Взаимосвязь социальной адаптации ребенка дошкольного возраста и типа детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание

Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 8
1.1. Понятие о социальной адаптации 8
1.2. Институты социального развития ребенка 13
1.3. Понятие «родительское отношение» 30
1.4. Влияние типа детско-родительских отношений на развитие личности ребенка 35
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 49
2.1. Характеристика выборки и методов исследования 49
2.2. Результаты исследования 54
2.2.1. Диагностика социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста 54
2.2.2. Диагностика самооценки дошкольника 56
2.2.3. Результаты диагностики стилей детско-родительских отношений 56
2.2.4. Исследование взаимосвязи родительского отношения и особенностей социальной адаптации дошкольника 59
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список использованной литературы 69

Работа состоит из  1 файл

диплом утвержденный.doc

— 440.00 Кб (Скачать документ)

Вклад общения  и совместной деятельности с ровесником в развитие дошкольника наиболее заметен в пяти сферах личности: нравственной, познавательной, самосознания, творческих способностей, способности к сотрудничеству. Рассмотрим влияние общения и совместной деятельности с ровесником на каждую из этих сфер.

1) В нравственном  развитии происходит формирование нравственных представлений, гуманного отношения к другим, положительной эмоциональной направленности на окружающих, навыков сотрудничества и взаимодействия с партнером, взаимопонимание, сопереживание (К. Котырло, Ю.А. Приходько).

2) Развитие познавательной деятельности состоит:

а) в усвоении способности к выделению различных  взглядов на определенное явление или  объект и согласование этих взглядов между собой;

б) овладении  логическими операциями отрицания, доказательства, аргументации, убеждения.

3) В развитии  самосознания общения и совместная  деятельность с ровесником составляет  непременное условие возникновения  подальше адекватных оценок сверстников,  а впоследствии и самооценки, ее когнитивного, эмоционального  и волевого компонентов.

4) Развитие творчества, самостоятельности, инициативности происходит за счет того, что дети самостоятельно налаживают контакты между собой, определяют их цели, организуют сюжетно-ролевую игру, определяют сюжет и распределяют роли, подбирают заменители. Выдвигают собственные инициативы и принимают инициативы других. При отсутствии запретов со стороны взрослого дети имеют возможность действовать по своему усмотрению.

5) Навыки общения  и совместной деятельности заключаются  в развитии навыков социальной  перцепции, согласование детьми своих мыслей и действий, разработки общего плана, прежде всего, в игре; способности выражать сочувствие, оказывать взаимную, делать взаимооценки; распределять игрушки.

Заключение  об особенностях общения дошкольника  с ровесником: 
- Общение с взрослым выступает решающим, но недостаточным фактором полноценного, гармоничного развития личности дошкольника;

- Общение со  сверстниками является необходимым  условием формирования готовности  к обучению в школе;

- Взаимоотношения  ребенка со сверстниками значительно отличаются по своим функциям, содержанию, энергетикой от общения ребенка с взрослыми;

- Вклад общения  и совместной деятельности с  ровесником в развитие дошкольника  наиболее заметен в этической,  познавательной сферах личности, в развитии самосознания, творческих способностей, способности к сотрудничеству.

Многие педагоги и психологи, говоря о роли контактов детей для их общего психического развития, видят важность последних в том, что они обогащают жизнь маленьких детей новыми представлениями, становятся источником ярких положительных эмоций, создают условия для выявления творческого, собственного начала в ребенке.

В дошкольном учреждении проиходит развитие форм общения  между детьми, что сказывается  на их эмоциональном состоянии. В  течение первых 6-ти-7-ми лет жизни ребенок овладевает ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное общение.

В первые 6 месяцев  жизни общение ребенка происходит в еитуативно-личностной (непосредственно  эмоциональной) форме, которая стимулирует становление перцептивных действий различных систем и анализаторов, реакции хватания. Со второго полугодия до 3-летнего возраста доминирует ситуативно-деловая форма общения, которая обеспечивает переход от отдельных действий к предметной деятельности и развития речи.

Внеситуативно-познавательная форма общения характерна для  детей 3-х-5-ти лет. ее основой является познавательный мотив ребенка, а  признаками - вопрос о предметах  и ​​их взаимосвязи (возраст «почемучек»), своеобразное «теоретическое» сотрудничество со взрослыми, во время которого она пытается понять строение мира, взаимосвязи в природе, тайны сути вещей и т.п.. Взрослый является источником информации о мире, компетентным и заинтересованным собеседником, что побуждает дошкольников искать контакты с ним. В общении со взрослыми дети получают необходимую информацию, развеивают свои сомнения. Во время «теоретического сотрудничества» обсуждаются проблемы, далекие от конкретной ситуации, в которой находится ребенок, поэтому такое общение впервые после рождения ребенка приобретает внеситуативно характера. Для многих дошкольников внеситуативно-познавательное общение является высшим коммуникативным достижением на этом этапе жизни. Дети, у которых доминирует эта форма общения, проявляют немалый интерес к содержанию задач, процесса установления связей между предметами и явлениями действительности подобное. Чем интереснее задача, тем легче они справляются с ними вместо малопривлекательные - выполняют хуже. Отрицательно влияют на их эмоциональное состояние трудности и ошибки, которые вызывают замечания, упреки взрослого. им присуща острая потребность в уважении к себе, в похвале. В младшем и среднем дошкольном возрасте детей достаточно легко обидеть негативными оценками поведения, поступков, действий. Меньше нарекания вызывает у них злость, плач, нежелание продолжать общаться. Часто даже на доброжелательные замечания они реагируют слезами, спорами, отказом от дальнейшей деятельности, что мешает им в достижении успехов.

Положительная оценка, похвала добавляют энергии, желание действовать, оптимизма, уверенности в себе, является источником гиперак-ности детей, поскольку более всего дети нуждаются уважения взрослых. Итак, ведущей коммуникативной потребностью детей, которым присуща внеситуативно-познавательная форма общения, является их стремление получить положительную оценку взрослых.

Внеситуативно-познавательное общение со взрослыми помогает детям  расширить кругозор, увидеть природу  и логику развития многих явлений, причинно-следственные связи между ними. Поддержка, помощь взрослого является важным условием развития мышления детей. Со временем их начинают интересовать события в социальной сфере, что меняет характер общения со взрослыми.

Высшей формой коммуникативной деятельности дошкольников называют внеситуативно-личностное общение. Ею полноценно способны пользоваться 6-7-летние дети, которых уже интересует социальная, а не предметный мир (мир людей, а не вещей). Ведущим для этой формы коммуникативной деятельности является личностный мотив общения. Это сближает внеситуативно-личностное общение с личностным (ситуативным) общением в первом полугодии жизни ребенка.

Внеситуативно-личностное общение формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к  коммуникации и вообще к игровой, трудовой, учебной деятельности. Происходит оно эпизодами, которые имеют самостоятельное значение для ребенка. За доминирование личностных мотивов общения центром любой ситуации дошкольника является взрослый, которого ребенок воспринимает как источник знаний о социальной жизни, а также как объект познания.

Старших дошкольников интересуют различные детали жизни  взрослого: где он живет; есть ли у  него дети; или водит он машину и т.д. Ответы взрослого на эти вопросы помогают ребенку создать его полноценный образ. Одновременно она охотно рассказывает взрослому о себе, своей семье, друзьям. То есть в внеситуативно-личностном общении четко проявляется сосредоточенность ребенка на социальном окружении, на жизни и переживаниях других людей, на своей жизни и своих переживаниях. Старшие дошкольники не только стремятся заслужить похвалу и доброжелательное отношение к себе взрослого, но и пытаются найти с ним взаимопонимание, сопереживание. Они охотно вносят необходимые коррективы в свою деятельность, поскольку им важно знать, что и как должно происходить (что плохо, а хорошо). Поэтому много жалоб старших дошкольников на своих товарищей вызваны желанием проверить себя, правильность усвоения определенных социальных норм. Жалуясь, дети часто не хотят наказания товарища, а ждут, как рассудит их взрослый. Это означает, что внеситуативно-личностное общение повышает восприимчивость детей к воспитательным воздействиям, способствует усвоению норм поведения.

В внеситуативно-личностном общении дети с повышенным вниманием  относятся к словам и действиям взрослого, а свои ошибки видят как бы его глазами, а поэтому реагируют на его замечания без обид, соответственно корректируя свою деятельность. Направленность на взрослого помогает им без особого труда понять, что в обучении взрослый является учителем, а им предстоит вести себя, как ученикам. Осознавая это, дети следят за действиями взрослого, стараются тщательно выполнять его указания. Сформированность у детей внеситуативно-личностного общения является свидетельством их коммуникативной готовности к школьному обучению.

Положительно  влияет внеситуативно-личностное общение  и на развитие детской игры, особенно ролевой. При таких условиях ребенка  больше интересуют отношения между  людьми в различных сферах жизни, чем воспроизведение предметных действий, которыми занимаются взрослые. В общении с ними ребенок черпает материал для своих игр: следя за их поведением, пытается воссоздать ее в процессе выполнения различных ролей.

Итак, внеситуативно-личностное общение вводит ребенка в сложный  мир человеческих отношений, помогает ей занять в нем адекватное место. Ребенок учится ориентироваться в социальной сфере, устанавливать отношения с людьми, усваивает правила общения, знания о своих правах и обязанностях, привлекается к моральным ценностям общества. Приобретенный опыт и знания она моделирует в сюжетно-ролевых играх и применяет в своей практике под опекой и руководством взрослого. Благодаря достижениям в внеситуативно-личностном общении дети приобретают готовности к школьному обучению, важным свидетельством которого является их умение воспринимать взрослого в роли учителя и занять относительно него позицию ученика.[43]

Усвоенные в детстве нормы общежития лежат в основе личностного поведения человека и его отношений с другими. Итак, первичная социализация, которая происходит в семье, оставляет след на всю жизнь. Важный вклад в социализацию ребенка имеет и его общение с ровесниками. Если же дети не получают правильных ориентиров, не приучаются к тому, чтобы беспокоиться о других и в первую очередь о своих родителях, которые дали им жизнь, воспитали, то возникает еще одна педагогическая проблема семьи - равнодушие детей к своим родителям.[32]

По сравнению с другими социальными институтами семья имеет определенные особенности, существенно влияющие на становление личности ребенка. Рассмотрим их.

  1. Наличие всех форм жизнедеятельности человека, которые реализуются через функции семьи.
  2. Включенность ребенка в семью со дня его рождения, формирования именно в семье первых представлений о том, что хорошо и что плохо, что такое добро и зло, когда ребенок наибольшей степени воспринимает воспитательные воздействия.
  3. Непрерывность и длительность контакта людей разного пола, возраста, с разным объемом жизненного опыта вызываются к интериоризации детьми образцов поведения, прежде всего родителей и только потом - людей вне семьи.
  4. Преимущественно эмоциональный характер связей между членами семьи, основанные на любви и симпатии, создает благоприятную основу для срабатывания таких неосознаваемых ребенком социально-психологических механизмов влияния, как подражание, внушение, психическое «заражения». [41]

К характеристикам, которые определяют особенности социализации в семье, относят:

• социально-демографическую структуру семьи (социальное положение членов семьи, профессиональный статус родителей, пол, возраст, количество членов семьи, наличие различных поколений);

• превалирующий психологический климат, эмоциональную настроенность семьи;

• продолжительность и характер общения с детьми;

• общую и, в частности, психолого-педагогическую культуру родителей;

• связь семьи с другими сообществами (школой, родственниками и т.п.);

• материально-бытовые условия.

Можно констатировать осложнению выполнения воспитательной функции семьи по следующим причинам:

• из-за отсутствия у ребенка опыта взаимодействия с людьми разного статуса (братьями, старшими родственниками);

• из-за затруднений в усвоении социальных ценностей, накопленных старшими поколениями, относительную изоляцию от старших родственников;

• из-за возможной противоречивости воспитательных воздействий вследствие передачи родителями права на воспитание другим социальным институтам [42].

Семейное воспитание (в широком смысле слова) - это одна из наиболее древних исконных форм социализации и воспитания детей, которая органически объединяет объективное влияние культуры, традиций, обычаев, взглядов народа, семейно-бытовых условий и взаимодействие родителей с детьми, в процессе которой происходит полноценное развитие и становление их личности.[23]

Под семейным воспитанием в узком смысле слова (воспитательной деятельностью родителей) нами понимается взаимодействие родителей с детьми, основанной на семейной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и способствует созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развития и саморазвития личности ребенка.

Семейное воспитание - своеобразный и специфический процесс. Его специфика заключается в следующих основных характеристиках:

1) содействие осуществлению неразрывной связи поколений, их прошлого, настоящего и будущего, морально-духовном единстве членов семьи как близких людей и как представителей общества;

2) способность семейного воспитания в отличие от общественного незаметно (невольно), но очень действенно при помощи уникального механизма функционирования семейных связей и инстинкта формировать у детей человеческие чувства к своим родителям, дедушке, бабушке, членов семьи и через них ко всем других людей, своего народа, всего человечества;

Информация о работе Взаимосвязь социальной адаптации ребенка дошкольного возраста и типа детско-родительских отношений