Взаимосвязь социальной адаптации ребенка дошкольного возраста и типа детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание

Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 8
1.1. Понятие о социальной адаптации 8
1.2. Институты социального развития ребенка 13
1.3. Понятие «родительское отношение» 30
1.4. Влияние типа детско-родительских отношений на развитие личности ребенка 35
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 49
2.1. Характеристика выборки и методов исследования 49
2.2. Результаты исследования 54
2.2.1. Диагностика социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста 54
2.2.2. Диагностика самооценки дошкольника 56
2.2.3. Результаты диагностики стилей детско-родительских отношений 56
2.2.4. Исследование взаимосвязи родительского отношения и особенностей социальной адаптации дошкольника 59
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список использованной литературы 69

Работа состоит из  1 файл

диплом утвержденный.doc

— 440.00 Кб (Скачать документ)

Анализ научной литературы показал, что социальная адаптация  – это многофакторное явление, детерминированное  социально- экономическими, демографическими, экономическими, психофизиологическими факторами.

Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, она связана с периодами кардинальной смены деятельности и изменение  его социального окружения.

Социализация  по своему содержанию есть процесс становления личности. Выделяют три сферы, в которых этот процесс прежде всего осуществляется: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Взятые в целом выделенные сферы создают для индивида расширяющуюся действительность, в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только микросреду, но и всю систему социальных отношений.[26]

С точки зрения взаимодействия ребенка с социальным окружением в процессе социализации можно выделить ряд аспектов, раскрывающих основные сферы социализации:

- социальное  познание (о самом себе, взаимоотношениях  с другими людьми, социальных  и культурных ценностях, построении  общества, в котором живешь);

- овладение  навыками практической деятельности (как предметный, так и социальный  мир);

- усвоение определенных  норм, ценностей, установок, ролей,  что обеспечивает соответствие  поведения требованиям конкретного  социального окружения выработка собственной системы ценностей.[36]

Основные типы адаптационного процесса- тип, характеризующийся  преобладанием активного воздействия  на социальную среду, и тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей  и ценностных ориентаций группы,- формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов личности.

Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено  отнесение социальной адаптации  к одному из основных социально- психологических  механизмов социализации личности.

Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько  адекватно человек воспринимает себя и свои  социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление  о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которого является аутизм.[37]

Психологи, социологи, другие специалисты по поведению  человека изучают вопросы адаптации  людей к новым условиям. Так  американский социолог Л.Фестингер  считает, что между новой информацией  и прежними представлениями существует определенная сбалансированность. Соответствие между социальным сигналом и прежними представлениями, взглядами вызывает у воспринимающего состояние психологического комфорта, что влечет за собой большое число положительных эмоций, поддерживает общий уравновешенный тонус настроения и мироощущения. Но если человек получает информацию извне, не соответствующую его взглядам, убеждениям, то создается перевес отрицательных эмоций, нарушающий его внутренний баланс. Это вызывает чувство неудовлетворенности собой, состояние психологического дискомфорта. У человека возникает потребность  в адаптации, направленной на ликвидацию конфликта, несоответствие внутреннего и внешнего.

Не менее  интересную модель типов адаптации  мы находим у американского психолога Ч. Мориса, который рассматривает адаптацию как средство разрешения конфликтов между импульсами и конвенциальными нормами. Существует несколько возможных путей разрешения этого конфликта:

- один заключается  в том, чтобы сдерживать свои импульсы и контролировать свое поведение в соответствии с установленным обычаем;

- другой- в том,  чтобы ослабить напряжение, изменив  свое окружение;

- третий- в том,  чтобы быть снисходительным к  себе, потворствуя своим импульсам.

В соответствии с этим Ч. Морис говорит о трех типах адаптации:

1) человек обособлен  и сдержан, он отрицает существование  импульсов, подавляет склонности, которые доставляют ему неудобство; такие люди предельно дисциплинированы  и достаточно самостоятельны;

2) человек стремится «овладеть сценой», он действует на объекты, вызывая у них перемены, пытаясь изменить мир и поставить его на службу своим интересам;

3) человек пассивно  ориентированный, т.е. зависящий  от своего окружения, позволяющий  объекту действовать на него.[39]

Когда же начинается адаптация? По всей видимости тогда, когда возникает стрессовая ситуация. Пока стресса нет, у человека не возникает  адаптационной потребности- потребности  биологического уровня. С биологического уровня эта потребность распространяется на социальный уровень и отражается в способности человека общаться, разрешать конфликтные ситуации, что в конечном итоге является одним из определяющих факторов социализации личности.[38]

    1. Институты  социального развития ребенка

Одним из основных источников социализации ребенка является, конечно же, его семья, отношения которые сложились между членами семьи. Исследователями, которые обращаются к изучению проблем семьи, воспитания в семье детей, утверждают, что в тех семьях, где такие контакты отмечаются прочностью, проявлением уважения к детям, у них активнее формируются такие личностные качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.д. Таким детям свойственно более адекватное осознание своего «образа Я», его целостности. Все это повышает их коммуникабельность, обеспечивает активно-положительное вхождение в группу сверстников. В семьях, где царит авторитарный тип отношения родителей к детям, формирование указанных качеств усложняется, может приобретать извращенные формы. 
Важность учета таких факторов не вызывает сомнения. Ведь особенности взаимодействия родителей и детей постепенно закрепляются в их собственном поведении, становясь моделью контактов с окружающими людьми. Грубость или безразличие родителей вызывает возникновение у ребенка (в силу ограниченного жизненного опыта) убежденности в том, что чужой человек не только не будет проявлять к нему лучше, чем родительское отношение, но и принесет еще больше неприятностей [19].

Формирование и развитие детской личности происходят как под влиянием непосредственных объективных условий семейной жизни (семейных взаимоотношений, структуры и количественного состава семейного микроколлектива, родительского примера т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания. Именно воспитания «активизирует процесс усвоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способность воспринимать стихийные воздействия окружающей среды, стимулирует усвоение положительного примера. Как свидетельствуют многочисленные исследования, содержание семейного воспитания определяется духовной культурой родителей, их опытом социального общения, семейными традициями. Особое место среди этих факторов относится педагогической культуре родителей, позволяющей минимизировать тот элемент стихийности, который является характерным для семейного воспитания большей степени, чем другим его формам.[28]

Влияние семьи на развитие ребенка на разных возрастных этапах его становления не является одинаковым. Наивысший его ступень приходится на первые годы жизни. Однако это не означает, что роль семейного воспитания снижается по мере взросления ребенка. Обучение в средних общеобразовательных учреждениях, расширение контактов на различных уровнях социальной среды не исключает ежедневных взаимоотношений родителей с ребенком, а следовательно, и отцовского влияния на развитие его личности [33]

Формирование личности ребенка происходит в процессе его общения со значимыми взрослыми. Дошкольное детство - важный период психического развития. Возраст начального фактического образования личности, по словам М. Леонтьева. У ребенка интенсивно формируются психические функции, сложные виды деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками), возникают иерархия мотивов и потребностей, самооценка, волевая регуляция и нравственные формы поведения. Важнейшим фактором психического развития дошкольника является его общения - сначала со взрослыми, а впоследствии и с ровесниками и другими детьми. Вне общения невозможно развитие у ребенка специфически человеческих психических функций, ее личностное становление. Как отмечал Л. С. Выготский, "Любая высшая психическая функция появляется на сцене дважды: первый раз как деятельность коллективная, социальная деятельность, т.е. функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка, как функция интрапсихическая "(Выготский Л.С. Избр. психологические исследования. - М., 1956. - С. 450).

Трудности психического развития дошкольника связаны, как правило, с неадекватно построенным общении между ребенком и близкими взрослыми.

Происхождение психологических проблем в дошкольном возрасте делится на две группы:

1) неблагоприятные  тенденции в поведении ребенка,  которые еще не нарушили нормы,  но в итоге приведут к этому;

2) незнание родителями  или другими взрослыми из окружения  ребенка норм развития. У них  возникает необоснованная обеспокоенность  ребенка. Например, тревога по  поводу чрезмерной увлеченности  ребенка игрой или фантазированием  в старшем дошкольном возрасте, или по поводу непоседливости, импульсивности младшего дошкольника. Все эти проявления являются нормативными возрастными особенностями развития дошкольника.

Трудности психического развития в дошкольном возрасте отмечаются следующими особенностями:

1) неблагоприятные  тенденции носят скрытый характер;

2) некоторые  из нежелательных проявлений  исчезают с развитием ребенка,  а некоторые переходят в устойчивые  образования, которые закладывают  фундамент личности;

3) дальнейшая  коррекция несформированных в дошкольном возрасте психических качеств является сложной, а иногда и невозможной.

Заключение  о роли общения в психическом  развитии дошкольника:

- Дошкольный  возраст является периодом первоначального  фактического образования личности;

- Общение выступает важнейшим фактором психического и личностного развития дошкольника;

- Трудности  психического развития дошкольника  связаны, как правило, с неадекватно  построенным общении между ребенком  и близкими взрослыми;

- Характер психологических  проблем в дошкольном возрасте проявляется как неблагоприятные тенденции в поведении ребенка, или необоснованная обеспокоенность родителей (или других взрослых из окружения ребенка) в отношении ребенка из-за незнания ими норм ее развития.

В системе взаимоотношений  ребенка с окружающими можно выделить две, важные в воспитательном плане, линии: ребенок-взрослый, ребенок-ребенок.

Взаимоотношения ребенок-взрослый имеют ведущее  значение, выступают первоосновой всех видов отношение ребенка к  действительности и источником его  психического развития.

Взрослый - носитель образцов, норм, правил, принятых в обществе, его позиция характеризуется  словами: "старший, знающий, авторитетный, умелый". С возрастом у ребенка  возникает и подальше усиливаются  потребности в самостоятельности, творчества, самопознании реализовать которые он стремится с ровесником как равным себе партнером.

По мнению М.И.Лисина, общения ребенка со взрослым и  со сверстником - разновидности единой коммуникативной деятельности. Эти  разновидности объединяет предмет  деятельности - другой человек, партнер ребенка по общению, а также - продукт, которым выступает самопознание и самооценка через познание и оценку партнера (и партнером) [49, с. 19].

Вместе с  тем исследователи общения между  сверстниками в дошкольном возрасте А. Г. Рузский, Л. М. Царегородцев, Л. Н. Галигузова, Н. И. Ганошенко, А. Смирнова, Д. Б. Годовикова, Н. Н. Авдеева и др.. подчеркивают специфическую роль в общем психическом развитии ребенка его общения со сверстниками по сравнению с общением с взрослыми. Контакты со сверстниками отмечаются непринужденным и раскрепощенным характером, яркой эмоциональной окраской. Вместе эти контакты значительно уступают сфере общения со взрослыми своей содержательностью и глубиной личностных отношений. По мнению коллектива психологов под руководством А. Г. Рузский, в общении со сверстником создаются условия, обеспечивающие ребенку самопознание и самооценку в тех видах деятельности, которые происходят совместно с ровесником. Общение с равным по статусу партнером создает благоприятные условия свободного проявления творческих потенций ребенка в условиях отсутствия ограничивающих установок так контроля взрослых. Общение с ровесником стимулирует развитие инициативности дошкольников [49, с. 200].

Другие исследователи  обращают внимание на то, что в обществе сверстников происходит взаимовлияние, а в общении со взрослым последний подчиняет себе ребенка, который выступает исполнителем (К. Вокслер). Дошкольники реже проявляют альтруистическое поведение по взрослому, менее агрессивны и менее настойчивы в попытках общаться с ним, а требования и противодействие чаще адресуют сверстникам (Р. Краснор, Б.Л. Вайтинг). Исследование Е. В. Субботського свидетельствуют, что ровесник способствует формированию критического отношения. Такого же мнения придерживается Г. А. Цукерман.

В лаборатории  дошкольного воспитания Института психологии им. Г.С. Костюка в 80-х годах был проведен ряд исследований взаимоотношений дошкольников, которые показали их необходимость при формировании положительной направленности на другого человека, в развитии гуманных чувств и навыков гуманного поведения (В. К. Котырло, С. Е. Кулачкивська, С. А. Ладывир, Ю. А. Приходько).

Таким образом, общение со взрослым выступает важным, но недостаточным фактором полноценного, гармоничного развития личности дошкольника. На его основе должны развиваться взаимоотношения ребенка со сверстниками, которые являются необходимым условием ее готовности к школьному обучению.

Информация о работе Взаимосвязь социальной адаптации ребенка дошкольного возраста и типа детско-родительских отношений