Взаимосвязь социальной адаптации ребенка дошкольного возраста и типа детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание

Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 8
1.1. Понятие о социальной адаптации 8
1.2. Институты социального развития ребенка 13
1.3. Понятие «родительское отношение» 30
1.4. Влияние типа детско-родительских отношений на развитие личности ребенка 35
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 49
2.1. Характеристика выборки и методов исследования 49
2.2. Результаты исследования 54
2.2.1. Диагностика социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста 54
2.2.2. Диагностика самооценки дошкольника 56
2.2.3. Результаты диагностики стилей детско-родительских отношений 56
2.2.4. Исследование взаимосвязи родительского отношения и особенностей социальной адаптации дошкольника 59
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список использованной литературы 69

Работа состоит из  1 файл

диплом утвержденный.doc

— 440.00 Кб (Скачать документ)

Эмпирические  задачи:

  1. Исследовать особенности социальной адаптации дошкольников.
  2. Изучить особенности детско-родительских отношений.
  3. Вывить взаимосвязь социальной адаптации и типа детско-родительских отношений.

Гипотеза: детско-родительские отношения влияют на социальную адаптацию дошкольников. Данная гипотеза конкретизовалась в следующих частных гипотезах:

1) низкий уровень адаптации преобладает у дошкольников, в чьей семье выявлен отрицательный уровень родительских отношений (отношения по типу «авторитарная гиперсоциализация» и отвержение);

2) высокий уровень адаптации характерен для дошкольников, чью семью характеризует оптимальный уровень родительских отношений (отношения по типу кооперации).

Объект  исследования: 24 семьи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования:  взаимосвязь между детско-родительскими отношениями  и социальной адаптацией ребенка дошкольного возраста.

База  эмпирического исследования – ДОУ №2 г. Кимры. Выборка составила 60 человек, из них - 24 ребёнка в возрасте 5–6 лет и родители - 24 матери и 12 отцов.

Исследование  проходила в несколько этапов.

На первом этапе  проводился подбор методик исследование, формировалась выборка, подготавливалось место проведения исследования, бланки для диагностики.

На втором этапе  проводилась психологическая диагностика  детей и их родителей.

На третьем  этапе проводилась количественная и качественная обработка результатов исследования, проводился статистический анализ.

Методы исследования:

Эмпирические -  диагностические методики:

  • проективная методика Р.Жиля,
  • методика исследования самооценки «Лесенка» (В.Г.Щур),
  • тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я.Варги, В.В.Столинаэ

Статические -  методы обработки данных, с использованием программы SPSS ver. 18.:

  • описательные статистики, частотный анализ, корреляционный анализ по критерию Спирмена.

Описание методик:

По  методике Р. Жиля психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных:

1) Переменные, характеризующие  конкретно-личностные отношения  ребенка: отношение к семейному  окружению (мать, отец, бабушка, сестра  и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие  самого ребенка и проявляющиеся  в различных отношениях: общительность,  отгороженность, стремление к доминированию,  социальная адекватность поведения. 

Всего выделяют 12 признаков:

- отношение  к матери,

- отношение  к отцу,

- отношение  к матери и отцу как семейной  чете,

- отношение  к братьям и сестрам, 

- отношение  к бабушке и дедушке, 

- отношение к другу,

- отношение  к учителю, 

- любознательность,

- стремление  к доминированию,

- общительность, 

- отгороженность,

- адекватность.

Отношение к  определенному лицу выражается количеством  выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности. Мы использовали такие показатели как отношение к матери,  отношение к отцу,  отношение к матери и отцу как семейной чете, общительность, отгороженность и адекватность.

Методика «Лесенка» в адаптации В.Г. Щур позволяет оценить самооценку и самосознание дошкольника. Теоретическая и практическая значимость изучения самосознания, включая различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей, настолько велика, что предопределила необходимость использования этой методики для диагностики СО ребёнка. Ребёнку предлагают 6 лесенок из пяти ступенек, где верхняя ступенька- позитивная оценка, нижняя -негативная.

Просят отметить крестиком на каждом отрезке своё место «среди всех людей» по уровням, соответственно «здоровья(здоровый -больной)», «ума (умный- глупый)», «характера (хороший- плохой)», «счастья (счастливый- несчастный)», «красоты (красивый- некрасивый)», «доброты (добрый- злой)».Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворённость - «счастье»и частные самооценки - «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта». Для дошкольников благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням. Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребёнка. После выполнения этого задания ребёнок отмечает условным обозначением своё место по уровням позиции мамы, папы, воспитателей, детей.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 5 шкал:

«Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное  отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

«Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.

«Симбиоз» - шкала  отражает межличностную дистанцию  в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

 «Авторитарная  гиперсоциализация» - отражает форму  и направление контроля за  поведением ребенка. При высоком  балле по этой шкале и родительском  отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

«Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

В качестве статистической методики использовался метод ранговой корреляции Спирмена, который позволяет  определить тесноту (силу) и направление  корреляционной связи между двумя  признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

    1. Результаты исследования

      1. Диагностика социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста

Исследование  социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста проводилось, прежде всего, по методике Р.Жиля, дополнительную информацию о самооценке ребенка мы получили с помощью методики «Лесенка». Тестирование детей проводилось в индивидуальной форме.

Проанализировав результаты тестирования по методике Р. Жиля (шкалы общительность, отгороженность, адаптивность) мы выделили 2 группы детей:

- социально  адаптированные;

- с риском  социальной дезадаптации.

Результаты  тестирования представлены в Приложении 4.

В первую группу с нормальной социальной адаптацией вошли 18 детей (75%), во вторую группу детей с риском социальной дезадаптации вошло 6 детей (25%), они проявляли себя как необщительные, получили высокий бал по шкале отгороженность, низкий бал по шкале адаптивность.

В этих двух группах  мы сравнили показатели отношения к  маме, отцу, обоим родителям. Получены следующие показатели в процентах: в первой группе позитивное отношение к матери у 100 % дошкольников, положительное отношение к отцу у 71% дошкольников, положительное отношение к родителям как чете у 64% дошкольников; во второй группе позитивное отношение к матери у 50% дошкольников; положительное отношение к отцу лишь у одного ребенка (17%), положительное отношение к родителям как чете у 33 % дошкольников.

Результаты  отношения к родителям в группах  дошкольников с нормальной социальной адаптацией и риском социальной дезадаптации представлены графически на рисунке 1.

 

Рис. 1. Результаты по методике Р. Жиля

 

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в  группе социально адаптированных дошкольников выше показатели позитивного отношения  как к обоим родителям, так  и к каждому родителю в частности. Следовательно, детско-родительские отношения являются значимым фактором в социальной адаптации ребенка дошкольного возраста. Эти показатели мы также соотнесем с данными методики ОРО.

 

2.2.2. Диагностика самооценки дошкольника

Мы также  сравнили показатели самооценки дошкольников этих групп. Получены следующие результаты: в группе социально адаптированных детей у 7 детей (29%) выявлена завышенная самооценка, у остальных 93 % адекватная самооценка; в группе дошкольников с риском социальной дезадаптации у 33% детей адекватная самооценка, у 67%- заниженная. Результаты тестирования по методике «Лесенка» представлены графически на рисунке 2.

Рис.2. Результаты тестирования по методике «Лесенка»

 

Таким образом, в группе дошкольников с нормальной социальной адаптацией преобладает адекватная самооценка, а в группе дошкольников с риском социальной дезадаптации преобладает заниженная самооценка.

 

2.2.3. Результаты диагностики стилей детско-родительских отношений

По результатам  диагностики стилей детско-родительских отношений в двух группах дошкольников, также есть некоторые различия. Так, в группе дошкольников с социальной дезадаптацией более высокие  показатели по шкале «отвержение» (100%- высокий уровень), в группе дошкольников с нормальной социальной адаптацией- по шкале «отвержение» обнаружен средний (74%) и низкий уровень (26%), т.е. родители социально адаптированных дошкольников демонстрируют более высокий уровень принятия. Также выявлены различия по шкале «кооперация»: родители социально дезадаптированных дошкольников демонстрируют низкий уровень кооперации с ребенком в его интересах (100%), в группе социально адаптированных дошкольников такое поведение демонстрируют только 34% родителей. Можно сделать вывод, что родители социально адаптированных дошкольников более заинтересованы в интересах и планах ребенка, поощряют его инициативу и самостоятельность. Также выявлены различия по шкале симбиоз, у родителей социально неадаптированных дошкольников преобладает низкий бал по данной шкале (83%), у родителей социально адаптированных дошкольников низкий показатель лишь у 29%. Таким образом, родители социально адаптированных дошкольников чаще испытывают тревогу и стремятся удовлетворить все потребности ребенка, уберечь от всех неприятностей. У 100% родителей социально дезадаптированных дошкольников получили высокий бал по шкале «авторитарная деперсонализация», в группе социально адаптированных дошкольников высокий бал по данной шкале лишь у 7% испытуемых. Таким образом, в группе социально дезадаптированных детей родители часто требуют безоговорочной дисциплине, тогда как родители социально адаптированных дошкольников проявляют большую гибкость в отношениях с детьми. По шкале «маленький неудачник» в группе социально дезадаптированных дошкольников выявлен высокий уровень у 83% испытуемых, в группе социально адаптированных – 7% испытуемых. Результаты свидетельствуют о том, что родители социально дезадаптированных дошкольников стремятся приписать ребенку личную и социальную несостоятельность. Результаты по методике отображены на рис. 3.

Информация о работе Взаимосвязь социальной адаптации ребенка дошкольного возраста и типа детско-родительских отношений