Формирование коммуникативных навыков дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:04, аттестационная работа

Описание

Работа отражает способы формирование коммуникативных навыков общения и межличностного взаимодействия дошкольников, способствование благоприятной социализации ребенка в обществе.

Работа состоит из  1 файл

Формирование коммуникативной компетентности дошкольников.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

Формирование  коммуникативной  компетентности дошкольников. 

Цель: формирование коммуникативных навыков общения и межличностного взаимодействия дошкольников, способствование благоприятной социализации ребенка в обществе.

Задачи:

  1. Развивать навыки социального поведения
  2. Способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности
  3. Учить ребёнка выражать свое отношение к другим людям разными формами
  4. Создать благоприятные взаимоотношения в группе
  5. Развивать способность ребёнка к эмпатии, сопереживанию

Основным  видом работы является: игра, игровая деятельность с элементами изодеятельности.

Упражнения  провожу с детьми с особенностями  поведения (агрессивные, гиперактивные, тревожные)

Возраст – 6-7 лет

Продолжительность – 25-30 минут

Количество  человек - 8-10

     Этапы работы:

    1. Диагностический
    • Социометрия Я.Морено
    • Социометрическая проба «День рождение»
    • Методика М.А. Панфилова «Кактус»
    1. Игровые упражнения
    1. Контрольный
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 этап. Социометрия 

Цель: применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:  
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;  
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);  
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами
.

Перед детьми раскладываются картинки с разными  видами домов (хижина и дворец).

Педагог задает ребенку ряд вопросов:

  1. «Какой домик тебе больше нравиться?»
  2. «Кого из своих друзей в группе ты поселишь во дворец?»
  3. «Кого из своих друзей в группе ты поселишь в хижину?»
  4. «Кого ты не поселишь ни в один из домов?»

Результаты  фиксируются на листе бумаги, и  выполняется обработка.

Педагог соотносит все ответы ребят и  отмечает взаимные выборы. Далее вычисляется социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:

C = M  
n - 1

где С  – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.

    Классификация испытуемых по итогам социометрического  эксперимента

Статусная группа Количество  полученных выборов 
«Звезды»  В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Предпочитаемые»  В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Принятые»    
«Непринятые»  В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Отвергнутые» Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

Среднее число полученных выборов одним  испытуемым (К) вычисляется по формуле:

K =   Общее число сделанных  выборов  
Общее количество испытуемых

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

KB =   Количество взаимных  выборов  
Общее число выборов 
 

     Социометрическая проба «День рождения». 

     Цель: выявление эмоциональных предпочтений в общении, значимости социального окружения.

     Проведение  обследования: ребёнку даётся инструкция: «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный торт со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки – это что? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Давай отметим твой стул – звёздочкой или снежинкой? (Ответ ребёнка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звёздочку, девочки – снежинку.) Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке – порядок выбора). Ребёнок может называть имена людей, игрушки, животных… Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребёнок. После четвёртого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь ещё кого – то сажать или уберём (зачеркнём) стульчики?» (Ответ ребёнка даёт нам возможность предположить его потребность в общении). Когда ребёнок заполнит все десять «стульчиков», задаём вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь ещё кого – то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».

     Инструкция  обработки: 1.Потребность в общении: а) желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» или добавляются новые; б) желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу – «убираются» (зачёркиваются) «стулья»; в) несформированная потребность в общении – выбор игрушек, предметов, животных.

     2.Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения – люди располагаются рядом с «именинником».

     3. Значимость социальных окружений: а) количественное преобладание взрослых, детей, предметов – наличие опыта общения с ними; б) преобладание какой – то группы (семья, детский сад, двор и т. д.) – значимая среда в общении; в) половое преобладание в общении – наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.

Графическая методика “Кактус”

Методика  предназначена для работы с детьми старше 3 лет. 
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. 
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера. 
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. 
Обработка данных. 
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

  • Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
  • Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
  • Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
  • Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
  • Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
  • Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
  • Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
  • Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
  • Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
  • Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
  • Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
  • Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
  • Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в  качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот  кактус домашний или дикий?  
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?  
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?  
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?  
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
 

 

2 этап. Комплекс игровых упражнений № 1 

Цель: Познакомить детей с правилами общения (невербального), установить доверительные отношения друг с другом. 

1. «Вежливые молчалки»

В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. А затем ребятам предлагается поздороваться без слов, используя мимику, жесты, части тела, движения (покивать  головой, взяться под руки, поздороваться лбами, попками, ладошками, приобнять за плечи и т.д.).

2. А сейчас мы установим правила общения и соберем их в нашу копилку-шкатулку. Раздаю детям бусинки, это и будут правила. Дети называют свое правило и помещают бусинку в шкатулку (не ругаться, не перебивать друг друга, нужно помогать, если что-то не получается, говорить 'волшебные' слова, улыбаться собеседнику, не спорить громко, нельзя обижать того с кем разговариваешь).

3.«Справа, справа от меня есть одно местечко»

Дети  встают в круг, оставляя рядом с  ребенком справа свободное место. Этот ребенок поет:

«Справа, справа от меня есть одно местечко, я  хочу, чтоб... (игрок называет имя  одного из участников, стоящих в кругу) встал, со мной рядом постоял». Названный игрок занимает место справа от позвавшего. Теперь следующий игрок, рядом с которым свободное место, называет другого участника и т. д.

4. «Этюд на различные позиции в общении»

Дети  разбиваются на пары. Общение в  парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: «Мое любимое животное», «Мой самый радостный день в прошлом месяце» и пр. Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем партнеры, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор. В заключение, у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения: как больше понравилось общаться, почему? 

Информация о работе Формирование коммуникативных навыков дошкольников