Развитие воображения младших школьниов в процессе решения простых задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:54, дипломная работа

Описание

Обоснование актуальности темы исследования. Проблема развития у растущего человека воображения, как важного для полноценной самореализации его личностных качеств, является для современной школы одной из важных педагогических задач.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы воображения 8
Воображение как психологический процесс 8
Современные подходы к развитию воображения на уроках математики 18
Критерии, показатели, уровни развития воображения в процессе решения простых задач 24
2 Анализ опытно-экспериментальной работы 26
2.1. Общая характеристика простых задач, как средство развития воображения младших школьников 26
2.2. Педагогические условия воображения младших школьников в процессе решения простых задач 35
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию воображения 44
Заключение 62
Библиографический список 63

Работа состоит из  1 файл

ВКР (Восстановлен).docx

— 264.64 Кб (Скачать документ)

2. Новые понятия  должны вводиться только в  знакомом содержании,

3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

4. В центре  внимания должно быть овладение  смыслом понятия, а не правилами  грамматики.

5. Следует  учить ребенка искать решение,  учитывая, прежде всего возможные  последствия, а не абсолютные  достоинства.

6. Стимулировать  детей к высказыванию собственных  идей по поводу решаемой проблемы.

 


   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Современные подходы к развитию  воображения на уроках математики.

   Проанализировав литературу по психологии, мы  выделили основные понятия воображения, а теперь рассмотрим каковы же современные подходы к развитию воображения на уроках математики.

   Учитель Т.В. Рапенкова муниципальной Новоталицкой средней школы утверждает, что в психологии воображение рассматривается как одна из форм отражательной действительности сознания. Эта высшая психическая функция отражает действительность не как реальность, а как возможность, вероятность. Многие авторы успешность обучения связывают с развитием у детей воображения. Так, исследования отечественных психологов [Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и другие] показали, что воображение не только способствует прочному усвоению учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования у детей знаний, способствует саморазвитию личности, определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе. «Обучение, ориентированное на развитие творческого воображения и мышления, - более осознанное, продуктивное и результативное». Т.В. Рапенкова выделяет такой недостаток: «Недостаток воображения, отсутствие определенного запаса зрительных образов в умственном багаже или неумение их привлечь к работе в нужный момент – одна из причин низкого качества умственной работы. Недостаток воображения отрицательно сказывается на усвоении всех школьных предметов».


   Возраст от 2 до 12 лет – благоприятный период для развития воображения. По мере увеличения возраста теряется живость, свежесть, впечатлений, оригинальность ассоциаций остроумие сравнений. Поэтому для стимулирования познавательных процессов важно включить учащихся в творчество, обеспечить развивающими играми на уроке. Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. [47, с. 63]

   Л.М. Пакша, методист Центра непрерывного художественного образования, почетный работник образования Российской Федерации доказывает в своей статье, что важным условием развития воображения является умение наблюдать, всматриваться в окружающее, замечать что-то необычное, созерцать красоту и наслаждаться ею. [37, с. 40]

   Воображение как сложный комплекс представлений и образов, определяющих поведение человека, его действия, намерения, стремления, является одной из важнейших в педагогике начальной школы.

   Е.Ю. Волчегорская, кандидат педагогических наук рассмотрела результаты экспериментальных исследований, в которых участвовали дети 6-7 лет [Бодрова Е.В., Князева О.Л., Кудрявцев В.Т., Брудная Н.А. и другие], которые показали, что развитие воображения приводит не только к значительному росту такого аспекта интеллекта, как оригинальность решения продуктивных творческих задач, но и к улучшению показателей     общего уровня интеллекта [выявленного тестом «Прогрессивные матрицы Равенна»].                                                 Е.Ю. Волчегорская также установила, что развитие воображения приводит к повышению контактности детей, развитию коммуникативных умений, улучшению их самочувствия в группе. В результате более успешной адаптации в классах формируются группы детей, отличающиеся высокой интеллектуальной продуктивностью и высоким уровнем познавательной мотивации. Такие группы выступают в роли фактора, стимулирующего интереса к учебе, творчеству, собственным успехам у всех детей, обучающихся в этих классах. Таким образом, функция воображения выступает не только как форма обобщений на образном уровне, но и как форма самовыражения в продуктивной деятельности, обеспечивающая признание со стороны окружающих и снижение уровня тревожности в период адаптации.

   Между тем в результате проведенных исследований было установлено, что при отсутствии специально организованной работы по развитию воображения к концу обучения в 1 классе у детей почти на треть снижаются показатели творческого воображения (выявлено при помощи проективного теста Роршаха). Этот сдвиг следует расценивать как, безусловно, негативное последствие стресса, связанного с жесткими требованиями учебной дисциплины и возрастающими учебными нагрузками. [11, с. 38]

    Воображение в широком смысле слова – это любой процесс, протекающий в образах (С. Л. Рубинштейн). Л. С Бушуева и Л. П. Блощицина рассматривают в своей статье выделение отдельных компонентов образа, которые позволяют ребенку соединять детали разных образов, придумывать новые, фантастические объекты или явления. Например, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих, многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего в мире животного. В психологии эту способность называют фантазией.

   Никто сегодня не спорит с тем, что фантазия играет огромную роль в любой творческой деятельности. Но признание величайшей ценности фантазии до недавнего времени не сопровождалось систематическими усилиями, направленными на ее развитие. Делались лишь отдельные приемы развития воображения.

   Преобразующее свойство – основа воображения – врожденная принадлежность мозга. И это свойство необходимо развивать и стимулировать в обучении. [9, с. 50 – 51]

  Однажды известного детского писателя Джанни Родари спросили: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?» Он ответил: «Учите, как следует математику».

   Г.И. Саламатова доказывает утверждение писателя Джанни Родари в своей статье,  что действительно, изучение математики предоставляет большие возможности для развития воображения. Творчески работающий педагог не может строить процесс обучения без опоры на воображение. Для детей младшего школьного возраста это особенно актуально.


   Одним из слагаемых развития воображения является создание ситуации свободы: возможности выбора, чем сначала позаниматься (в рамках урока), - посчитать устно или порешать задачи, примеры; справиться с геометрическим материалом или с логическим упражнением; решить задания повышенной сложности или более легкие. При выполнении домашнего задания, контрольных работ, олимпиад также рекомендуем предоставить свободу выбора порядка выполнения заданий.

   Дети очень любят игру «Свободный выбор» или «Конкурс на лучшего решателя задач». Каждый ребенок получает задание на дом – например, 30 задач на месяц. Ученик может их решать в любом порядке и столько в день, сколько хочется. Решая задачи, дети находят картинку в книжке-раскраске или рисуют ее сами, разбивают на 30 частей и раскрашивают по мере решения задач. Готовые рисунки помещаются в уголок для творческих работ.

   Замечательно, если на уроке не учитель, а сами дети объясняют новый материал. Учитель создает проблемные ситуации, организует поиск, а дети самостоятельно находят пути решения. Кроме того, ребенку необходимо предлагать специальные задания на развитие воображения. Наиболее подходяще для этого задания в игровой форме. «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случаев сделать его немного занимательным», считал Паскаль. Посредством игры можно развивать воображение даже у самых скованных детей. Игры на воображение хороши тем, что они имеют несколько вариантов решения и все они верны. Галина Ивановна Саламатова  предлагает вот такие игры: «Геометрическая мозаика», «Танграм», «Веселые художники», «Составь картинку», «На что это похоже?», «Вообрази, что получилось» и этот список можно продолжать и продолжать. Использовать их можно на любом этапе урока.

   Также Г.И. Саламатова в своей статье выделяет и рассказывает о разных видах составления задачи, которые способствуют развитию воображения.

  1. Задачи, составленные по рисунку, краткой записи, схеме.
  2. Задачи, составленные по выражению. Иногда к одному и тому же выражению дети составляют задачи различных видов.

   Решение задач, примеров разными способами также направлено на развитие воображение, творческих способностей.

   Широкое использование на уроках заданий «открытого» типа, то есть заданий, имеющих несколько решений, также эффективно стимулирует воображение детей.

   Очень важно при выполнении заданий на развитие воображения с самого начала раскрыть перед ребенком суть творческой деятельности – не следовать готовым образцам, а искать как можно больше своих собственных решений, направлять свое воображение на поиск нового, доводить задуманное до конца.

   Хорошо развивает воображение совместное с учителем или групповое выполнение творческих работ с дальнейшим акцентом на удачных решениях. При этом очень важен эмоциональный настрой на выполнение работы.

   С интересом, творчески дети подходят к составлению кроссвордов, придумывают различные занимательные задания.

   Демонстрация результатов творчества (это уголок творческих работ, альбомы, сборники) помогает детям направить свое воображение на создавание законченных и оригинальных произведений. Развитие творческого воображения детей начинается с фантазии и воображения самого педагога. Педагог, способный придумывать, изобретать что-то новое, может организовывать творческий процесс даже в самых стандартных условиях. [49,  с. 47 – 48]

Таким образом, мы делаем вывод, что воображение  – это психологический процесс, который состоит из созданий новых образов, которые никогда не воспринимались человеком раньше, на основе имеющегося опыта. Мы рассмотрели в работе виды воображения, познакомились с самыми общими аспектами развития воображения детей, увидели, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Критерии, показатели, уровни развития  воображения в процессе решения  простых задач.    

Воображение – это психологический процесс, который состоит из созданий новых образов, которые никогда не воспринимались человеком раньше, на основе имеющегося опыта.


Сначала и до конца обучения в школе  математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные  стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять  изучаемые теоретические положения. Одним из слагаемых развития воображения  является создание ситуации свободы: возможности  выбора, чем сначала позаниматься (в рамках урока), - посчитать устно  или порешать задачи.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

— построение образа конечного результата его  деятельности;

— создание программы поведения в ситуации неопределенности;

— создании образов, заменяющих деятельность;

— создание образов описываемых объектов.


 Выделим принципы для развития воображения:

1. Прежде  чем приступить к развитию  у детей творческой деятельности, следует сформировать у них  необходимые для этого речевые  и мыслительные навыки.

2. Новые понятия  должны вводиться только в  знакомом содержании,

3. Содержание  развивающих техник должно ориентироваться  на личность ребенка и его  взаимодействие с другими детьми.

4. В центре  внимания должно быть овладение  смыслом понятия, а не правилами  грамматики.

5. Следует  учить ребенка искать решение,  учитывая, прежде всего возможные  последствия, а не абсолютные  достоинства.

6. Стимулировать  детей к высказыванию собственных  идей по поводу решаемой проблемы.

В связи со всем вышесказанным мы выделяем следующие критерии, показатели и уровни развития воображения младших школьников в процессе решения простых задач.

Таблица 1 – Критерии, показатели, уровни развития воображения младших школьников в процессе решения простых задач.     


            Уровни

низкий

Почти всегда требуется помощь учителя.

Почти всегда требуется помощь учителя.

Почти всегда требуется помощь учителя.

средний

Иногда требуется помощь учителя.

Иногда требуется помощь учителя.

Иногда требуется помощь учителя.

высокий

Всегда самостоятельно выполняется  задание.

Всегда самостоятельно выполняется  задание.

Всегда самостоятельно выполняется  задание.

Показатели

  1. умение читать задачу;
  2. умение составить вспомогательную модель;
  3. знать и применять приемы самопроверки;
  1. умение изменять условие задачи;
  2. умение изменять вопрос задачи;
  1. умение составить задачу;
  2. умение сравнивать задачи;

Критерии

  1. Умение сосредоточиться на объекте

2. Преобразование

3. Оригинальность

Информация о работе Развитие воображения младших школьниов в процессе решения простых задач