Актуальность и принципы системы Л.В.Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 02:26, курсовая работа

Описание

Цель: изучить особенности педагогических условий, способствующих формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста
2) рассмотреть и выявить особенности формирования коммуникативных умений у младших школьников, занимающихся по системе Л.В. Занкова

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Понятие общения и коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе.
1.1 Понятие общения, его уровни, виды ……………………………………..5
1.2 Педагогические аспекты развития коммуникативных навыков …………………………………………………………………………………….9
1.3 Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников …………………………15

Глава 2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей на примере 2 класса МОУ СОШ № 51 ……………………………………… 28
2.1 Уроки литературы, проведенные по системе Л. В. Занкова ……………29
2.2 Формирование коммуникативных умений у младших школьников на примере урока литературы……………………………………………………31

Заключение ………………………………………………………………………35

Список литературы………………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

курсач..docx

— 73.48 Кб (Скачать документ)

Общение всегда направлено на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие  четыре критерия.

Первый  критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому человеку без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого  свидетельствуют о том, что субъект  воспринимает другого человека, что  он направлен на него.

Второй  критерий – общение это не только безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение  к нему. Эмоциональная окраска  восприятия воздействий партнера и  является признаком второго критерия.

Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение  внимания партнера к себе. Поскольку  общение – процесс взаимный, человек  должен быть уверен, что его партнер  воспринимает его и относится  к его воздействиям. Стремление вызвать  интерес другого, обратить на себя внимание наиболее характерный момент общения.

Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношения, которое  проявляет к нему партнер. Изменение  своей активности под влиянием отношения  партнера явно свидетельствует о  такой чувствительности.

Рассматривая  критерии общения можно выделить и три основных его мотива:

- деловые мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности;

- познавательные мотивы, возникающие в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, источником которого выступает взрослый – источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка;

- личностные  мотивы, характерные только для  общения как самостоятельного  вида деятельности, в этом случае  общение побуждается самим человеком,  его личностью. Это могут быть  отдельные личностные качества, а могут быть отношения с  другим человеком как с целостной  личностью. 

При этом потребности и мотивы общения, удовлетворяются с помощью определенных средств:

- экспрессивно – мимически (взгляды,  улыбки, гримасы, различное выражение  лица);

- предметно – действенно (позы, жесты);

- речевым способом.

Психологические исследования показали, что данные аспекты общения порождают несколько  этапов, на которых деятельности общения  выступает в целостной, качественно  своеобразной форме.

Формы общения  закономерно сменяются на протяжении развития. Развитие общения ребенка  со взрослым и сверстниками, можно рассматривать как смену своеобразных форм.

Формой  общения называется деятельность общения  на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности ее свойств. Форма общения характеризуется следующими параметрами

- время ее возникновения в онтогенезе;

- место в системе общей жизнедеятельности;

- основное  содержание потребности, удовлетворяемой  детьми в данной форме общения;

- ведущие  мотивы, побуждающие ребенка к  общению;

- основные  средства общения.

В младшем школьном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие люди. Если в конце дошкольного возврата, потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у младшего школьника она уже становится одной из главных. В 7-10 лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Общение школьников со сверстниками имеет ряд  существенных особенностей, качественно  отличающих от общения со взрослыми:

- первая  и наиболее важная отличительная  черта состоит в большом разнообразии  коммуникативных действий и чрезвычайно  широком их диапазоне. В общении  со сверстником можно наблюдать  множество действий и обращений,  которые практически не встречаются  в контактах со взрослыми. Ребенок  спорит со сверстником, навязывает  свою волю, успокаивает, требует,  приказывает, обманывает, жалеет. Именно  в общении с другими детьми  впервые появляются такие сложные  формы поведения, как притворство,  стремление сделать вид, выразить  обиду, кокетство, фантазирование.

- вторая  яркая черта общения сверстников  заключается в его чрезвычайно  яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и  раскованность контактов дошкольников  отличает их от взаимодействия  со взрослыми. Действия, адресованные  сверстнику, характеризуют значительно  более высокой адекватной направленностью.  В общении со сверстниками  у ребенка наблюдается в 9 –  10 раз больше экспрессивно –  мимических проявлений, выражающих  самые различные эмоциональные  состояния от яростного негодования  до бурной радости, от нежности  и сочувствия до гнева. В  младшем возрасте школьники втрое  чаще одобряют ровесника и  в девять раз чаще вступают  с ним в конфликтные отношения,  чем при взаимодействии со  взрослым. При этом преобладают:

- действенные  умения;

- риторические  умения;

- умение  вести диалог;

- умение  слышать и слушать и вести  спор;

- умение  вставать на точку зрения другого;

- умение  работать сообща для достижения  общей цели., эмоциональная насыщенность  контактов младших школьников связана с тем, что сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению и значимость общения, которая выражает степень напряженности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.

- третья специфическая особенность  контактов детей заключается  в их нестандартности и не  регламентированности. Если в общении  со взрослым даже самые несмелые  дети придерживаются определенных  общепринятых норм поведения,  то при взаимодействии со сверстником  школьник использует самые неожиданные  действия и движения. Этим движениям  свойственна особая раскованность,  ненормированность, незаданность  никаким образцам: дети прыгают,  принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают  новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Подобная  свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает  ребенку проявить свое самобытное  начало. Однако нерегламентированность  и раскованность общения, использование  непредсказуемых и нестандартных  средств остаются отличительной  чертой общения детей младшего  школьного возраста.

Еще одна особенность общения сверстников  – преобладание инициативных действий над ответным. Особенно ярко это  проявляется в невозможности  продолжить и развить диалог, который  распадается из – за отсутствия ответной активности партнера. Для  ребенка наиболее важно его собственное  действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев  он не поддерживает. Инициативу взрослого  они принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно  меньше в сфере общения с другими  детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

Перечисленные особенности отражают специфику  конфликтов среди детей младшего школьного возраста. Однако содержание общения существенно изменяется от 7- к 10 годам. На протяжении младшего школьного возраста общение детей  друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. эти изменения могут протекать  плавно, постепенно, однако в них  наблюдаются качественные сдвиги, как  бы переломы:

- первый  перелом внешне проявляется в  резком возрастании значимости  других детей в жизни ребенка.  Если к моменту своего возникновения  и в течении от одного –  двух месяцев его пребывания  в школе его потребность в  общении со сверстником занимает  достаточно скромное место, у  более старших детей эта потребность  выдвигается на первое место,  теперь они начинают явно предпочитать  общество других детей, взрослому  или одиночной игре.

- второй  перелом внешне выражен менее  четко, однако он не менее  важен; он связан с проявлением  избирательных привязанностей, дружбы  с возникновением более устойчивых  и глубоких отношений между  детьми.

 

1.3 Принципы и методы системы  Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников

 

Моменты формирования коммуникативных навыков можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии в сфере общения с взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками.

Первая  форма – эмоционально – практическое общение со сверстниками Потребность в общении со сверстником складывается в период обживания в школьной среде, ведь здесь проявляется интерес не только к сверстникам, но и к взрослому.

Далее у  детей наблюдается интерес и  повышенное внимание к действиям  взрослого и появляется стремление привлечь внимание сверстника к себе, продемонстрировать свои достижения и  вызвать его ответную реакцию, так  как начинает складываться отношение  к ровеснику как к равному  существу, с которым можно соревноваться;

Особое  место в таком взаимодействии занимает – подражание. Дети как  бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через  это чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает  расположение. В таких подражательных действиях дети не ограничиваются никакими нормами, они могут даже сорвать  урок, с целью привлечения внимания к с6бе, как к исключительной личности, которая интересна взрослому  и сверстнику также.

Следующая форма общения сверстников –  ситуативно-деловая. Она уже достаточна, сформирована у детей младшего школьного возраста. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально – практическом общении дети действовали рядом, одинаково, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно – деловом общении дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие и было названо – сотрудничество. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста.

Наряду  с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность  в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к  себе, демонстрирует обиду в ответ  на невнимание или упреки партнеров. Дети внимательно и ревниво наблюдают  за действиями друг друга, постоянно  оценивают и часто критикуют  партнеров в этом возрасте они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других детей свои промахи и неудачи. В этот период дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах.

Все это  позволяет говорить о качественной перестройке отношения к сверстнику в середине дошкольного возраста. Суть этой перестройки заключается  в том, что ребенок начинает относиться к себе через другого ребенка. Сверстник становится предметом  постоянного сравнения с собой. В ситуативно-деловом общении  появляется конкурентное, соревновательное начало.

Среди средств  общения на этом этапе начинают преобладать  речевые. Дети много разговаривают  друг с другом., чем со взрослым, но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в общении со взрослым в этот период уже возникает внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остается преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.

К 10-ти годам  значительно возрастает число внеситуативных контактов. Примерно половина речевых  обращений к сверстнику приобретает  внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других.

Конкурентное, соревновательное начало сохраняется  в общении детей. Наряду с этим между старшими дошкольниками появляются первые ростки дружбы, умение видеть в  партнере не только его ситуативные  проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его  существования – его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники  уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с личными вопросами  к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что  видел.

Таким образом, развитие внеситуативности в общении  детей происходит по двум линиям: с  одной стороны, увеличивается число  внеситуативных, речевых контактов, а с другой – сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим  от конкретных обстоятельств взаимодействия. Ребенок начинает выделять и чувствовать  внутреннюю сущность другого, которая  хотя и не представлена в ситуативных  проявлениях, но становится все более  значимой для ребенка.

Информация о работе Актуальность и принципы системы Л.В.Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников