Развитие воображения младших школьниов в процессе решения простых задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:54, дипломная работа

Описание

Обоснование актуальности темы исследования. Проблема развития у растущего человека воображения, как важного для полноценной самореализации его личностных качеств, является для современной школы одной из важных педагогических задач.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы воображения 8
Воображение как психологический процесс 8
Современные подходы к развитию воображения на уроках математики 18
Критерии, показатели, уровни развития воображения в процессе решения простых задач 24
2 Анализ опытно-экспериментальной работы 26
2.1. Общая характеристика простых задач, как средство развития воображения младших школьников 26
2.2. Педагогические условия воображения младших школьников в процессе решения простых задач 35
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию воображения 44
Заключение 62
Библиографический список 63

Работа состоит из  1 файл

ВКР (Восстановлен).docx

— 264.64 Кб (Скачать документ)

   Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего» воображение творить не может.

Самый причудливый  и фантастические продукты воображения  всегда строятся из элементов действительности.

   Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э. В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».

           При помощи воображения человек  отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто  неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность  и создает на этой основе  новые образы. Воображение тесно  связано с мышлением, поэтому  способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

   Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтезическую деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.

   Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний из временных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга. 

   Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям.

Степень активности создания человеком новых образов и осознанности этих образов:

   Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха».

   Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна люди пришли в конце XIX - начале XX в. Обрывки воспоминаний прошлого причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно, вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов говорил, что сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его сознание как бы отступает на задний план, так как прекращают работать те участки головного мозга, которые выдают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон – это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происходит неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидений являются:

  • чувственная достоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не сомневаюсь, что все это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись, «стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся фантазиям;
  • невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;
  • явная связь с насущными потребностями человека.

  Несмотря  на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь  то, что было воспринято человеком.

   Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом большой или нездоровой психики являются галлюцинации.

   Галлюцинация – это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.

   Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

   При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Это психическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма.

   Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой горячки.

   Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга душевнобольного постоянно в большей или меньшей степени заторможены. Следы прошлых восприятий, комбинируемые в образах фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители.

   Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.

   Произвольное, или активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и так далее). Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения.  Кроме этого надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры.

   По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.

   Воссоздающее, или репродуктивное, воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картин. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют.

Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать  то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рассказчик. Отличной школой развития воссоздающего воображения  служит изучение географических карт. К. Паустовскй писал: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как за увлекательной книгой. Я изучал течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги… Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».

   Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди.

     Особый вид воображения – мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (то есть то, чего еще нет) человек не мог без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечта – это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее.

   Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности.  К. Г. Паустовский говорил, что сутью человека является та мечта, которая живет у каждого в сердце: «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».

   Еще один вид воображения – фантазия. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика – результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

     Существует большая зависимость между воображением и умом человека. Развитие воображения неразрывно связано с развитие личности в целом. Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психической деятельности человека. Воображение развивается прежде всего в той деятельности, в которой нельзя обойтись без него.

   Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно. Первый такой способ — агглютинация, т. е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей.

   Второй способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей.

   Третий известный способ создания образов фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются.

   Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе.

   Пятый способ — акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Акцентирование – подчеркивание тех или иных черт.

    Индивидуальные особенности воображения определяются:

  1. степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается воображение;
  2. характеристикой самого создаваемого образа: нелепица или оригинальная находка решения;
  3. в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность).

   Обоснуем, развитие воображения у младших школьников.  Без достаточного развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника. Читая произведение художественной литературы, ребенок мысленно представляет то, о чем говорит автор.

   Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность.

   Если мы хотим, чтобы учебная деятельность была творческой, необходимо иметь в виду следующее. Всякий образ, созданный воображением, строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Поэтому, чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. К. Г. Паустовский писал: «Знание органически связано с человеческим воображением… сила воображения увеличивается по мере роста познаний».

   Воображение формируется у детей на базе развития их восприятия.


   Основное условие развитие воображения ребенка – включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения – основы всякой творческой деятельности. У каждого ребенка есть воображение, но проявляется оно по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей.

   Прежде всего, различна степень легкости или трудности преобразования данного воображении. Некоторые дети до такой степени скованы ситуацией, что всякое мысленное преобразование ее представляет для них значительные трудности. Иногда ученик не может усвоить учебный материал только потому, что не в состоянии мысленно представить то, что говорит учитель или что написано в учебнике.

   Когда ребенка упрекают за невнимательность на уроке, он не всегда бывает виноват: он старается слушать, а в его голове совершается иная жизнь, возникают образы, может быть, ярче и интереснее, чем то, что рассказывает учитель.

   Учащиеся различаются тем, в какой мере их воображение контролируется сознанием. В зависимости от этого воображение бывает полезным или вредным, ибо может уводить человека от реального мира.

   Эти особенности воображения детей необходимо учитывать. Надо знать не только, как ученик воспринимает материал, но и как этот материал преломляется в его воображении.

   Залогом успешной учебы является любое обучение связаное с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения.


   Психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребенка. В частности, именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

— построение образа конечного результата его  деятельности;

— создание программы поведения в ситуации неопределенности;

— создании образов, заменяющих деятельность;

— создание образов описываемых объектов.  

Все эти  функции невозможно выполнить без  активизации, наряду с воображением, мышления и памяти.

Выделим принципы для развития воображения:

1. Прежде  чем приступить к развитию  у детей творческой деятельности, следует сформировать у них  необходимые для этого речевые  и мыслительные навыки.

Информация о работе Развитие воображения младших школьниов в процессе решения простых задач