Экологическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:34, курс лекций

Описание

Для курса лекций автором выбраны наиболее актуальные темы и проблемы современного экологического права. Это прежде всего общеметодологические, культурологические положения, без знания которых трудно представить юриста-эколога XXI века и невозможно двигаться вперед в освоении конкретных правовых институтов. Сюда входят понятие, история, источники, принципы экологического права; каждой из этих тем можно посвятить не одну лекцию, характерную тесной связью науки и практики. Достаточно, например, напомнить о значении принципов, отраженных в законодательстве, которые получают, таким образом, обязательную силу и должны учитываться в административной и судебной практике.

Содержание

Введение
Общая часть
Глава I. Понятие экологического права
Глава II. История формирования экологического права России
Глава III. Нормы экологического права и экологические
правоотношения. Источники экологического права. Принципы
экологического права
Глава IV. Право природопользования. Виды прав на природные объекты
и ресурсы
Глава V. Государственное управление в области охраны окружающей
среды
Глава VI. Ответственность за экологические правонарушения
Глава VII. Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной
и иной деятельности
Глава VIII. Права граждан в области охраны окружающей среды
Глава IX. Экономический механизм охраны окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды
Особенная часть
Глава X. Охрана и рациональное использование земель
Глава XI. Охрана и рациональное использование недр
Глава XII. Охрана и рациональное использование вод
Глава XIII. Охрана и рациональное использование лесов
Глава XIV. Охрана и рациональное использование животного мира
Глава XV. Охрана атмосферного воздуха
Глава XVI. Особо охраняемые территории и объекты
Глава XVII. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды
Основные термины и определения
Нормативные правовые акты
Приложение 1. Таблица по видам прав на природные
объекты (ресурсы)
Приложение 2. Таблица федеральных государственных
органов, участвующих в сфере охраны
окружающей среды и природопользования
Континентальный шельф

Работа состоит из  1 файл

Семьянова - Экологическое право. Курс лекций.doc

— 1.57 Мб (Скачать документ)

При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы  допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

При осуществлении  строительства и реконструкции  зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме требований в области охраны окружающей среды, предусмотренных проектами, и в соответствии с актами комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, в состав которых включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.

Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Руководители  и члены комиссий по приемке в  эксплуатацию зданий, строений, сооружений, иных объектов несут в соответствии с законодательством Российской Федерации административную и иную ответственность за приемку в  эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды объектов.

Порядок приемки  в эксплуатацию законченных строительством объектов регламентирован в постановлении Совета министров СССР от 23 января 1981 г. "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов". Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта государственной приемочной комиссии. В указанную комиссию в предусмотренных случаях должны входить и государственные органы, осуществляющие контроль в области охраны окружающей среды.

Таким образом, основными природоохранными требованиями при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов являются (ст. 38 Федерального закона "Об охране окружающей среды"):

соблюдение  природоохранных требований по ранее  утвержденному проекту строительства;

соблюдение  природоохранных требований, предусмотренных  в актах по приемке в эксплуатацию;

оснащение вводимых в эксплуатацию объектов техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления;

оснащение вводимых в эксплуатацию объектов техническими средствами и технологиями обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

оснащение вводимых в эксплуатацию объектов средствами контроля за загрязнением окружающей среды;

восстановление  природной среды;

рекультивация земель;

благоустройство территорий.

При эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации  и ликвидации) зданий, строений, сооружений и иных объектов природоохранными требованиями являются (ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды"):

соблюдение  утвержденных технологий и требований в области охраны окружающей среды;

восстановление  природной среды;

рациональное  использование и воспроизводство природных ресурсов;

соблюдение  нормативов качества окружающей среды;

проведение  мероприятий по восстановлению природной  среды;

рекультивация земель;

благоустройство территории в соответствии с законодательством.

Выполнять указанные  мероприятия обязаны как юридические, так и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов. Соблюдение нормативов качества окружающей среды должно осуществляться на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Нормативами качества окружающей среды (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды") являются нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и  реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе  воспроизводству компонентов природной  среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

Перепрофилирование  функций зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется по согласованию с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное  управление в области охраны окружающей среды.

Отдельные природоохранные требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности содержатся не только в комплексном Законе, а также в специальных законах. Так, например, ст. 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" содержит следующие требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности:

обеспечение непревышения нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими нормами и правилами;

обеспечение соблюдения строительных норм и правил в части  нормативов площадей озеленения территорий;

учет фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности;

установление  санитарно-защитных зон организаций  с учетом рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном  воздухе и в соответствии с  санитарной классификацией организаций;

меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ  в атмосферный воздух и их обезвреживанию;

обеспечение непревышения технических нормативов выбросов и  предельно допустимых выбросов, предельно  допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

Кроме того, данным Законом запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей природной среды. Запрещается размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Газоочистными установками, рассчитанными для  применения в стационарных источниках, например, являются следующие:

сухие механические пылеуловители (гравитационные, сухие  инерционные, ротационные);

мокрые пылеуловители (инерционные, пенные, конденсационные), скрубберы (механические, ударно-инерционные, пенные, насадочные, центробежные), скрубберы Вентури и т.п.;

промышленные  фильтры (рукавные, волокнистые, карманные, зернистые);

электрические пылеуловители (электрофильтры);

аппараты термической  и термокаталитической очистки  газа от газообразных примесей (печи сжигания, каталитические реакторы);

аппараты сорбиционной (химической) очистки газа от газообразных примесей (адсорберы, абсорберы и  т.п.).

Таким образом, газоочистные установки представляют собой комплекс сооружений, оборудования и аппаратов, предназначенных для  осуществления процессов очистки и обезвреживания загрязняющих веществ из отходящих газов или превращения их в безвредное состояние, где происходит процесс улавливания или обезвреживания веществ, загрязняющих атмосферный воздух.

Согласно ст. 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны в том числе:

согласовывать места строительства объектов хозяйственной  и иной деятельности, оказывающих  вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;

планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

соблюдать правила  эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и др.

Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" также содержит особые требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, помимо обозначенных в комплексном Законе. Так, при проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами и др.

Закон предоставил  право государственным инспекторам  в области охраны окружающей среды приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды. (ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Согласно ст. 56 комплексного Закона при нарушении предусмотренных в его гл. VII природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством РФ. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (ст. 80).

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" содержит также требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики; при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники; при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений и др.

Законодателем введено также понятие оценки воздействия на окружающую среду как вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

4 июля 2000 г. было  зарегистрировано в Минюсте РФ  за N 2302 Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом министра Минприроды России от 16 мая 2000 г. N 372.

В соответствии с этим Положением оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду представляет собой (далее - оценка воздействия на окружающую среду) процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду  является предотвращение или смягчение  воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней  социальных, экономических и иных последствий.

Информация о работе Экологическое право