Развитие воображения младших школьниов в процессе решения простых задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:54, дипломная работа

Описание

Обоснование актуальности темы исследования. Проблема развития у растущего человека воображения, как важного для полноценной самореализации его личностных качеств, является для современной школы одной из важных педагогических задач.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы воображения 8
Воображение как психологический процесс 8
Современные подходы к развитию воображения на уроках математики 18
Критерии, показатели, уровни развития воображения в процессе решения простых задач 24
2 Анализ опытно-экспериментальной работы 26
2.1. Общая характеристика простых задач, как средство развития воображения младших школьников 26
2.2. Педагогические условия воображения младших школьников в процессе решения простых задач 35
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию воображения 44
Заключение 62
Библиографический список 63

Работа состоит из  1 файл

ВКР (Восстановлен).docx

— 264.64 Кб (Скачать документ)

Не справились с задачей Александр Г., Мина М., Иван О.

Тема: Квадрат.

ТЦУ:  1  ознакомить детей со свойствами квадрата, с решением задач на нахождение суммы длин сторон квадрата.

Этапы

Д.м.

СУМ

Деятельность  учителя

Деятельность  уч-ся

II. Актуализация знаний

1

Решаем задачу.

  Из одного города в другой  пассажир долетел на самолёте  за 2 ч. Обратно он ехал на  поезде 23 ч. Объясните, что показывает  выражения:

23 – 2          23+2        

 

 

 

 

 

(Объясняет  Мария Г.)

Первое  выражение обозначает: на сколько часов отличается поездка на поезде, чем на самолёте

Второе  выражение обозначает: (объясняет  Татьяна Л.) сколько всего часов  затрачено на поездку на поезде и  на самолете.


С задачей справились все.

Тема:  Конкретный смысл действия умножения.

ТЦУ:  1   обеспечить понимание  детьми конкретного смысла действия умножения.

Этапы

Д.м.

СУМ

Деятельность  учителя

Деятельность  уч-ся

II. Актуализация знаний

2

Дополните условие задачи и решите её.

У бабушки было 50 р. Она истратила     р. Сколько рублей осталось у бабушки?

Решаем  задачу самостоятельно.

 

 

 

 

 

(Лида  Б. читает свою задачу и записывает  решение)

У бабушки было 50 р. Она истратила 25    р. Сколько рублей осталось у бабушки?

1) 50-25=25 (р.) – осталось

Ответ: 25 рублей.


Не справились с задачей Вероника Ш., Александр  Г., Иван О.

Тема:  Прием умножения с помощью  сложения.


ТЦУ:  1   продолжить работу над  раскрытием смысла действия умножения.

Этапы

Д.м.

СУМ

Деятельность  учителя

Деятельность  уч-ся

II. Актуализация знаний

2

На поляне 7 берез и 5 кленов. Обозначь каждое дерево кругом и покажи, сколько  всего деревьев росло на поляне.

Сколько берез?

Значит, сколько мы будем рисовать кругов?

Сколько кленов?

Как мы покажем, сколько всего деревьев росло на поляне?

 

 

 

 

 

Записываем  решение задачи.

 

 

 

7

 

7

5

 

Фигурной скобкой или обведем  все круги.

                            ?

                          

 

1) 7+5=12 (д.) – всего

Ответ: 12 деревьев

(Решение  записывает Александр И.)


С задачей  справились все под руководством учителя.

Тема: Решение задач.


ТЦУ:  1   продолжить работу по закреплению умения решать задачи.

Этапы

Д.м.

СУМ

Деятельность  учителя

Деятельность  уч-ся

II. Актуализация знаний

3

 В подъезде 17 трехкомнатных  квартир и столько же однокомнатных.  Пользуясь отрезками, покажи, сколько трехкомнатных и однокомнатных квартир в подъезде.

Сколько было квартир однокомнатных?

 

 

Значит, какие будут отрезки?

Рисуем.

 

 

Как мы покажем, сколько трехкомнатных  и однокомнатных квартир в  подъезде вместе?

Можем ли мы на одном отрезке показать сколько трехкомнатных и однокомнатных квартир вместе?

Как?

 

 

 

 

 

 

 

Столько же, сколько и трехкомнатных, то есть 17.

Одинаковые.

         17

                       

       17

 

Фигурной скобкой.

 

 

Да.

(Зарисовывает Виктор Б.)

       17                17

 

                 ?


С задачей  справились все под руководством учителя.

Тема:  Периметр прямоугольника.


ТЦУ:  1   обеспечить понимание  детьми о новом приеме нахождения периметра прямоугольника; закрепить вычислительные умения и навыки.

Этапы

Д.м.

СУМ

Деятельность  учителя

Деятельность  уч-ся

II. Актуализация знаний

3

Решите задачу самостоятельно. Вам  нужно придумать вопрос к задаче.

У Васи было 3 десятка марок. Он подарил  другу 10 марок. Сколько… ?

 

 

 

 

 

(Дарья  К. записывает решение задачи  и говорит вопрос задачи)

Сколько марок осталось у Васи?

1) 30-10=20 (м.) – осталось

Ответ: 20 марок.


С задачей  не справились Алина Б. Александр  Г.Мина М., Иван О.

Контрольный этап.


Цель: проверить подтверждение  или опровержение гипотезы.

На данном этапе проводились те же тесты, что  и на констатирующем этапе. Также провели математический срез.

Таблица 4 – Результаты проведения теста О.М. Дьяченко «Художник».

Имя Фамилия

Оценка

Уровень

1. Артур А.

2. Максим А.

3. Кирилл А.

4. Станислав Б.

5. Лидия Б.

6. Алина Б.

7. Виктор Б.

8. Мария Г.

9. Александр Г.

10. Александр Г.

11. Александр И.

12. Дарья К.

13. Радик К.

14. Дарья К.

15. Татьяна Л.

16. Мина М.

17. Александра М.

18. Иван О.

19. Никита П.

20. Мария П.

21. Яна Р.

22. Никита С.

23. Евгения С.

24. Антон С.

25. Фёдор С.

26. Элина Ч.

27. Владимир Ш.

28. Вероника Ш.

4

5

4

4

5

3

4

5

2

3

4

5

5

3

5

2

5

2

5

4

5

4

5

4

5

5

4

4

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

Средний

Высокий

Низкий

Высокий

Низкий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий


Высокий уровень – 22 человека – 78 %

Средний уровень – 3 человека – 11 %

Низкий уровень – 3 человека – 11 %

 

 

 

 

Сравним результаты констатирующего  и контрольного этапов.


Высокий уровень  – 12 человек – 43 %

Средний уровень  – 14 человек – 50 %

Низкий уровень  – 2 человека – 7 %

Высокий уровень – 22 человека – 78 %

Средний уровень – 3 человека – 11 %

Низкий уровень – 3 человека – 11 %

Вывод: высокий  уровень повысился на 35 %; средний уровень понизился на 39 %; низкий уровень повысился на 4 %.

Таблица 5 – Результаты проведения теста «Завершение рассказа».

Имя Фамилия

Балы

Уровень

1. Артур А.

2. Максим А.

3. Кирилл А.

4. Станислав Б.

5. Лидия Б.

6. Алина Б.

7. Виктор Б.

8. Мария Г.

9. Александр Г.

10. Александр Г

11. Александр И.

12. Дарья К

13. Радик К

14. Дарья К.

15. Татьяна Л.

16. Мина М.

17. Александра М.

18. Иван О.

19. Никита П.

20. Мария П.

21. Яна Р

22. Никита С.

23. Евгения С.

24. Антон С.

25. Фёдор С.

26. Элина Ч.

27. Владимир Ш.

28. Вероника Ш.

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

2

3

3

3

2

2

1

3

2

3

2

3

2

3

3

3

2

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

Средний

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Высокий

Средний

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

Срений


Высокий уровень – 19 человек  – 68 %

Средний уровень – 8 человек – 29 %

Низкий уровень – 1 человек – 3 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравним результаты констатирующего  и контрольного этапов.


 

Высокий уровень  – 8 человек – 29 %

Средний уровень  – 13 человек –  46 %

Низкий уровень – 7 человек – 25 %

Высокий уровень – 19 человек – 68 %

Средний уровень – 8 человек – 29 %

Низкий уровень – 1 человек – 3 %

Вывод: высокий  уровень повысился на 39 %; средний уровень понизился на 17 %; низкий уровень понизился на 22 %.

Математический срез

I – вариант

    1. 1) Сравни тексты

Доктор Айболит обезьянке  Чичи дал 3 ложки микстуры, а собаке Авве – 4 ложки. Всего он дал больным 7 ложек микстуры.

Доктор Айболит обезьянке  Чичи дал 3 ложки микстуры, а собаке Авве – 4 ложки. Сколько ложек микстуры ушло на лечение этих больных?


Чем эти тексты похожи? Чем отличаются?

    2) Какой текст ты считаешь заданием? Почему?

    3) Какое действие поможет ответить  на вопрос задания?

Запиши  его и найди ответ.

    1. У Вовы 74 марки, а у Миши на 8 марок больше. Каким отрезком обозначены марки Вовы? Каким отрезком – марки Миши?

 


 


 

II – вариант

  1. Чем похожи тексты задач? Чем отличаются? Какую задачу ты можешь решить? Какую – нет? Почему?

На одном проводе сидели ласточки, а на другом 7 воробьев. Сколько всего  птиц сидело на проводах?

На одном проводе сидело 9 ласточек, а на другом 7 воробьёв. Сколько всего  птиц сидело на проводах?


  1. В одной корзине 20 кг яблок, а в другой – 17 кг. Пользуясь данными отрезками, покажи массу яблок в двух корзинах.

                  20


 


             17


 


 

Таблица 6– Результаты  математического среза.

Имя Фамилия

Оценка

Уровень

1. Артур А.

2. Максим А.

3. Кирилл А.

4. Станислав Б.

5. Лидия Б.

6. Алина Б.

7. Виктор Б.

8. Мария Г.

9. Александр Г.

10. Александр Г

11. Александр И.

12. Дарья К.

13. Радик К.

14. Дарья К.

15. Татьяна Л.

16. Мина М.

17. Александра М.

18. Иван О.

19. Никита П.

20. Мария П.

21. Яна Р.

22. Никита С

23. Евгения С.

24. Антон С.

25. Фёдор С

26. Элина Ч.

27. Владимир Ш.

28. Вероника Ш.

5

5

5

5

5

5

5

5

3

3

5

5

5

4

5

4

5

2

5

4

5

5

5

5

3

5

4

4

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Средний

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Низкий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

Информация о работе Развитие воображения младших школьниов в процессе решения простых задач