Формирование коммуникативных навыков дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:04, аттестационная работа

Описание

Работа отражает способы формирование коммуникативных навыков общения и межличностного взаимодействия дошкольников, способствование благоприятной социализации ребенка в обществе.

Работа состоит из  1 файл

Формирование коммуникативной компетентности дошкольников.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

Комплекс  игровых упражнений № 2 

Цель: Развивать навыки невербального общения, способствовать сплочению группы и установлению доверительных отношений со сверстниками, развивать чувства ответственности за другого человека. 

1. «Аплодисменты по кругу»

Ведущий:  «Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он, чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю. Ведущий подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

2. «Опиши друга»

Упражнение  выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок точен.

3. «Лабиринт»

Из стульев, повернутых друг к другу спинками, воспитатель строит на полу запутанный «лабиринт» с узкими переходами. Затем говорит детям: «Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это не простой лабиринт: его можно пройти вдвоем только повернувшись лицом друг к другу. Если вы хоть раз обернетесь или расцепите руки, двери лабиринта захлопнутся и игра остановится».

Дети  делятся на пары, становятся друг к другу лицом, обнимаются и начинают медленно проходить лабиринт. При этом первый ребенок идет спиной, повернувшись лицом к партнеру. После того как первая пара пройдет лабиринт, начинает движение вторая. Дети вместе со взрослым наблюдают за ходом игры

4. «Подарок другу»

Ведущий: «Все из вас любят, когда вам дарят  подарки? А настроение от полученного  подарка улучшается? (выслушивает  ответы детей). Правильно, вот сейчас и мы будем дарить друг другу подарки. Представьте, что вы можете подарить своему другу все что угодно. Представили? А теперь  на листе бумаги нарисуйте подарок своему соседу справа».   

    Комплекс  игровых упражнений № 3 

Цель: Способствовать сплочению группы и установлению доверительных отношений со сверстниками, развивать чувства ответственности за другого человека. 

1. «Улыбки»

Дети  встаю в круг, и держаться за руки. Ведущий говорит: «Я улыбнусь моему соседу, который стоит справа от меня, а он улыбнется своему соседу справа и так по кругу, и я получу улыбку от соседа слева. А теперь я улыбнусь соседу слева, и получу в конце игры улыбку от соседа справа».

2. «Слепой и поводырь»

Детям предлагается разбиться на пары. Один из пары «слепой», другой ребенок «поводырь». Взрослый расставляет препятствие  в группе. «Слепому» завязывают глаза, задача «поводыря» провести «слепого» через препятствия. Потом дети меняются ролями. В конце игры можно обсудить:

  1. Какие чувства испытывали, когда были «слепым» и когда «поводырем»?
  2. Доверяли ли вы своему «поводырю»?

3. «Опиши друга»

Упражнение  выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок точен.

4. «Живые картины»

Педагог делит группу на несколько подгрупп. В каждой подгруппе взрослый назначает художника, которому дает репродукцию какой-либо сюжетной картины и просит никому ее не показывать. Задача художника — молча расположить детей в соответствии с картиной и показать каждому из них, какую позу он должен принять. Перед началом игры воспитатель сам рисует картину с помощью нескольких детей и показывает ее всей группе. Затем детям предлагается играть самостоятельно. Когда картины готовы, художники показывают репродукции остальным участникам подгрупп. Затем можно устроить вернисаж: каждая подгруппа будет показывать свою картину остальным детям. Воспитатель следит заходом игры и помогает детям, столкнувшимся с трудностями. 

    Комплекс  игровых упражнений № 4 

Цель: Тренировать в различении базовых эмоций, развивать умение в доброжелательном отношении друг к другу. 

1. «Обнимашки»

«Ребята какие вы знаете формы приветствия?»  Ответы детей. «Молодцы, давайте сейчас с вами поздороваемся молча и  обнимем друг друга».

2. «День рождения»

Дети  сидят в полукруге. В центре стоит  стул «именинника». Взрослый выбирает  первого участника и усаживает  на стул. Ведущий: «Ребята, давайте представим, что у Пети сегодня день рождение, и он нас всех пригласил. С чем  нужно приходить на праздник? Правильно, с подарками. А теперь каждый из вас подарит Пете подарок. Это может быть доброе слово, улыбка, жест. Игра продолжается пока каждый из ребят не побудет в роли «именинника». Затем выслушиваются ответы детей:

  1. Понравилось ли вам быть в роли «именинника»?
  2. Что понравилось больше, дарить подарки или получать их?
  3. Улучшилось ли ваше настроение?

 3. Разгадаем эмоции.

А теперь угадаем, какое настроение загадал  художник (показываю изображение  эмоций, видных на половину, дети отгадывают и изображают их). Изображаются эмоции: удивление, радость, печаль, гнев, страх, интерес, обида, стыд.

4. «Море волнуется раз…»

Ведущий: «Море волнуется раз, море волнуется  два, море волнуется три – эмоция «Радость» на лицах замри». Дети изображают различные эмоции: грусть, радость, страх. Ведущий ребенок оценивает точность показа (мимика, поза). 

    Комплекс  игровых упражнений № 5 

Цель: Развивать умение анализировать свои ошибки, так же способствовать сплочению группы. 

1. «Гляделки»

Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас» (единственным верным решением здесь является круг). Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

2. «Тень»

Воспитатель собирает детей и предлагает им вспомнить, как они играли в теней несколько недель назад: «Помните, мы когда-то играли с вами в теней? Но тогда каждый из нас был собственной тенью. А сегодня давайте побудем тенями других. Разделитесь на пары (воспитатель помогает детям разделиться на пары). Пусть один из вас будет человеком, а другой — его тенью. Потом вы поменяетесь. Человек будет ходить по комнате и делать вид, будто он в лесу: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек, а тень будет в точности повторять его движения». Взрослый просит кого-нибудь из детей изобразить, будто он собирает в корзинку грибы, а сам идет за ним и в точности копирует все его движения. Затем предлагает детям играть самостоятельно. Если детям нравится игра, в следующий раз им можно дать другое задание, например: украсить новогоднюю елку; сходить в магазин и купить продукты; проснуться, умыться и сделать зарядку и пр.

3. «Упрямое зеркало»

Собрав  детей, воспитатель говорит: «Вы  представляете, просыпаетесь вы утром, заходите в ванную, смотритесь в зеркало, а оно повторяет все ваши движения наоборот: вы поднимаете руку, а оно опускает, вы поворачиваете голову налево, а оно — направо, вы закрываете один глаз, а оно — другой. Давайте поиграем в такие зеркала. Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет человеком, а другой — упрямым зеркалом. Потом вы поменяетесь ролями». Взрослый помогает детям разделиться на пары и распределить роли. Затем, выбрав одного ребенка, воспитатель предлагает ему сделать что-нибудь, а сам повторяет все его движения наоборот. Затем дети играют самостоятельно под присмотром воспитателя, который помогает им в случае затруднений.

4. «Мы  очень любим»

Чтобы каждый сейчас почувствовал, что у  него много друзей, поиграем в игру 'Мы очень любим'. Каждый ребенок  выступает в роли ведущего по очереди, а остальные кидают ему мячик и называют его ласковое имя и какие качества в нем самые хорошие (дружелюбие, доброта, умение рисовать и др.). 

    Комплекс  игровых упражнений № 6 

Цель: Развивать навыки успешного взаимодействия друг с другом и доброжелательное отношение к людям 

1. Приветствие на выбор детей

«Ребята, давайте поприветствуем друг друга  любым способом, который вы знаете».

2. «Паутинка»

Ведущий: «Сегодня мы с вами будет плести паутинку вежливости. У меня есть вот  такой клубочек разноцветных ниток, из которых мы будем плести паутину». Ребята стоят в кругу. Ведущий  передает клубочек ниток любому ребенку (Петя), произнося слова «Ты мне нравишься, потому что…» (называет комплимент или хорошее качество), Петя передает клубочек следующему игроку, сопровождая передачу фразой «Ты мне нравишься, потому что…» и т.д.. Как только ребята запутают паутинку, можно предложить им ее распутать, также сопровождая комплиментами или вопросами:

  1. Легко ли говорить приятные вещи другим детям?
  2. Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?
  3. Дружные ли дети в группе?
  4. Почему каждый ребенок достоин любви?
  5. Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

3. «Попроси игрушку»

Группа  детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным  знаком (цветок)) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой ребенок должен попросить этот предмет. Инструкция участнику, который держит игрушку: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция второму ребенку: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.

4. «Закончи рисунки»

Дети  сидят в кругу. У каждого —  набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Воспитатель говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать в начале, не вернется к вам». Дети начинают рисовать любую картинку, затем по хлопку воспитателя передают ее одному соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке. Такое же задание можно организовать на материале лепки или аппликации. 
 
 

Комплекс  игровых упражнений № 7 

Цель: развивать  положительное отношение другим людям, эмпатии. 

1. «А мы такие разные» (активизация внимания)

Дети  встают в круг. Ведущий: «Давайте поприветствуем друг друга». Ведущий выбирает первого  участника и выводит в центр  круга. Ведущий: «Мы все с вами такие разные, мы по-разному двигаемся, говорим и здороваемся. Сейчас Петя покажет как здоровается он. А остальные участники не должны повторять, движения других» Игра продолжается пока все дети не поприветствуют друг друга.

Информация о работе Формирование коммуникативных навыков дошкольников