Система предпринимательства в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение истории развития сервисной деятельности, сущности предпринимательской деятельности, изучение инноваций туристских организаций и способов регулирования в сфере туризма.

Содержание

Введение 3
1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 5
1.1. Историческое развитие сервисной деятельности 5
1.2. Сущность и содержание предпринимательской деятельности 8
1.3. Виды предпринимательской деятельности в туризме 10
1.4. Инновации туристских организаций 14
2. РЫНОЧНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИЗМА 19
2.1. Рыночное саморегулирование в сфере туризма 19
2.2. Государственное регулирование в сфере туризма 20
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЛЯ «RIVER PARK» 28
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Текст.docx

— 67.50 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Туризм сегодня - это сфера  социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е  рабочее место в мире приходится на туристский бизнес.

Большое влияние на рост туризма и расширение его социальной базы оказывают материально-технические факторы. Основные из них связаны с развитием средств транспорта, размещения, связи, предприятий общественного питания, розничной торговли, сервиса.

Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих  в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и  потребления результатов туристской деятельности.

Туризм - это мощная индустрия, включающая в себя разнообразные  виды предпринимательства.

По мнению специалистов, наибольшее влияние на развитие туризма  оказывают: гостиничный бизнес, транспорт, туристские агентства, туроперейтинг и глобальные компьютерные системы бронирования и резервирования (ГКС).

Данная тема актуальна  поскольку, предпринимательство в  сфере туризма и гостиничного бизнеса оказывает огромное влияние  на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

На развитие туризма в  мире оказывают влияние научно-технический  прогресс, повышение качества жизни  населения, увеличение продолжительности свободного времени, отпусков, экономическая и политическая стабильность и ряд других факторов.

Тема является актуальной в современных условиях, т.к. новые  условия организации и ведения  бизнеса требуют внедрения принципиально  новых способов политики, изменения  взглядов на сущность и систему предпринимательства в сфере туризма.

Целью данной работы является изучение истории развития сервисной деятельности, сущности предпринимательской деятельности, изучение инноваций туристских организаций и способов регулирования в сфере туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1. Историческое развитие сервисной деятельности

 

В доиндустриалъном обществе (рабовладельческая, феодальная формации и ранние стадии развития капитализма) промышленность либо еще не возникла, либо давала работу намного меньшему числу людей, чем сельское хозяйство. Перепись населения, проведенная в Великобритании в 1851 г., показала, что наиболее распространенные в стране профессии – сельскохозяйственные работники и домашние слуги. Именно домашняя прислуга занимала основное место в сфере услуг.

Низкая производительность и перенаселенность обуславливают большую долю недозанятого населения, которое распределяется в сельском хозяйстве и сфере домашних услуг. Поскольку работники зачастую довольствуются платой, достаточной лишь для пропитания, работа по дому дешева и крайне распространена. В Англии середины викторианской эпохи класс прислуги оставался самым многочисленным.

В индустриальном, т.е. зрелом капиталистическом и социалистическом, обществе развитие промышленности привело к резкому сокращению численности домашней прислуги. Главная задача экономики в эту эпоху – массовое производство товаров.

Развитие сферы услуг в индустриальном обществе происходило одновременно по двум направлениям.

Во-первых, скрытая роль служанки в домашнем хозяйстве переходит к женщине. В России и во многих других странах укоренилась культурная традиция, признающая ряд трудоемких видов деятельности в быту (стирка, уборка, покупки, приготовление пищи и т. п.) преимущественно «женским» занятием.

Во-вторых, многочисленные услуги, выполнявшиеся ранее в домашнем хозяйстве (например, в крестьянской семье), передаются мелким фирмам и независимым частным предпринимателям. Разрабатываются многофункциональные приспособления, облегчающие домашний труд (стиральные машины, пылесосы, кухонные комбайны и т. д.), создаются предприятия, занятые их ремонтом и обслуживанием. В СССР функционировала разветвленная сеть бытового обслуживания населения, занимавшаяся ремонтом одежды, обуви, бытовой техники, стиркой и т. п.

Расширение сектора услуг происходило  в экономике как капиталистических, так и социалистических стран. Различие в характере сервисной деятельности при этих общественно-политических системах состояло, в основном, в  том, что в социалистических странах  была больше развита сеть бесплатных услуг, а в капиталистических  – платных.

В капиталистических странах преобладали  платные коммерческие услуги, нацеленные на получение прибыли. В результате услуги становились менее доступными для малообеспеченных слоев населения, однако их качество и многообразие были намного выше ввиду конкуренции  между многочисленными сервисными фирмами. Специфика сервисной деятельности такова, что ею занимаются в основном частные лица, мелкие фирмы или  специальные небольшие подразделения  крупных корпораций. Поэтому запрет на частное предпринимательство  мешал развитию сферы услуг намного  сильнее, чем, например, развитию тяжелой  промышленности.

Постиндустриальное общество начало формироваться в промышленно развитых странах во второй половине XX века. Главным видом деятельности в нем становится уже не производство товаров, а обработка информации и оказание услуг. Поэтому постиндустриальный этап развития цивилизации определяют как «информационное общество» и «экономику услуг».

Услуги играют важную роль в любом  обществе. В доиндустриальных условиях это, главным образом, домашние или личные услуги.

В индустриальном обществе услуги –  это вспомогательная по отношению  к производству деятельность: коммунальные службы, транспорт (включая гаражи и  ремонтные мастерские), сфера финансов и управление недвижимостью.

В постиндустриальном обществе получают широкое распространение новые  виды услуг. Это гуманитарные (образование, здравоохранение, социальные службы) и профессиональные услуги (анализ и планирование, дизайн, программирование).

На опыте развития ведущих западных стран можно проследить историю  формирования постиндустриального  общества. Переход от индустриального  общества к постиндустриальному включает в себя три последовательных этапа развития сервисной деятельности.

На первом – развитие промышленности приводит к распространению преимущественно  транспортных услуг и вообще услуг, связанных с движением товаров.

На втором этапе в условиях массового  потребления благ начинается рост сферы  распределения (оптовая и розничная  торговля), финансовых услуг, операций с недвижимостью и страхования.

На третьем – начинает снижаться  доля семейного дохода, расходуемая  на питание. Высвободившиеся средства население использует сначала на приобретение товаров длительного  пользования (одежда, автомобили, жилье), а затем – на предметы роскоши, отдых и досуг. Расширяется сфера  личных услуг: сети ресторанов, отелей, автомобильных мастерских, индустрия  путешествий, развлечений и спорта. Резко усиливается интерес к  двум фундаментальным сферам сервиса  – здоровья и образования. Все  это приводит к формированию и  развитию новых видов услуг.

Во второй половине XX века в промышленно  развитых странах довольно быстро росло  число занятых в сфере социальных, распределительных и бытовых  услуг, несколько медленнее –  в области услуг производителям.

В начале XXI века наиболее высокими темпами  развиваются услуги производителям, услуги в области образования  и здравоохранения.

1.2. Сущность и содержание предпринимательской деятельности

Предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

В области туристской деятельности предпринимательство в большей  степени связано с оказанием услуг.

Субъектами предпринимательства (предпринимателями) могут быть как  отдельные частные лица, действующие  от своего имени и под свою имущественную  ответственность, так и объединения  партнеров, действующие под ответственность юридического лица.

Известны две модели предпринимательства: классическое предпринимательство  и инновационное предпринимательство.

Классическое  предпринимательство – это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов при использовании традиционных приемов хозяйствования для повышения рентабельности деятельности организации и обновления номенклатуры услуг.

Инновационное предпринимательство связано, прежде всего, с новаторством в предпринимательской деятельности. Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, не известных ранее, посредством использования традиционных факторов экономики, но путем нового их сочетания. Такая новаторская деятельность, как правило, приносит более ощутимый результат, чем традиционное предпринимательство, но предъявляет особые требования к предпринимателю.

Для успешной организации  доходного дела в современных  условиях предприниматель должен иметь  хорошую профессиональную подготовку, необходимые знания в области  экономики, политики, психологии, юриспруденции, организации производства продукции  и услуг, а также уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала.

Успех предпринимателя зависит  от условий, в которых он функционирует. Вот некоторые из них.

Предпринимательская среда – это общественные условия (ситуация), в которых осуществляется предпринимательство и которые оказывают влияние на результаты предпринимательства. Различают следующие группы условий: - Экономические условия – это фактическое предложение туристских товаров (услуг) и платежеспособный спрос на них; доходы фактических и потенциальных покупателей товаров (услуг); наличие, величина и доступность заемных средств для предпринимателей; наличие альтернативных услуг и цен на них; развитость инфраструктуры туристского рынка; условия конкуренции.

- Социальные условия – это представление общества о путях развития предпринимательства и отношение к нему (неприятие, терпимость, одобрение); отношение государства (аппарата управления) к предпринимательству; национальные традиции и обычаи; образовательный уровень специалистов, с которыми предприниматель вступает в деловые отношения.  
- Правовые условия – законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность и создающие наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства. Важнейшими являются законы о правовых гарантиях предпринимательской деятельности, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

 

 

1.3. Виды предпринимательской деятельности в туризме

 

В общепринятой классификации  предпринимательской деятельности выделяют следующие виды предпринимательства:

1) производительное (производственное) – непосредственное создание услуг и другой продукции;

2) коммерческое – посредническая деятельность по продвижению созданной продукции от производителя к потребителю;

3) финансовое – особый вид деятельности по образованию и использованию денежных средств на цели воспроизводства услуг и продукции;

4) консультативное – деятельность, связанная с предоставлением советов (консультаций) и помощи по вопросам общего управления, оценки возможностей производителей, управления финансами, маркетинга и др.

В связи с особенностями  туруслуг предпринимательская деятельность туристских организаций может быть лишь условно отнесена к определенному виду.

Так, деятельность туроператоров в большинстве случаев создает организационную подготовку турпродукта и его частичное производство и продвижение к потребителю. Поэтому деятельность туроператоров можно условно отнести к производительному предпринимательству.

Турагенты выполняют функции посредников – продавцов туров. Кроме того, они выполняют отдельные виды услуг, например страхование, консульское обслуживание и др. Это смешанный вид деятельности.

Контрагенты – исполнители туристских услуг (гостиницы, рестораны, перевозчики, экскурсионные бюро и др.), которые оказывают услуги потребителям турпродукта, т. е. активно участвуют в производстве услуг и на этом основании могут быть отнесены к производительным предпринимателям.

Туристские организации  могут совмещать организационную  подготовку, продажу (в том числе  и розничную) и исполнение услуг. В этом случае фирма выполняет одновременно несколько видов предпринимательской деятельности.

Информация о работе Система предпринимательства в туризме