Взаимосвязь социальной адаптации ребенка дошкольного возраста и типа детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание

Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 8
1.1. Понятие о социальной адаптации 8
1.2. Институты социального развития ребенка 13
1.3. Понятие «родительское отношение» 30
1.4. Влияние типа детско-родительских отношений на развитие личности ребенка 35
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 49
2.1. Характеристика выборки и методов исследования 49
2.2. Результаты исследования 54
2.2.1. Диагностика социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста 54
2.2.2. Диагностика самооценки дошкольника 56
2.2.3. Результаты диагностики стилей детско-родительских отношений 56
2.2.4. Исследование взаимосвязи родительского отношения и особенностей социальной адаптации дошкольника 59
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список использованной литературы 69

Работа состоит из  1 файл

диплом утвержденный.doc

— 440.00 Кб (Скачать документ)

Именно с  близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений.

В своих исследованиях  С.В. Ковалёв выделяет следующие  типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество.

Е.М. Волкова  рассматривает лишь типы благополучных  семей.

А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.[8]

Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В. Петровским, Е.М. Волковой типы семейных отношений, мы определили следующие:

  • Диктат систематическое подавление инициативы другого.
  • Опека отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка.
  • Невмешательство предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и «детей».
  • Сотрудничество предполагает опосредованность межличностных отношений общим целям и задачам совместной деятельности.
  • Паритет ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.

А.Б. Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для  него родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка» [5].

В своих исследованиях  А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:

  1. «Принятие отвержение».

Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.

Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

2. «Кооперация» родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.

3. «Симбиоз» родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.

5. «Маленький неудачник» в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво. Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств).

Таким образом, у нас есть все основания сделать  вывод о том, что взаимоотношения  в семье могут носить разноплановый  характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.    Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.

Исследования  А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина  и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.

Итак, существуют разнообразные подходы  к классификации «родительских стилей». Однако все исследователи указывают на тот факт, что под влиянием типа детско- родительских отношений формируется личность ребенка. Более подробно рассмотрим этот вопрос в следующем параграфе.

1.4. Влияние  типа детско-родительских отношений  на развитие личности ребенка

Известно, что  отношение к ребенку отца и  матери — один из важнейших механизмов развития его личности. Ребенок является одним из узлов сети тех отношений, которые включают чувства любви либо неприязни, эмоционального принятия и поддержки либо холода и отвержения, элементы которых присутствуют в любой семье. В семьях подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами подобная сеть эмоциональных взаимоотношений подвергается особенно сильным испытаниям и деформациям [3].

Долгое время  считалось, что причиной возникновения  этих расстройств является недостаток любви со стороны родителей или полное ее отсутствие. Впоследствии было внесено ряд существенных уточнений, касающихся этих представлений. Так, М. Porot выделил два психопатологических синдрома пограничных нервно-психических расстройств у подростков: «депривации» и «фрустрации», при которых ребенок лишен чувства привязанности и находится в состоянии пренебрежительного невнимания и покинутости самыми близкими для него людьми.

Убедительны и  демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация (Боулби Дж., 1991; Дандгмеер И., МатейчекЗ., 1985; Соколова Е. Т., 1981; Ains-, worth M. D., 1964; Rutten M., 1975).[29]

Существуют исследования о влиянии родителей на формирование невротического склада личности ребенка. Ряд авторов [Адлер А., 1997; ЛакосинаН. Д., 1970; Мясищев В. Н., 1960] у детей с неврозами отмечает высокую степень привязанности к родителям до заболевания. Основываясь на выводах О. Н. Mowrer (1950) о том, что нормальные подростки склонны к идентификации с родителем того же пола, а подросткам, больным неврозами, свойственна смешанная идентификация, L. Lazowick (1955) выдвигает следующую гипотезу: родители нормальных подростков должны характеризоваться большей «семантической гармонией», чем родители невротичных. Результаты исследований [Попова Л. В., 1988; Хорни К., 1993; Sears R. R., Ran L., Alpert R., 1965] подтвердили это, а также позволили сделать некоторые дополнительные выводы. Во-первых, существует обратная зависимость между тревожностью и идентификацией, выражающаяся в том, что чем больше степень идентификации между детьми и родителями, тем выше уровень тревожности; во-вторых, мужчины в целом склонны к более сильной идентификации, чем женщины.

Таким образом, ребенок усваивает поведение  родителей в качестве модели [Morgan Р., 1988], при этом отрицательные черты родителей чаще имитируются детьми, что отмечалось еще в далеком 1929 г. М. И. Иогихесом.

Согласно другим исследованиям, чрезмерная привязанность детей может создаваться авторитарной или тревожно-мнительной матерью, а также зависит от чувства неуверенности детей и их повышенной потребности в безопасности [Sullivan H. S., 1953].

Какова же роль личности родителей в формировании отношения их к ребенку? Как психологические особенности ребенка влияют на родителей, так и характер родителей отражается на способах обращения с ним [Александровская Э. М., 1986]. Однако благополучие семьи определяется не только личностными особенностями родителей, но и социальной поддержкой окружения. Сами дети получают много от общения за пределами семьи. В то же время социальная изоляция семьи может стать фактором риска для ребенка, так как она противодействует его контактам с окружением. Обособление семьи обычно возникает как следствие психических заболеваний, личностных отклонений родителей или их ригидных предпочтений, резко отличающихся от принятых в макросоциальном окружении и данной культуре.[7]

Акцентуации личности у родителей и нарушение вследствие этого условий воспитания отмечаются в ряде работ как более значимые, чем другие факторы [Кулиш И. Г., 1972; Лакосина Н. Д., 1970, 1976; Федоров А. П., 1992; Brill N. Q., Beebe G. W, 1964; Hegg J. J., 1966]. В то же время исследования М. Bagendehl-Strindlund (1988) говорят о том, что хотя психические нарушения родителя и представляют собой важный прогностический фактор риска психического заболевания у детей, все же главный фактор риска — это вытекающие отсюда психосоциальные нарушения в семье.

Из психологических  особенностей родителей наиболее патогенное значение имеют: возбудимость, эмоциональная  неустойчивость, истеричность и тревожность  матери (Sullivan Н. S., 1953), нестабильность и импульсивность отца [Эйдемиллер Э. Г., 1972, 1987; Захаров А. И., 1976,1988,1995]. Выделяется обсессивный тип матерей, заботящихся о своих детях в соответствии с тем, как это должно, живущих по часам, а не по реальным нуждам ребенка. Они, как правило, аффективны, претенциозны, высокомерны, сухи и честолюбивы, чрезмерно защищают детей и не допускают их активности [46].

Таким образом, если ребенок чувствует любовь и  поддержку, его развитие происходит в атмосфере безопасности и уверенности  в себе. Если родители, имеющие собственные  невротические потребности, колеблются между полным одобрением, идеализацией ребенка и полным неодобрением, чрезмерными требованиями и ожиданиями, создающими в семье климат тревоги, то нормальное развитие ребенка становится невозможным [Garralda M. E., Bailey D., 1988].

Э. Г. Эйдемиллером и В. В. Юстицким (1987, 1990) выявлены личностные проблемы родителей, искажающие процесс воспитания и приводящие к формированию различных нервно-психических расстройств у детей и подростков. К таким проблемам были отнесены: расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на подростка собственных нежелательных качеств и внесение конфликта между супругами в сферу воспитания.[47]

Таким образом, особенности личностных проблем  родителей могут быть причиной возникновения  нарушений межличностных контактов, что приводит к нервно-психическим  расстройствам как родителей, так  и детей (Watzlawick P., 1963). Однако насколько роль этого фактора определяется биологическими (генетическими) механизмами, а насколько зависит от прямого влияния среды, в которой происходило воспитание, пока не известно.

На детей  влияют не только наши преднамеренные воспитательные воздействия, но в равной или даже в большей степени все особенности поведения родителей, включая и те, которые не осознаются [Хоментаускас Г. Т., 1989]. К. Хорни (1993) утверждает, что именно родители создают невротические черты характера у своих детей.

Семья может  выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Так, с одной стороны, семья больше всего заботится о ребенке, любит и поддерживает его, с другой, - никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Неблагоприятные условия семейного воспитания есть ничто иное, как нарушение детско-родительских отношений.[30]

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей – потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически нездоровым, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, что чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека – заботливости, желания добра и блага во спасение, – она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерное  удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко “слепая” родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.

Чрезмерная  требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Асоциальное поведение  родителей. Для ребенка самый действенный образец – это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Информация о работе Взаимосвязь социальной адаптации ребенка дошкольного возраста и типа детско-родительских отношений