Актуальность и принципы системы Л.В.Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 02:26, курсовая работа

Описание

Цель: изучить особенности педагогических условий, способствующих формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста
2) рассмотреть и выявить особенности формирования коммуникативных умений у младших школьников, занимающихся по системе Л.В. Занкова

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Понятие общения и коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе.
1.1 Понятие общения, его уровни, виды ……………………………………..5
1.2 Педагогические аспекты развития коммуникативных навыков …………………………………………………………………………………….9
1.3 Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников …………………………15

Глава 2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей на примере 2 класса МОУ СОШ № 51 ……………………………………… 28
2.1 Уроки литературы, проведенные по системе Л. В. Занкова ……………29
2.2 Формирование коммуникативных умений у младших школьников на примере урока литературы……………………………………………………31

Заключение ………………………………………………………………………35

Список литературы………………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

курсач..docx

— 73.48 Кб (Скачать документ)

Новая система  обучения — это целостная, научно обоснованная система, все части которой взаимосвязаны.

Развитие  достигается на основе реализации всею комплекса ее частей, определяющих и образующих процесс обучения, —  целей и задач обучения, вновь  выдвинутых принципов, направленных на общее развитие школьников, богатства содержания и особенностей методов обучения, с помощью которых реализуются принципы, а также организационных форм, особой атмосферы обучения и учета его результативности.

Регулирующую  и направляющую роль в системе  Л.В. Занкова имеют дидактические принципы:

1. Обучение  на более высоком уровне трудности.

2. Изучение  материала более быстрым темпом.

3. Ведущая  роль теоретических знаний.

4. Осознание  процесса учения.

5. Работа  над развитием всех учащихся.

Принцип более высокого уровня трудности в обучении предполагает преодоление школьниками трудностей в процессе учебы, что вызывает у них духовный подъём, способствует развитию. Овладение знаниями без какого-либо напряжения делает процесс развития вялым и медленным. Но трудности должны быть доступны для преодоления их детьми в зоне ближайшего их развития. Если мера трудности не будет соблюдаться, тогда этот принцип из положительного фактора, воздействующего на развитие, превращается в отрицательный, вызывающий спад интереса к учению.

Принцип прохождения материала более  быстрым темпом противостоит разжевыванию материала. Более быстрое продвижение в познании отвечает потребности детей — их больше интересует узнавать новое, чем повторять уже знакомый материал. Процесс познания в новой системе строится так, что более быстрое продвижение вперед идет совместно с возвращением к пройденному. Изучение нового переслаивается повторением ранее изученного. При этом ранее изученное выступает в новых связях и сопровождается открытием в нем новых сторон и новых граней.

Принцип ведущей роли теоретических знаний предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы. Работа над освоением закономерностей продвигает школьников в их развитии.

Принцип осознания процесса учения обращен внутрь — на осознание учеником протекающего у него процесса сознания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении.

Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность новой дидактической системы. Все дети, если у них нет патологических отклонений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идет то замедленно, то скачкообразно. Поэтому слабые и сильные ученики должны учиться вместе. А разделение учащихся по успеваемости, создание особых классов для слабых школьников Л. В. Занков считал противоречащим законам развития и самой природосообразности обучения.

Важным  условием реализации дидактических  принципов является создание особой, доверительной атмосферы обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, доброе, уважительное отношение детей друг к другу. В общении складываются и проявляются чувства совести, чести, порядочности, благородства, доброты, уважения друг к другу. Учителю надо обращать внимание на развитие этих чувств в повседневных поисках, упражнениях, помощи детей друг другу, сочувствии тому, кто оказался в трудном положении. Именно через отношения, через переживания в процессе общения с ним матери, учительницы, товарищей, человек в детстве созревает для полноценного общения с окружающим миром во взрослом возрасте.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1. Младший  школьный возраст представляет  собой один из наиболее важных  и ответственных периодов в  жизни ребёнка в процессе его  развития, так как именно в  этот период закладываются основы  развития как его учебной, так  и трудовой деятельности, происходит  изменение всех психических процессов,  которые, в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка.

2. Развивающее  обучение - особый вид обучения, характеризующийся  специфическим подходом к определению  и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия  участников учебного процесса.

3. Система  развивающего обучения Л.В. Занкова  целостна, её части взаимосвязаны,  каждая из них несёт в себе  функцию, обеспечивающую общее  развитие школьников, построение  обучения в ней происходит на основе следующих дидактических принципов: обучение на высоком уровне трудности, высокий удельный вес этических знаний, быстрый темп изучения программного материала, знание школьниками процесса учения, общее развитие всех учащихся. Отбор содержания образования обуславливает и отбор методов обучения, направленных также на общее развитие учащихся, в том числе и на развитие коммуникативных умений.

 

Глава 2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей на примере 2 класса МОУ СОШ № 51

 

Наше  исследование проводилось во 2-м классе, что соответствует основному этапу формирования коммуникативных умений. Исследовательской базой являлся 2-й класс «А» школы № 51 г. Рязани.

Наш анализ состоял из трех этапов.

На первом этапе учащимся был предложен  тест Г. Маррея, целью которого было выяснить уровень сформированности коммуникативных навыков детей.

Второй  этап предполагал посещение 3 уроков, проведенных по системе Л. В. Занкова, в течение 2 недель, а также, проведение 3 коротких игр, направленных на раскрепощение  детей и развитие уровня их общительности, в течение тех же 3 уроков.

На третьем этапе мы выявили, как изменился уровень коммуникативных умений у детей.

 

2.1 Уроки литературы, проведенные  по системе Л. В. Занкова

 

В практике школы существует противоречие между  потребностями ребенка в общении  со сверстниками и направленностью  в обучении в основном в развитии интеллекта личности. При этом недооценивается  важность коммуникативных умений школьника. А ведь работа с детьми в этом направлении – необходимое условие развития общения.

Анализ  любого урока представляет собой  комплексный подход, в котором  психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты  тесно взаимосвязаны. Способствуя  улучшению процесса преподавания в  целом, анализ имеет первостепенное значение для учителя, дающего урок.

Мы посетили 3 урока литературы: первый  урок мы наблюдали за поведением детей, их реакцией на предложенные учителем варианты различных коммуникативных заданий, например, чтение по ролям. 

Второй  урок предполагал посещение библиотеки, знакомство с миром литературы и  викторину.

В середине третьего урока мы предложили детям  игру, направленную на развитие внимания и уровня коммуникабельности. Игра состояла в следующем: нами был написан  рассказ, в котором было представлено много живых и неживых героев: дерево, кошка, собака, пирожок… каждый ребенок вытягивал бумажку с  заранее написанным героем. Читался  текст. Задача ребенка состояла в  том, чтобы услышав название своего героя, ребенок проиллюстрировал, как  он хочет, действия, повадки, движения этого героя.

В построении учебно-воспитательного процесса мы пытались соединить идеи коллективной творческой деятельности И.П. Иванова  с принципами развивающего обучения Л.В.Занкова. Эта программа,  наряду с развитием теоретического мышления,  представляет учителю большие возможности для совершенствования ряда коммуникативных умений учащихся: слушать учителя и товарища по классу; беседовать с одноклассником в паре; вести обсуждение в малой группе; высказывать перед классом мнение этой группы по тому или иному вопросу; слаженно давать ответ хором и понимать где нужно отвечать индивидуально и т.д.

Как показывает практика, в 1- 2-ом классе, помимо процессуальных умений, многим учащимся необходимы специальные  упражнения для овладения следующими базовыми коммуникативными умениями: приветствовать взрослого, сверстника и вежливо обращаться к ним  в различных ситуациях; оказывать  и принимать помощь, благодарить  за помощь или услугу; отказывать в  адекватной форме, когда это потребуется.

 

 

 

2.2 Формирование коммуникативных  умений у младших школьников  на примере  урока литературы

 

Тестирование.

Цель: определить степень сформированнности у  детей младшего школьного возраста коммуникативных умений.

На данном этапе нами была использована методика Г. Маррея «Общение детей младшего школьного возраста».

Исследование  проводилось следующим образом. Мы привели детей в класс, где на столе разложены листки бумаги, на которых следует выполнить определенное задание.

Затем мы организовали ту деятельность, которую  требовало условие теста. После  этого детям предлагался на выбор  один из предложенных типов деятельности. Если ребенок не мог самостоятельно сделать выбор, мы предлагали последовательно  продумать задание, а затем выполнить.

Каждая  ситуация не более 15 мин.

Во время  обследования при выборе каждого  нового задания на каждого ребенка  нами был заполнен индивидуальный лист.

Таким образом, в конце обследования заполнено  три листа на каждую ситуацию.

Обработка результатов:

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов:

Низкий  уровень (ситуативно-деловая форма  общения) – 0-9 баллов;

Средний уровень (внеситуативно-познавательная форма общения) – 10-13 баллов.

Высокий уровень (внеситуативно-личностная форма  общения) – 14-17 баллов.

В исследовании участвовало 17 детей. В ходе проведения методики было выявлено, что 8 детей обладают ситуативно-деловой формой общения; 5 детей обладают внеситуативно-познавательной формой общения; 9 детей обладают внеситуативно-личностным общением.

Ситуативно-деловая  форма общения: для этих детей важна совместная игра, их не привлекает чтение книг, беседа на личные темы.

Внеситуативно-познавательная форма общения: для таких детей характерен выбор чтения книг, они больше любят находиться в одиночестве, не любят рассказывать о себе.

Внеситуативно-личностное общение: для детей данного типа более интересна беседа на личные темы.

Контрольное тестирование.

Цель: выявить, как изменился уровень сформированности коммуникативных умений у детей  младшего школьного возраста.

В ходе проведения методики на определение ведущей  формы общения ребенка на первом этапе, у детей преобладала ситуативно-деловая форма общения – 8 детей, внеситуативно-познавательная форма общения – 5 детей, и только у 9 детей – внеситуативно-личностная форма общения.

На третьем этапе распределение было следующее: 5 детей обладают ситуативно-деловой формой общения, поведение 7 детей соответствует внеситуативно-познавательному общению; и 10 детей предпочли внеситуативно-личностное общение. В сводной таблице видно, что специально организованные и систематически проводимые занятия способствуют повышению уровня коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.

 

ситуативно-деловое

внеситуативно-познавательное

внеситуативно-личностное

Тестирование 

8

5

9

Контрольное тестирование

5

7

10


 

В виде диаграмм это выглядит так:

 

 

Тестирование  на первом этапе

 

 

Контрольное тестирование

 

Таким образом, нам удалось выяснить, что система  развивающего обучения Л. В. Занкова  эффективна для развития коммуникативных  умений младших школьников. Как показал  контрольный тест, дети стали более  открытыми, у части из них изменилась форма общения в положительную  сторону. А, как известно, активная познавательная деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками. Обучение по системе Л. В. Занкова позволяет добиться этого, что приводит к достижению учениками высоких результатов и получению удовлетворения от самого процесса обучения.

 

Заключение

 

В настоящее  время школы переходят на личностно-ориентированные  технологии, которые ставят в центр  всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для развития ее природных потенциалов. В центре внимания педагогов – уникальная, целостная личность ребенка, стремящаяся  к максимальному проявлению своих  возможностей, открытая для восприятия нового опыта.

Информация о работе Актуальность и принципы системы Л.В.Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников