Развитие воображения младших школьниов в процессе решения простых задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:54, дипломная работа

Описание

Обоснование актуальности темы исследования. Проблема развития у растущего человека воображения, как важного для полноценной самореализации его личностных качеств, является для современной школы одной из важных педагогических задач.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы воображения 8
Воображение как психологический процесс 8
Современные подходы к развитию воображения на уроках математики 18
Критерии, показатели, уровни развития воображения в процессе решения простых задач 24
2 Анализ опытно-экспериментальной работы 26
2.1. Общая характеристика простых задач, как средство развития воображения младших школьников 26
2.2. Педагогические условия воображения младших школьников в процессе решения простых задач 35
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию воображения 44
Заключение 62
Библиографический список 63

Работа состоит из  1 файл

ВКР (Восстановлен).docx

— 264.64 Кб (Скачать документ)




 Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное образовательное  учреждение среднего профессионального образования

«Миасский педагогический колледж»

Кафедра математики и информатики

 

 

 

 

 

 

Развитие воображения младших школьников в процессе решения простых задач

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 401 группы

специальности 05070952 «Преподавание  в

начальной школе с углублённым

изучением в области информатики»

 

Научный руководитель

 

Преподаватель высшей категории

«Почётный работник СПО»

Рецензент Маргарита Ивановна Самойлова

Преподаватель Высшей категории,

отличник просвещения СССР

 

 

 

 

 

 

Миасс 2008

Содержание


Введение            3

1 Теоретические основы воображения       8

    1. Воображение как психологический процесс    8
    2. Современные подходы к развитию воображения на уроках математики         18
    3. Критерии, показатели, уровни развития воображения в процессе решения простых задач       24

2 Анализ опытно-экспериментальной работы      26

2.1. Общая характеристика  простых задач, как средство  развития воображения младших школьников     26

2.2. Педагогические условия  воображения младших школьников  в процессе решения простых задач      35

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию воображения         44

Заключение           62

Библиографический список         63                                                                                

Приложения

Приложение А

   Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д


    

 

 

 

 

 

 

 

Введение


Обоснование актуальности темы исследования. Проблема развития у растущего человека воображения, как важного для полноценной  самореализации его личностных качеств, является для современной школы  одной из важных педагогических задач.

    Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы воображением. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Они не смогли бы усваивать школьную программу без воображения. Значит воображение, является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития.

   Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения.

   Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Одним из слагаемых развития воображения является создание ситуации свободы: возможности выбора, чем сначала позаниматься (в рамках урока), - посчитать устно или порешать задачи.

   В литературе предложено немало практических приемов, для решения простых задач. Однако теоретические положения относительного нахождения пути решения задачи остаются мало разработанными. И мы должны рассмотреть педагогические условия развития воображения младших школьников в процессе решения простых задач.

   Особенности текста задачи могут определить ход мыслительного процесса при ее решении, при этом ученик должен представить, вообразить сам процесс решения задачи и ее готовый результат.

Решение задач занимает в математическом образовании огромное место.

   Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.

   Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи.

Следовательно, научив детей владеть умением  решать задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие воображения.

   Изложенные выше факты определили тему моего исследования – «Развития воображения младших школьников в процессе решения простых задач».

   Чем раньше мы начнем целенаправленное формировании личности, тем быстрее мы получим положительный результат.

   Этой проблемой занимаются:  Алексеева А.В., Амнуэль П.Р., Андреева Г.М., Артемов А.К., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Блощицина Л.П., Боровик О.В., Бушуева Л.С., Венгер Л.А., Годфруа Ж., Мухина В.С., Волчегорская Е.Ю., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Данилова Е.Е., Дубровина И.В., Гальперин П.Я., Гончарова М.А., Зайцев Т.Г. Прихожан А.М., Истомина Н.Б., Коршунова Л.О., Крутецкий В.А., Кулагина И.Ю., Лавриненко Т.А., Леонтьев А.Н., Моро М.И., Немов Р.С., Обухова Л.Ф., Овчинникова В.С., Пакша Л.М., Панибратнева З.М., Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Рапенкова Т.В., Рубинштейн С.Л., Саламатова Г.И., Смирнова Е.О., Стойлова Л.П., Субботина Л.Ю.

   Автор учебника Бантова М. А. доказывает утверждение, что с помощью решения простых задач формируется одно из центральных понятий начального курса математики – понятие об арифметических действиях и ряд других понятий.

   Бушуева Л. С. и Блощицина Л. П.  рассматривают в своей статье выделение отдельных компонентов образа, которые позволяют ребенку соединять детали разных образов, придумывать новые, фантастические объекты или явления.

   Выготский Л. С. придерживается такой точки зрения, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребенка.

     Автор учебника Истомина Н. Б. утверждает, что современная методика не ориентирует учащихся на заучивание и узнавания видов простых задач, так как это формирует формальный подход к решению задач.

   Автор учебника Крутецкий В. А. рассматривает виды воображения и как развивается воображение у детей.

   Пакша Л. М. считала, что важным условием развития воображения является умение наблюдать, всматриваться в окружающее, замечать что-то необычное, созерцать красоту и наслаждаться ею.

   Рапенкова Т. В. автор статьи, подчеркнула, что воображение является, как одна из форм отрицательной действительности сознания.

   Эта проблема исследуется, однако существуют ресурсы, которые                                            требует более глубокой разработки.

Отсюда  вытекают противоречие между развитием воображения у младших школьников, как одной из задач обучения и сложностью самого понятия воображения требующего поэтапности его развития.

Проблема  исследования - каковы педагогические условия развития воображения младших школьников в процессе решения простых задач?

Цель исследования - выявления необходимости развития воображения у младших школьников при решении простых задач на уроках математики, так как это в дальнейшем будет способствовать интеллектуальному развитию ребенка. 

Объект исследования - организация уроков математики начальной школы.

Предмет исследования - развития воображения в процессе решения простых задач.

Гипотеза  исследования - воображение младших школьников повысится на более высокий уровень, если в системе учить детей:

- составлять  вспомогательные модели к задаче;

- объяснять  выбор действий;

- сравнивать  задачи;

- изменять  условия задачи;

- изменять  вопрос задачи;

 - умение составить задачу,

так как в процессе такой деятельности они учатся выделять главное устанавливать взаимосвязи, преобразовывать.

Задачи исследования:

  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме: «Развитие воображения младших школьников в процессе решения простых задач».
  2. дать характеристику воображению с учетом возрастных особенностей младших школьников
  3. разработать и реализовать на практике педагогические условия развития воображения у младших школьников в процессе обучения математике;
  4. разработать критерии оценки уровня развития воображения;
  5. провести эксперимент по теме исследования.

Методологическая  база исследования – данной проблемой занимались: учитель Рапенкова Т.В.,  Саламатова Г.И., Пакша Л.М., Волчегорская Е.Ю., Блощицина Л.П.

Методы  исследования – наблюдение, изучение продуктов деятельности учащихся, эксперимент, теоретический анализ, составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование, регистрация, ранжирование, шкалирование, среднее арифметическое, составление таблиц, диаграмм.

База  исследования – исследование проводилось на базе второго класса МОУ средней образовательной школы № 21 города Миасса, в исследовании приняло участия 28 учеников.

Теоретическая значимость – заключается в уточнении  раскрытия понятия воображения его видов особенностей развития, а также в разработке комплексов педагогических условий по развитию воображения.

Практическая  значимость – заключается в отборе педагогических условий для развития воображения младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

1.1. Воображение как психологический  процесс.

   Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляются мысленный отход за пределы непосредственного воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.


    И.В. Дубровина говорила, что воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. [19, с. 157]

   Л.А. Венгер утверждал, что воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. [10, с. 176]

   В.А. Крутецкий доказывает, что воображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. [28, с. 156]

   А.В. Петровский отмечает, что воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может быть средством создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее. [44, с. 414]

   В Советском энциклопедическом словаре указано, что воображение - это психологическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. [46, с. 351]

    Авторы педагогической энциклопедии считают, что воображение – это сложный психологический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. [39, с. 379]

   Таким образом, мы приходим к общему выводу воображение – это психологический процесс, который состоит из созданий новых образов, которые никогда не воспринимались человеком раньше, на основе имеющегося опыта.

   Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда, но и его промежуточные продукты. Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности – создает психическую модель конечного или промежуточного продукта труда, что и способствует его предметному воплощению.

     Каждый образ, созданный в воображении, является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. Воспроизведение – основная характеристика памяти, преобразование – основная характеристика воображения. Если основная функция памяти – сохранение опыта, то основная функция воображения – его преобразование.

   Образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Представления памяти – это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. Но мы можем, исходя из знаний и опираясь на опыт человечества, создать себе представления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Воображение – это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспринимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее все новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим.

Информация о работе Развитие воображения младших школьниов в процессе решения простых задач