких отдельных впечатлений точно неустановима (по крайней мере, пока).

Телосложение  и поза

Следующий важный для повседневной практики вопрос:что важнее для общего впечатления — телосложение человека или поза? Эту проблему оживленно обсуждают в кругу специалистов. Я лично склоняюсь к точке зрения, что для практики большее значение имеет та информация, которая быстрее изменяется (или на которую мы сами можем оказывать влияние). Так как очевидно, что это соответствует позе, то мы предпочтем этот подход. Кроме того, излишний акцент на телосложении может спровоцировать определенную разновидность эффекта Пигмалиона. Так, например, я знала од-ного американца (назовем его Билли С.), который был последователем теории Кречмера о взаимосвязи телосложения и характера. В соответствии с этой теорией Билли С. должен был быть веселым и компанейским, так как он относился к ярко выраженному пикническому типу. Но в действительности это совсем не соответствовало его характеру, и ему приходилось затрачивать изрядные и душевные и физические силы в попытке соответствовать этим кречмеровским описаниям, так как он воспринимал их как непреложное требование (раз у тебя на лицо основные признаки пикнического типа, то ты просто обязан быть веселым и компанейским). Билли принял их, потому что они, по его мнению, были «научными» (а это имело для него решающее значение). И выходит, Билли страдал не от того, что был пикнического типа, а от того, что кречмеровские определения находились в противоречии с его сущностью. Так как Билли верил, что ученый со своей теорией о «типах» знает больше, чем он сам может о себе знать, то постоянно чувствовал себя неуютно, ибо «требуемое» поведение давалось ему с большим трудом. Справедливости ради нужно отметить, что кречмеровские «определения», конечно, не содержали никаких требований. Проблема возникла только потому, что Билли С. эти описания воспринял как требования. Однако другая часть кречмеровского учения о типах, согласно которой пикнический тип имеет также склонность к грусти и колебаниям настроения, оказалась верной. Но сейчас дело не в том, насколько это второе высказывание присуще каждому представителю пикнического типа и насколько Билли С. соответствовал ему. Ясно одно: Билли С. проникся доверием именно к первому высказыванию Кречмера и потерпел фиаско. Эта неудача может послужить хорошим уроком людям, которые подстраивают себя «под определения». Заставляют ли они себя подчиняться этим «определениям» (следуй тому-то и тому-то!) или просто ждут от себя определенного поведения, результат одинаков: внутренняя расколотость, отсутствие гармонии или сильно выраженное чувство отвращения, несостоятельности, недовольства, одним словом, конфликт.

Самопознание

Любопытно, что  после разочарования в теории типов Кречмера Билли С. увлекся кинесикой, но в основном он изучал сигналы тела других людей, хотя, наверное, ему следовало больше времени уделять самопознанию, чтобы получше разобраться в самом себе. Бесполезно обращаться к темам прикладных знаний о человеке без одновременного познания себя и своих собственных сигналов. Поэтому я считаю очень важным еще раз подчеркнуть, что получаемая нами информация не является абсолютно истиной и что даже те сведения, в которых мы точно уверены, не могут являться требованиями. Человек не может быть веселым только потому, что он толстый, или оттого, что кто-то провозгласил закон о прямой зависимости между тучностью и жизнерадостностью!

И все же обычно мы уверены, что наша предварительная  информация «верна». Поэтому полезно  еще раз напомнить юмовскую формулировку проблемы индукции: никогда нельзя исходить из того, что какое-либо утверждение может быть доказано окончательно. Что справедливо для восходов и закатов, действительно и для сигналов человеческого тела.

Законы  языка и тела

Предположим, что  вы, основываясь на личном опыте  или прочитав какую-нибудь теорию, усвоили  следующую точку зрения: «Сжатые  губы означают, что человек в данный момент замкнут, не хочет ни воспринимать информацию со стороны, ни разгваривать сам». Тысячи наблюдений, что сжатые губы действительно означают «закрытость от мира», могут оказаться ошибочными для некоего конкретного случая, на сжатые губы которого вы однажды обратите внимание.

Мы уже говорили о концепции Давида Юма и о  том, что ни одно утверждение не может  быть абсолютно истинное. И в плане рассматриваемой нами темы история может предложить массу примеров. Так, например, Аристотель в свое время считал признаком высокого ума маленькую голову, а Галл двести лет тому назад выдвинул прямо противоположную концепцию. После него еще долгое время бытовало ошибочное, но до сих пор разделяемое некоторыми людьми мнение, что признаком ума является высокий лоб. В свое время этой точки зрения придерживались и многие художники. Часто, желая польстить своим заказчикам, они изображали их на портретах со лбом больших размеров, нежели те имели в действительности. Так, например, судя по силуэтам и рисункам, относящимся к молодым годам Гете, он имел небольшой и покатый лоб, однако более поздние портретисты, вероятно, с особой благосклонностью относящиеся к великому немцу, изображали его с гипертрофированно высоким лбом. Таким образом, нужно быть очень осторожным при интерпретации своих впечатлений — они могут основываться на общепринятых «мнениях».

Это же относится  и к многочисленным рекомендациям  по описанию языка тела, которые  так сильно распрастранены в интернете. Я вовсе не собираюсь опровергать авторов этих теорий, однако рекомендую всегда иметь в виду главное — критически оценивайте возможность применения их в общем правильных положений в каждом конкретном случае. И даже если вероятность того что сжатые губы у встреченного вами завтра человека будут означать его скрытность достаточно велика, это все же далеко не однозначно. Поэтому нужно быть крайне осторожным, формулируя «законы» на основе определенных закономерностей языка тела.

Слово «закон»  вообще весьма неоднозначное понятие. Юридический закон действительно  необходимо неукоснительно выполнять; кстати, именно поэтому он и может  быть нарушен, преступлен. Но совсем другое дело природные законы, к которым  относятся и законы человеческого  тела, — это не неукоснительные  требования, а попытка описания того, что уже существует или может  существовать (а может и не существовать). Это законы условные, так как для  их осуществления нужны определенные условия.  
Поэтому-то они выполняются не всегда, при одних условиях происходит одно, при других — другое. И тут важно избегать напрасных требований и ложных ожиданий. Тут необходим точный анализ условий.

Ошибка  всегда возможна!

Для нашей ежедневной практики важно следующее: даже если мы признаем «закон» или «правило»  о сжатых губах, то все же допускаем, что не все сжатые губы должны соответствовать  этому закону! Вот почему так важно использовать контрольные вопросы и тем самым периодически перепроверять, а что же «значит» полученное в данном случае впечатление. Теперь сформулируем «закон», который, как мне кажется, следует воспринимать как требование: Когда опытному интерпретатору необходимо «понять» сигналы тела окружающих людей, то он прежде всего должен проводить контроль истинности своих впечатлений, а не считать, что он всех видит насквозь! Только так человек может научиться отличать, например, сигнал высокомерия от сигнала робости (хотя, быть может, любая форма заносчивости рождается от неуверенности). Сначала с помощью контроля истинности вы убеждаетесь в правильности вашего ощущения, в том, что вы не приня-ли один сигнал за другой. Затем пересматриваете и корректируете отдельные сигналы с учетом общей ситуации. Только такой контроль может определить, обладают ли воспринимаемые сигналы тем значением, которое мы им приписываем. Так, например, покачивание головой из стороны в сторону для человека иной культуры может означать «нет», в то время как этот сигнал на нашей географической широте понимается как «да» (чем больше нам приходится общаться с людьми из других стран, тем важнее становится для нас знание сигналов, которые у разных народов имеют принципиальные различия в своем содержании; мы еще вернемся к этому в главе 9). Чаще всего недоразумения между собеседниками возникают из-за того, что один другого «не так понял» (как говорится, я ему про Фому, а он мне — про Ерему). А бывает, что реплику или мимическое выражение, относящееся к третьему лицу, слушатель принимает на свой счет. Точно так же ответная мимика или какое-либо движение слушателя могут быть неправомерно отнесены говорящим на счет только что произнесенных им слов. А это могло вообще не относиться к данному разговору, может быть, ваш собеседник в этот момент отвлекся от ваших слов и задумался о чем-то своем. Или ваши слова вызвали в нем какую-нибудь свою личную ассоциацию, не имеющую никакого отношения к теме разговора. Помните, как слово «Priсе» (в примере из нашего введения) напомнило Технику об обещании, которое он забыл выполнить! Вот для того чтобы избегать таких недоразумений, и необходим контроль истинности. Наконец, бывает, что сигналы вообще не содержат никакого сообщения. Так, нервное подергивание глазного века может быть воспринято неопытным интерпретатором как ответный сигнал на только что сделанное им предложение и, в зависимости от контекста, обрадовать или рассердить.

"Словарь"  кинесики?

Сейчас появились  авторы, работы которых преподносят  материалы о языке тела в виде «словаря». По их представлению, если, к примеру, вы хотите узнать, что «означает» засунутая в карман рука, то достаточно «усмотреть» нюансы — как засунута рука в карман (развернутой ладонью или кулаком), где находится при этом большой палец (внутри или снаружи края кармана), и вы при помощи словаря узнаете о том, какие чувства испытывает человек. Такие подходы, на мой взгляд, ложны и не служат пониманию языка тела. Во-первых, потому что, например, не учитывается мода на накладные карманы в узких брюках — в них кулак просто не помещается, да и для большого пальца может не оказаться места! Во-вторых, возникает реальная опасность, что обладатель такого «словаря» может возомнить себя «видящим всех насквозь». Такие чувства бессознательно возникают у многих людей, если они, как наш Советник (см. введение уверены, что сразу правильно восприняли неязыковые сигналы! В результате у них почти не возникает желания поставить себе контрольные вопросы! А только это, на мой взгляд, дает возможность перепроверить свои наблюдения. Наверное, это же имел в виду и Шопенгауэр, когда говорил: «Знание о человеке — область, в которой никогда нельзя достичь совершенства, и даже опытный человек все снова и снова попадается на ошибках». Но как же он может не ошибаться, если не ставит себе контрольных вопросов?! Без них он способен установить лишь небольшое количество собственных ошибок, а этого недостаточно, чтобы на их основе систематически совершенствовать свое понимание.

Контроль  истинности как залог  успеха

Любая система  прикладных знаний о человеке, от астрологии и до нумерологии, включая и научные  подходы, основана на методе проб и  ошибок. Как правило, ощущения оцениваются  и интерпретируются на основе каких-либо систематизированных критериев. Затем  впечатления от них перепроверяются и делается вывод, верна интерпретация или ошибочна. В последнем случае выясняется, почему произошла ошибка, чтобы впредь ее не повторять. Это — магистральный путь становления человеческого знания. Без подобного постоянного контроля истинности невозможно расширение познаний.

Три метода контроля истинности

Как осуществлять этот контроль? Существуют три возможности, причем большинству людей наиболее легкой кажется первая. Какой именно вид контроля следует выбрать, каждый решает для себя сам, в зависимости  от своего индивидуального стиля  и от ситуации.

Информация о работе Восприятие человека