Взаимосвязь социальной адаптации ребенка дошкольного возраста и типа детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание

Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 8
1.1. Понятие о социальной адаптации 8
1.2. Институты социального развития ребенка 13
1.3. Понятие «родительское отношение» 30
1.4. Влияние типа детско-родительских отношений на развитие личности ребенка 35
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 49
2.1. Характеристика выборки и методов исследования 49
2.2. Результаты исследования 54
2.2.1. Диагностика социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста 54
2.2.2. Диагностика самооценки дошкольника 56
2.2.3. Результаты диагностики стилей детско-родительских отношений 56
2.2.4. Исследование взаимосвязи родительского отношения и особенностей социальной адаптации дошкольника 59
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список использованной литературы 69

Работа состоит из  1 файл

диплом утвержденный.doc

— 440.00 Кб (Скачать документ)

Существует  мнение, что только полная семья  может вырастить здорового во всех сферах человека, в то время  как неполная семья считается  неполноценной и потому не способной  обеспечить ребенку нормальное воспитание. «Однако не каждая полная семья является гарантией хорошего воспитания… «Полнота» семьи сама по себе, конечно, не может быть залогом воспитательных успехов, так же как «неполнота» семьи совсем не означает, что в ней обязательно должна присутствовать масса трудностей» [Матейчик З., 1980,  с. 71]. Большинство одиноких матерей (отцов) имеет возможность дать своему ребенку необходимое физическое и нравственное воспитание. Случаи, когда ребенок предоставлен самому себе и живет в атмосфере душевной бедности, к счастью, очень редки и являются свидетельством серьезного нарушения психической деятельности воспитывающего родителя. К тому же, формирование эмоционально здорового ребенка возможно при общении ребенка с обоими родителями.

Тем не менее, 90% детей, узнав о разводе, испытали кратковременный шок на фоне боли и безотчетного страха. При этом половина отцов обычно прекращают навещать своих детей уже через три года после развода и более половины детей, переживших развод родителей, чувствуют себя отринутыми и заброшенными. Около 40% детей чувствуют себя более несчастными спустя 5 лет после развода  [3].

При воспитании в неполной семье существует много  опасностей, перечислим наиболее значимые из них:

1) гиперопека  ребенка, при котором мать просто душит его своим вниманием, заботой, следит за каждым его шагом, беспокоится по поводу и без повода, старается «привязывать» его к себе [Савина Е.А., 2003];

2) гипоопека  ребенка, то есть недостаточное  внимание к ребенку, его нуждам  за воспитание родители берутся время от времени, когда случается что-либо серьезное (обычно возникает ввиду занятости матери) [47];

3) у ребенка,  живущего только с матерью,  имеется гораздо меньше возможности  знакомиться с разными вариантами  социального опыта, в частности,  у него может сложиться искаженное понимание роли мужчины. Так, мальчики, лишенные в детстве достаточного общения с отцом, усваивают «женский» тип поведения или искаженное представление о мужском поведении (как полностью противоположное женскому); они менее зрелые и целеустремленные, инициативные и уравновешенные, более тревожные, им труднее сочувствовать и управлять своим поведением, выполнять свои отцовские обязанности. А девочки, воспитанные без отцов, менее успешны в формировании представления о мужественности, у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, исполняя роль жены и матери; они менее уверенны в себе [3].

Касательно  психики ребенка, растущего в  неполной семье, исследования показывают: у детей из неполных семей, в отличие  от детей из полных, несколько более выражены такие качества, как возбудимость, покорность, мягкосердечность, чувствительность, подавленность, тревожность, они менее беспечны [43]. 

Работу с  такими детьми необходимо начинать с тщательного изучения их индивидуально-психологических особенностей, стараясь понять, что привело их на путь асоциального поведения, каковы причины столь серьезных искривлений их личности. Если воспитатель не знает или не понимает этих причин, то ему трудно бороться и со следствиями, с результатами. Исследования показывают, что общая причина развития у ребенка отрицательных форм поведения — допущенная когда-то ошибка в его воспитании. Даже если тяжелые переживания уже исчезли, и у ребенка можно наблюдать холодную расчетливость, цинизм, равнодушную грубость, все равно надо понимать, что все это отрицательное поведение явилось результатом когда-то острых переживаний, вызванных ошибками взрослых людей. Иными словами, общая причина лежит в ошибках и просчетах в воспитательной работе, в неблагополучии семейного окружения, в неправильной организации жизни и деятельности ребенка на любом этапе его развития. Об этой причине мы говорим в первую очередь еще и потому, что она начинает действовать задолго до поступления ребенка в школу, до того, как в работу над формированием личности ребенка включаются учителя и воспитатели.

Одна из наиболее существенных причин — неблагополучие в семье. Здесь имеется в виду не только стиль семейного воспитания — деспотический, основанный на подавлении, или, наоборот, свободный; стиль суровый, аскетический или тепличный, изнеживающий, когда ребенка освобождают от забот и обязанностей; стиль, основанный на равнодушии и безразличии к судьбам детей.

Речь идет и  о прямом неблагополучии, об уродливых  отношениях в некоторых семьях, о  бытовой и социальной распущенности, нечистоплотности, о семьях, где царит разлад, ссоры между родителями, а порой наблюдается и полный распад отношений между членами семьи. Профессор А. Б. Сахаров в работе «Правонарушение подростка и закон» отмечает, что девять десятых несовершеннолетних правонарушителей — это те, кто рос и воспитывался в неблагоприятной семейной обстановке, где родители не уделяли должного внимания ребенку, баловали, покрывали недостойные поступки, где процветали мещанство и обывательщина, грубость и деспотизм, пьянство и нравственная нечистоплотность. В таких семьях дети видят дурной пример родителей, развиваются без семейного надзора, предоставлены сами себе, легко попадают под дурное влияние. Словом, как говорят педагоги и психологи, «трудные» дети — это чаще всего дети «трудных» родителей.

От разных отношений  ребенка с родителями ребенок  растет общительным, доброжелательным и открытым, или же злым, лицемерным и лживым. Взаимоотношения родителей  с детьми всегда тесно связано  с взаимоотношениями родителей. Конфликты и трения между родителями делают ребенка непослушным и агрессивным, а так же травмируют его, что негативно сказывается на его последующем развитии. Даже скрытые конфликты влияют на развитие ребенка. Так же на ребенка сильно влияет равнодушие родителей, от которого ребенок становится жестоким, и испытывает трудности в общении со сверстниками. Но так же не стоит излишне опекать ребенка. Если родители контролируют каждый шаг ребенка, то он становится пассивным, и не самостоятельным. Позитивная атмосфера в семье способствует благополучному развитию ребенка. Семья для ребенка – это все, поэтому от поведения родителей в семье напрямую зависит развитие личности ребенка, его адаптация в обществе.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

- семья обеспечивает  базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку  при взаимодействии с внешним  миром, освоении новых способов  его исследования и реагирования;

- дети учатся  у родителей определенным способам  поведения, усваивая определенные готовые модели поведения;

- родители являются  источником необходимого жизненного  опыта;

- родители влияют  на поведение ребенка, поощряя  или осуждая определенный тип  поведения, а также применяя  наказания или допуская приемлемую  для себя степень свободы в поведении ребенка;

- общение в  семье позволяет ребенку вырабатывать  собственные взгляды, нормы, установки  и идеи. Развитие ребенка будет  зависеть от того, насколько хорошие  условия для общения предоставлены  ему в семье; развитие также  зависит от четкости и ясности общения в семье.

От особенностей взаимодействия матери с ребенком зависит  формирование базового чувства доверия-недоверия  к миру. Говоря о материнской любви, нельзя обойти вниманием такую ее характеристику, как чувствительность матери к потребностям ребенка и готовность удовлетворить их. Другой компонент материнской любви - эмоция интереса. Любящая мать искренне интересуется своим ребенком и всем, что он делает. Любовь, интерес и внимание к потребностям ребенка- основа для благополучного развития личности ребенка. Немаловажную роль в процессе становления личности ребенка играют и взаимоотношения с отцом.

Только последнее  время в психоанализе попытались осмыслить роль отца в развитии детей первых лет жизни. Оформилась теория триангуляции, в которой отец понимается как «третий объект», способствующий сепарации ребенка от матери.

Существует  ряд исследований, подтверждающих, что на развитие личности ребенка  немаловажное влияние оказывают  особенности идентификации с  родителями. Акцентуации личности у родителей также являются значимым фактором в личностном развитии детей. Из психологических особенностей родителей наиболее патогенное значение имеют: возбудимость, эмоциональная неустойчивость, истеричность и тревожность матери, нестабильность и импульсивность отца.[45]

Взаимоотношения ребенка со взрослым в большей  мере зависят от содержания общения  со стороны взрослого. В условиях эмоционального положительного отношения  со стороны взрослого ребенок  доверительно относится к этому  взрослому, стремясь быть успешным в деятельности и выполнять известные ему правила поведения. Общительность и доброжелательность взрослого выступают как условия развития положительных социальных качеств у ребенка.

Отчуждение, раздражительность  и даже невнимание со стороны взрослого приводят к тому, что ребенок стремиться избежать неприятных эмоций и замыкается. Отчуждение взрослого может привести к развитию изолированности и замкнутости ребенка в коллективе.

Одним из наиболее значимых факторов социализации ребенка  является  родительский стиль.

Семья может  выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора  формирования личности ребенка. От особенностей детско- родительских отношений зависит здоровье личности ребенка, его отношение к окружающему миру и людям, базовое доверие, ценности, взгляды и установки. Все эти факторы, безусловно, оказывают влияние на социальную адаптацию ребенка в мире.

Выводы  по первой главе

Проведенное исследование позволяет сделать следующие  выводы:

1. Развитие личности современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего самых близких для ребёнка людей, его семьи. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

В контексте нашего исследования наибольший интерес представляет понимание социальной адаптации, как процесса активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также как результат этого процесса, проявляющийся в формировании самосознания и ролевого поведения, самоконтроля, способности к адекватным связям к окружающим.

Социальная  адаптация представляет собой начальную  стадию социализации личности, которая совпадает с периодом детства. На этой стадии происходит вхождение ребенка в мир людей: овладение элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности. Рассогласование требований и ожиданий социальной среды и субъекта может привести к возникновению трудностей в сфере отношений со взрослыми и сверстниками, при обучении в школе, к неспособности самостоятельно решать социальные проблемы, а в итоге к отклоняющемуся поведению и дезадаптации личности.

Основными институтами социализации ребенка дошкольного возраста является семья и дошкольное учреждение. Социализация происходит более успешно, если они разделяют единые ценности и сотрудничают в интересах ребенка.

2. Анализ теоретической литературы и полученных результатов в нашем исследовании показал, что основным условием, детерминирующим процесс социальной адаптации, является тип детско-родительских отношений (тип привязанности ребенка к взрослым). Одним из наиболее значимых факторов социализации ребенка является  родительский стиль. Существуют разнообразные подходы к классификации «родительских стилей». Однако все исследователи указывают на тот факт, что под влиянием типа детско-родительских отношений формируется личность ребенка.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора формирования личности ребенка. От особенностей детско-родительских отношений зависит здоровье личности ребенка, его отношение к окружающему миру и людям, базовое доверие, ценности, взгляды и установки. Все эти факторы, безусловно, оказывают влияние на социальную адаптацию ребенка в мире.

3. Семейное воспитание решает ряд задач по всестороннему развитию ребенка. Взаимоотношения ребенка со взрослым в большей мере зависят от содержания общения со стороны взрослого. В условиях эмоционального положительного отношения со стороны взрослого ребенок доверительно относится к этому взрослому, стремясь быть успешным в деятельности и выполнять известные ему правила поведения. Общительность и доброжелательность взрослого выступают как условия развития положительных социальных качеств у ребенка.

Отчуждение, раздражительность  и даже невнимание со стороны взрослого приводят к тому, что ребенок стремиться избежать неприятных эмоций и замыкается. Отчуждение взрослого может привести к развитию изолированности и замкнутости ребенка в коллективе.

4. Проведенный анализ литературы показал, что в дошкольном возрасте происходит значительное развитие личности человека. Ребенок входит в сферу общественных отношений людей и взрослый помогает ребенку осознать эту систему общественной жизни.

 

Глава 2. Исследование взаимосвязи социальной адаптации ребенка и типа детско-родительских отношений

    1. Характеристика выборки и методов исследования

Цель  данного исследования – установить и изучить характер взаимосвязи особенностей социальной адаптации ребенка дошкольного возраста и типа детско-родительских отношений.

Информация о работе Взаимосвязь социальной адаптации ребенка дошкольного возраста и типа детско-родительских отношений