Развитие воображения младших школьниов в процессе решения простых задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:54, дипломная работа

Описание

Обоснование актуальности темы исследования. Проблема развития у растущего человека воображения, как важного для полноценной самореализации его личностных качеств, является для современной школы одной из важных педагогических задач.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы воображения 8
Воображение как психологический процесс 8
Современные подходы к развитию воображения на уроках математики 18
Критерии, показатели, уровни развития воображения в процессе решения простых задач 24
2 Анализ опытно-экспериментальной работы 26
2.1. Общая характеристика простых задач, как средство развития воображения младших школьников 26
2.2. Педагогические условия воображения младших школьников в процессе решения простых задач 35
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию воображения 44
Заключение 62
Библиографический список 63

Работа состоит из  1 файл

ВКР (Восстановлен).docx

— 264.64 Кб (Скачать документ)

4 + 3. Чему равно значение  этой суммы?

У Миши на носу 4 веснушки, а  у Маши – 3. Сколько веснушек у  детей?


2) Выбери задание, в  котором нужно догадаться, какое  действие поможет найти ответ.

3) Почему в другом задание такая догадка не нужна?

4) Реши оба задания.  Как ты узнал, каким действием  нужно решать задачу?

5) Придумай свою задачу. (Аргинская И.И.)

13.  На детской площадке  в зоопарке поселились 6 тигрят  и 9 медвежат.

              Сколько малышей оказалось на  площадке?

          1) Сделай к задаче рисунок и  реши ее.

     2) Придумай  и запиши свою задачу. Подчеркни  в ней данные зеленым, а искомое  – красным. 

     3) Реши свою  задачу. (Аргинская И.И.)

14. 1) Прочитай и сравни тексты:

На площадке играли 4 девочки  и 5 мальчиков.

На площадке играли в  мяч 4 девочки и 5 мальчиков. Сколько  детей играли в мяч?


       2) Найди задачу и реши ее.

       3) Дополни другой текст до задачи. Сделай это так, чтобы новая задача отличалась от данной.

       4) Если ты затрудняешься, подумай, какой из вопросов подойдет к данному условию:

            «Сколько девочек играли в  мяч?»

            «На сколько больше играло в мяч девочек, чем мальчиков?»

            «На сколько меньше играло в мяч девочек, чем мальчиков?»

5) Реши новую задачу. Объясни выбор действия. (Аргинская И.И.)

Вывод. Проанализировав  педагогические условия для развития воображения в процессе решения  простых задач авторов: Моро М. И., Истомина Н. Б., Аргинская И. И., Петерсон Л. Г., мы делам вывод, что у всех имеется достаточное количество педагогических условий для развития воображения это:

  1. дополни условие;
  2. использование сравнения;
  3. составь задачу;
  4. подбери схематический чертёж к задаче;
  5. подбери данные к задаче;
  6. подбери рисунок к задаче и другие.

Но у каждого из них  есть свои особенности, у Истоминой  Н.Б.  это сравнение, диалоги, схемы. Петерсон Л.Г. использует такие методические приемы это схемы, преобразование задач.  У Аргинской И.И. в 1 упражнении дан целый комплекс методических приемов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию воображения.

Нами  на практике была проведена опытно – экспериментальная работа по теме: «Развитие воображения младших  школьников в процессе решения простых  задач». Она состоялась из трех этапов:

    1. констатирующий;
    2. формирующий;
    3. контрольный этап.

Цель: подтвердить или опровергнуть гипотезу: воображение младших школьников повысится на более высокий уровень, если в системе учить детей: составлять вспомогательные модели к задаче; объяснять выбор действий; сравнивать задачи; изменять условия задачи; изменять вопрос задачи; умение составить задачу, так как в процессе такой деятельности они учатся выделять главное устанавливать взаимосвязи, преобразовывать.

Констатирующий  этап был проведен во время активно  – пассивной практики. На этом этапе мы наблюдали уроки учителя с целью применения разнообразных методических приемов при обучению решению простых задач. Это наблюдение показало, что учитель методические приемы по мере наличии их в учебнике Моро М.И.. Перед нами встала задача разнообразить использования методических приемов.

Цель: проверить  начальные знания по теме: «Развитие воображения младших школьников в процессе решения простых задач».

Незаконченные фигуры

Тест  О.М. Дьяченко «Художник»

Детям раздаются  листы бумаги с нарисованными  на них фигурках (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями). У каждого ребенка наборы фигуры должны быть одинаковыми. Дети должны за 5-10 мин. Пририсовать к фигурам все, что угодно так, чтобы получились предметные изображения.

Инструкция: «Перед вами листок, разделенный на восемь частей. В каждой части листа  нарисованы фигурки. Листочки с этими  фигурками потерял художник. Он собирался нарисовать на листочках картинки, но не успел. И вот листочки попали к вам. Значит, теперь вы художники. Вам эти фигурки надо дорисовать и превратить так, чтобы не было одинаковых рисунков. В каждой из восьми частей листа картинки должны быть разными. Начинайте работу пожалуйста».

   Когда ребенок сдает листочек, экспериментатор обязательно спрашивает. Как можно назвать каждый из восьми рисунков и подписывает под каждой картинкой ее название.

Выполнение  задания может быть оценено в  баллах:

0 баллов  – ничего не нарисовал;

1 балл  – стереотипные, примитивные рисунки,  трудность вербализации при назывании  картинки;

2 балла  – простые, стандартные рисунки  с повторами, затруднения при  подборе названий к некоторым  рисункам;

3 балла  – сложные. Оригинальные рисунки, хорошая вербализация.

Результаты  теста О. М. Дьяченко «Художник»

Таблица 2 – Результаты проведения теста О.М. Дьяченко «Художник».

Имя Фамилия

Балы

Уровень

  1. Артур А.
  2. Максим А.
  3. Кирилл А.
  4. Станислав Б.
  5. Лидия Б.
  6. Алина Б.
  7. Виктор Б
  8. Мария Г.
  9. Александр Г.
  10. Александр Г.
  11. Александр И.
  12. Дарья К.
  13. Радик К.
  14. Дарья К.
  15. Татьяна Л.
  16. Мина М.
  17. Александра М.
  18. Иван О.
  19. Никита П.
  20. Мария П.
  21. Яна Р.
  22. Никита С.
  23. Евгения С.
  24. Антон С.
  25. Фёдор С.
  26. Элина Ч
  27. Владимир Ш
  28. Вероника Ш.

2

3

2

2

3

2

2

3

1

2

2

2

2

3

3

2

1

3

2

2

3

2

3

3

3

3

2

3

Средний

Высокий

Средний

Средний

Высокий

Средний

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Средний

Средний

Средний

Высокий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Средний

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Средний

Высокий


 

Высокий уровень  – 12 человек – 43 %

Средний уровень  – 14 человек – 50 %

Низкий уровень  – 2 человека – 7 %

                               

                                            

Завершение рассказа

Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял солнечный день. По улице  шла девочка и вела на поводке  смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…».

   Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы – 10 мин.

Рассказ можно  оценить по следующим критериям:

  • законченность рассказа;
  • яркость и оригинальность образов;
  • необычность поворота и сюжета;
  • неожиданность концовки.

Работы  оценивались по двум критериям: законченность  рассказа, яркость 

и оригинальность образов.

Таблица 3 – Результаты проведения теста «Завершение рассказа»

Имя Фамилия

Оценка

Уровень

  1. Артур А.
  2. Максим А.
  3. Кирилл А.
  4. Станислав Б.
  5. Лидия Б.
  6. Алина Б.
  7. Виктор Б.
  8. Мария Г.
  9. Александр Г.
  10. Александр Г.
  11. Александр И.
  12. Дарья К.
  13. Радик К.
  14. Дарья К.
  15. Татьяна Л.
  16. Мина М
  17. Александра М.
  18. Иван О.
  19. Никита П.
  20. Мария П.
  21. Яна Р.
  22. Никита С.
  23. Евгения С.
  24. Антон С.
  25. Фёдор С.
  26. Элина Ч.
  27. Владимир Ш.
  28. Вероника Ш.

4

5

2

5

5

3

3

3

2

2

3

4

1

3

3

3

4

3

2

3

3

3

4

3

2

5

2

3

Высокий

Высокий

Низкий

Высокий

Высокий

Средний

Средний

Средний

Низкий

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Средний

Средний

Высокий

Средний

Низкий

Средний

Средний

Средний

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Низкий

Средний


 

Высокий уровень – 8 человек – 29 %

Средний уровень – 13 человек – 46 %

Низкий уровень – 7 человек – 25 %

Формирующий этап.

Цель: систематически на каждом уроке  развивать воображение учащихся второго класса в процессе решения простых задач.

Тема: Вычитание вида 52 - 24.

ТЦУ:  1   обеспечить понимание  детьми нового письменного  приема вычитания вида 52 - 24; закрепить вычислительные умения и навыки, навык решения задач.


Этапы

Д.м.

СУМ

Деятельность  учителя

Деятельность  уч-ся

II. Актуализация знаний

2

На стоянке было несколько машин. Когда 3 машины уехали, осталось 6 машин. Сколько машин было на стоянке  сначала?

Рассмотрим краткую запись и схематический  чертеж к задаче.

Было – ?                     6 м.         3 м.

Уехали – 3 м.

Осталось  – 6 м.               ?

- Что нам известно в задаче?

 

 

- Что нам нужно найти в задаче?

 

Рассмотрим  краткую запись. Все что мы с  вами сказали, обозначено в краткой  записи.

Рассмотрим  схематический чертеж к задаче. Кто  мне его разъяснит?

Записываем  решение задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Известно, что 3 машины уехали, а 6 машин осталось.

Сколько машин было.

 

 

 

 

 

(Объясняет  Маша П.)

1) 6+3=9 (м.) – было

Ответ: 9 машин.

(решение  записывает Радик К.)


С задачей справились все под  руководством учителя.

Тема: Свойство противоположных сторон прямоугольника

ТЦУ:  1   обеспечить понимание детьми о свойствах сторон прямоугольника.

Этапы

Д.м.

СУМ

Деятельность  учителя

Деятельность  уч-ся

II. Актуализация знаний

3

Решаем устно. В этой задаче нам  с вами нужно продолжить вопрос задачи.

На  одном автобусе в Киев приехали 42 туриста, а на другом – на 10 туристов больше. Сколько всего туристов…?

 

 

 

 

 

 

приехало  на другом автобусе в Киев?

1) 42+10=52 (т.)

Ответ: 52 триста.

Информация о работе Развитие воображения младших школьниов в процессе решения простых задач