Формирование коммуникативных навыков дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:04, аттестационная работа

Описание

Работа отражает способы формирование коммуникативных навыков общения и межличностного взаимодействия дошкольников, способствование благоприятной социализации ребенка в обществе.

Работа состоит из  1 файл

Формирование коммуникативной компетентности дошкольников.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

2. «Найди пару»

Водящий сидит на стуле в дальнем конце  комнаты в расслабленной позе, с закрытыми глазами. Один из группы подходит к нему и протягивает ему в руки свою руку. Водящий, не открывая глаз, тщательно исследует ее. Как только водящий считает, что уже достаточно хорошо изучил руку, он говорит: «Все». Тогда все участники группы одновременно протягивают ему свои руки, и водящий пытается найти среди этого множества именно ту руку, которую ему давали первоначально.

3. «Волшебный стул»

Один  из детей садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать и т.д.

4. «Праздник вежливости»

«Сегодня  в нашей группе — говорит взрослый, — объявляется праздник вежливости! Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится шанс проявить свою вежливость и поблагодарить других ребят за что-нибудь. Вы можете подходить, к кому хотите, и говорить: «Спасибо тебе за то, что ты...». Вот увидите, благодарить других за что-нибудь, — это очень приятно. Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, ведь истинно вежливые люди еще и очень внимательны. Готовы? Тогда начинаем». 
 

Комплекс  игровых упражнений № 8

  Цель: давать представления об эффективных  формах взаимодействия в группах 

  1. «Встаньте те, кто...»

Ведущий дает задание: «Встаньте те, кто...

  • любит бегать;
  • радуется хорошей погоде;
  • имеет младшую сестру;
  • любит дарить цветы и т. д.При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?» Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные): «Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?». Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам — ему помогает группа

2. «Волшебные заросли»

Каждый  участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного  тесно прижавшимися друг к другу «волшебными зарослями» — всеми остальными участниками. Заросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения, они могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить его, если их плохо «просят».

  Затем следует обсуждение: когда водоросли  расступались, а когда нет, от чего это зависело?

3. «Рукавички»

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незавершенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только три карандаша разного цвета.

4. «Ласково назовем»

Ребята  сидят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить ребят как их ласково  называют дома, а затем дает детям  задание придумать ласковое имя  соседу.  

Комплекс  игровых упражнений № 9 

Цель: развивать  чувства эмпатии и доверия между детьми,  развивать умения детей  выхода из конфликтных ситуаций.  

1. «Я хотел бы быть таким, как ты»

«В каждом человеке есть много прекрасных черт, — обращается воспитатель к детям. — Давайте подумаем, какими достоинствами обладает каждый из ребят вашей группы и в чем бы вы хотели быть на него похожи. Подумали? А теперь по кругу подходите к каждому и говорите ему: «Я хотел бы быть таким же... (умным, красивым, радостным и пр.), как ты».

2. «Ссора»

Для игры необходима «волшебная тарелочка» и  картинка с изображением двух девочек. Педагог (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось? 

Поссорились

Мы поссорились  с подругой

И уселись  по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться  нужно нам.

Я ее не обижала — 

Только  мишку подержала,

Только  с мишкой убежала

 И  сказала: «Не отдам!» (А. Кузнецова)

Вопросы для обсуждения:

  • Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);
  • А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
  • А что чувствуют те, кто ссорится?
  • А можно обойтись без ссор?
  • Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь.

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

(А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что  виновник ссоры должен уметь признать свою вину.

3. «Старенькая бабушка»

Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина.

Улицу рисуют мелом на полу. Несколько  детей играют роль машин и бегают туда-сюда по улице. Поводырю нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.

4. «Подарок другу»

Ведущий: «Все из вас любят, когда вам дарят  подарки? А настроение от полученного  подарка улучшается? (выслушивает ответы детей). Правильно, вот сейчас и мы будем дарить друг другу подарки. Представьте, что вы можете подарить своему другу все что угодно. Представили? А теперь  на листе бумаги нарисуйте подарок своему соседу справа».   

Комплекс игровых упражнений № 10 

Цель: Развивать навыки невербального общения, умение чувствовать настроение другого и определять способы повышения человеку настроения, развивать чувство взаимопомощи 

1. «Улыбки»

Дети  встаю в круг, и держаться за руки. Ведущий говорит: «Я улыбнусь моему соседу, который стоит справа от меня, а он улыбнется своему соседу справа и так по кругу, и я получу улыбку от соседа слева. А теперь я улыбнусь соседу слева, и получу в конце игры улыбку от соседа справа». 

2. «Волшебное зеркальце»

Ребята  делятся на пары. Один ребенок изображает зеркало, а другой человека, смотрящего в зеркало. Ребенок-зеркало должен в точности изображать мимику, жесты  смотрящего.

3. «Обзывалки»

Дети  сидят в кругу. Взрослый предлагает придумать «обзывалки» своему соседу справа. Заранее обговариваются какие можно использовать «обзывалки» (например предметы мебели, овощи и т.д.). Начинает взрослый, при этом говоря своему соседу «А ты морковка», ребенок поворачивается к своему соседу – «А ты капуста» и т.д. Когда «обзывалка» дойдет до взрослого, он предлагает в обратном направлении называть ласковые слова соседу слева, например «А ты облачко» сопровождая поглаживанием по плечу. В конце упражнения можно обсудить игру:

  1. Понравилось ли вам, когда вас обзывали?
  2. Понравилось ли вам, когда вас ласково называли?

    3.  Легко ли говорить приятные вещи другим детям?

4. «Тихий разговор»

Цель: формирование умения передавать определенное смысловое содержание невербальным способом.

Участники садятся в круг. Задание — невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую взрослый предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесенную» фразу

повториться несколько раз, чтобы ребята могли  войти в образ и получить удовольствие от игры.

5. «Примирение»

Воспитатель. В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.

Нам в  этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой — Хрюши. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принес в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости.) Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать, (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д.)

Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой  можно обойтись и без ссоры. Я  предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь свое — машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по-другому.) А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения. Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:

  • Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствовали при этом?
  • Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?
  • Как вы думаете, прощение — это признак силы или признак слабости?
  • Почему так важно прощать других?

     Список  литературы: 

  1. Арушанова А. Г., Дурова Н.В., Иванкова Р. А., Рычагова Е.С.  Истоки диалога: Книга для  воспитателей /Под ред. А. Г. Арушановой. —М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. Учебное пособие. – М.: А.П.О., 1996.
  3. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений.- М:Книголюб, 2006г.
  4. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. М.: Айрис Пресс, 2005г., 112с
  5. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2007.
  6. Рылеева Е. В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004.— 160с: ил.— (Дошкольное воспитание и развитие)
  7. Сухина Е.М Развитие навыков межличностного взаимодействия и коммуникативной компетентности у дошкольников. Коррекционно-развивающая программа, Томск - 2002
  8. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. – М.: АСТ, 1997.

Информация о работе Формирование коммуникативных навыков дошкольников