Развитие воображения младших школьниов в процессе решения простых задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:54, дипломная работа

Описание

Обоснование актуальности темы исследования. Проблема развития у растущего человека воображения, как важного для полноценной самореализации его личностных качеств, является для современной школы одной из важных педагогических задач.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы воображения 8
Воображение как психологический процесс 8
Современные подходы к развитию воображения на уроках математики 18
Критерии, показатели, уровни развития воображения в процессе решения простых задач 24
2 Анализ опытно-экспериментальной работы 26
2.1. Общая характеристика простых задач, как средство развития воображения младших школьников 26
2.2. Педагогические условия воображения младших школьников в процессе решения простых задач 35
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию воображения 44
Заключение 62
Библиографический список 63

Работа состоит из  1 файл

ВКР (Восстановлен).docx

— 264.64 Кб (Скачать документ)

Высокий уровень – 24 человека – 85 %

Средний уровень – 3 человека  – 11 %

Низкий уровень – 1 человек – 4 %

 

 

Общий вывод: исследование по теме показало, что гипотеза наша подтвердилась. Результат  опытно-экспериментальной работы показал, что её эффективность зависит  от использования различных методических приёмов работы над задачей:


- составлять вспомогательные модели  к задаче;

- объяснять выбор действий;

- сравнивать задачи;

- изменять условия задачи;

- изменять вопрос задачи;

 - умение составить задачу.

Реализация этих приёмов позволила  использовать педагогические условия, направленные на развитие воображения  учащихся второго класса при обучению решения простых задач.

Проверку достоверности выдвинутой в исследовании гипотезы обеспечивали разработанные нами критерии, показатели, уровни.

В результате мы пришли к выводу, что  использование различных педагогических приемов при обучении решения простых задач способствуют развитию воображения.


Заключение

Рассматривая в своём исследовании развитие воображения младших школьников на уроках математики, мы пришли к выводу, что оно обеспечивается посредством реализации ряда определённых педагогических условий.

К ряду таких педагогических условий  мы отнесли:


  1. умение читать задачу;
  2. умение составить вспомогательную модель;
  3. знать и применять приемы самопроверки;
  4. умение изменять условие задачи;
  5. умение изменять вопрос задачи;
  6. умение составить задачу;
  7. умение сравнивать задачи;

Анализ результатов опытно-экспериментальной  работы проведённой в рамках нашего исследования, показывает, что возможность  систематического исследования педагогических условий зависит от заинтересованности самого учителя и от его способности  умело организовать деятельность учащихся на уроках.

В результате использования на уроках математики разнообразных методических приемов по формированию умения решать простые задачи обеспечивается целенаправленная деятельность учащихся.

Таким образом, одним из определяющих факторов решения данной проблемы является знания учителем разнообразных методических приемов при обучению решения простых задач и желанию применять их на уроках для развития воображения младших школьников.

 

 

Библиографический список.

  1. Алексеева А. В. Преподавание в начальных классах: Психолого–педагогическая практика. Учебно-методическое пособие / А. В. Алексеева, Е. Л. Бокуть, Т. Н. Сиделева. – М.: ЦГЛ, 2003. – 208 с.
  2. Амнуэль П. Р. Развитие творческого воображения. Методические указания к практикуму по ТРИЗ / П. Р. Амнуэль, В. А. Михайлов. – Чебоксары: Чувашский Государственный Университет, 1980. – 231 с.
  3. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: Просвещение, 1988. – 158 с.
  4. Аргинская И. И. Математика: учебник для 2-го класса / И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская.  – Самара: Издательство «Учебная литература», 2002. – 176 с.
  5. Артёмов А. К. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах: пособие для студентов факультета подготовки учителей начальных классов заочного отделения / А. К. Артёмов, Н. Б. Истомина. – Воронеж: Институт практической психологии: НПО «МОДЭК», 1996. – 224 с.
  6. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся школ. отд-ний пед. уч-щ / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 1984. – 335 с.
  7. Блощицина Л. П. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников / Л. П. Блощицина, Л. С. Бушуева // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2005. - № 8. – с. 50 – 53.
  8. Боровик О. В. Развитие воображения / О. В. Боровик. – М.: Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2000 – 112 с.
  9. Бушуева Л. С. Развитие воображения в процессе индивидуализации обучения детей на уроках русского языка / Л. С. Бушуева // Начальная школа. – 2005. № 7. с. 40 – 41.
  10. Венгер Л. А. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
  11. Волчегорская Е. Ю. Развитие творческого воображения школьников на уроках музыки / Е. Ю. Волчегорская // Начальная школа. – 2005. № 9. – с.38 – 40.
  12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1967. – 156 с.
  13. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1993. – 173 с.
  14. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1 / Ж. Годфруа; пер. с франц. – М.: Мир, 1996. – 496 с.
  15. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2 / Ж. Годфруа; пер. с франц. – М.: Мир, 1996. – 376 с.
  16. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1973. – 195 с.
  17. Данилова Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Е. Е. Данилова. – М.: «Академия», 1998. – 160 с.
  18. Данилова Е. Е. Психология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина, А. М. Прихожан. – М.: «Академия», 1999. – 464 с.
  19. Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников / И. В. Дубровина. – М.: Просвещение, 1975. – 332 с.
  20. Гальперин П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. – Ростов н/Д.: Просвещение, 1999. – 243 с.
  21. Гончарова М. А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления / М. А. Гончарова. – М.: Антал, 2003. – 321 с.
  22. Зайцев Т. Г. Теоретические основы обучения решению задач в начальной школе / Т. Г. Зайцев. – М.: Педагогика, 1983. – 185 с.
  23. Истомина Н. Б. Математика. 2 класс: учебник для четырехлетней начальной школы / Н. Б. Истомина. – Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век», 2004. – 176 с.
  24. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений и фак-ов нач. классов педвузов / Н. Б. Истомина. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
  25. Истомина Н. Б. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика нач. обучения» / Н. Б. Истомина, Л. Г. Латохина. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.
  26. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова. – М.: Просвещение, 1979. – 436 с.
  27. Коршунова Л. С. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения / Л.С. Коршунова, Б. И. Пружинин.  - М.: 1989. – 325 с.
  28. Крутецкий В. А. Психология: учеб. для учащихся пед. уч-щ / В. А. Крутецкий. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.
  29. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. – учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 1997. – 176 с.
  30. Лавриненко Т. А. Как научить детей решать задачи: методологические рекомендации для учителей начальных классов / Т. А. Лавриненко. – Саратов: Лицей, 2000. – 64 с.
  31. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1981. – 175 с.
  32. Моро М. И. Математика: учеб. для 2 кл. нач. шк.: в 2 ч. ч. 1 / М. И. Моро – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.
  33. Моро М. И. Математика: учеб. для 2 кл. нач. шк.: в 2 ч. ч. 2 / М. И. Моро – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.
  34. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
  35. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. – М.: Просвещение, 1996. – 331 с.
  36. Овчинникова В. С. Методика обучения решению задач в начальной школе: учебное пособие по курсу «Методика обучения математике» для студентов педагогических факультетов высших учебных заведений и колледжей / В. С. Овчинникова. – М.: Мегатрон, 1998. – 67 с.
  37. Пакша Л. М. Развитие творческого воображения детей / Л. М. Пакша // Начальная школа. – 2005. № 12. с. 40 – 44.
  38. Панибратнева З. М. Методика преподавания психологии / З. М. Панибратнева. – М: Просвещение, 1971. – 152 с.
  39. Педагогическая энциклопедия. – М.: «Советская энциклопедия», 1964. – 832 с.
  40. Петерсон Л. Г. Математика. 2 класс. часть 1 / Л. Г. Петерсон. – М.: Компания С-инфо Лтд, фирма «Баллас», 1996. – 112 с.
  41. Петерсон Л. Г. Математика. 2 класс. часть 2 / Л. Г. Петерсон. – М.: Компания С-инфо Лтд, фирма «Баллас», 1996. – 112 с.
  42. Петерсон Л. Г. Математика. 2 класс. часть 3 / Л. Г. Петерсон. – М.: Компания С-инфо Лтд, фирма «Баллас», 1996. – 112 с.
  43. Петерсон Л. Г. Математика. 2 класс. часть 4 / Л. Г. Петерсон. – М.: Компания С-инфо Лтд, фирма «Баллас», 1996. – 64 с.
  44. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. институтов / А. В. Петровский. – М.: Просвещение, 1973. – 288 с.
  45. Петровский А. В. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 2-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.
  46. Прохоров А. М. Большая Советская энциклопедия (в 20 томах) / А. М. Прохоров. - 3-е изд. – М.: «Советская энциклопедия», 1971. – 640 с.
  47. Рапенкова Т. В. Развитие воображения учащихся на уроках русского языка / Т. В. Рапенкова // Начальная школа. – 2005. № 11. – с. 62 – 64.
  48. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Наука, 1976. – 247 с.
  49. Саламатова Г. И. Воображение как компонент творчества при изучении математики / Г. И. Саламатова // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2004. – № 9. – с. 47 – 48.
  50. Смирнова Е. О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов / Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1997. – 264 с.
  51. Стойлова Л. П. Математика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Л. П. Стойлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 424 с.
  52. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей / Л. Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 135 с.


Информация о работе Развитие воображения младших школьниов в процессе решения простых задач