Взаимосвязь социальной адаптации ребенка дошкольного возраста и типа детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание

Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 8
1.1. Понятие о социальной адаптации 8
1.2. Институты социального развития ребенка 13
1.3. Понятие «родительское отношение» 30
1.4. Влияние типа детско-родительских отношений на развитие личности ребенка 35
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА И ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 49
2.1. Характеристика выборки и методов исследования 49
2.2. Результаты исследования 54
2.2.1. Диагностика социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста 54
2.2.2. Диагностика самооценки дошкольника 56
2.2.3. Результаты диагностики стилей детско-родительских отношений 56
2.2.4. Исследование взаимосвязи родительского отношения и особенностей социальной адаптации дошкольника 59
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список использованной литературы 69

Работа состоит из  1 файл

диплом утвержденный.doc

— 440.00 Кб (Скачать документ)

3) наличие естественной теплоты, любви и сердечности в семейном общении и отношениях, что служит мощным фундаментом для морально-эмоционального воспитания детей;

4) непревзойденность семейного воспитания по своему эмоциональному характеру;

5) непрерывность, длительность и многообразие воспитательного воздействия на детей людей разного пола и возраста, профессиональных интересов, жизненного опыта и человеческих ценностей;

6) выполнение роли извечной (исходной) звена в процессе воспитания;

7) возможность глубокого и систематического практического изучения и учета индивидуальности ребенка;

8) открытость воспитательного процесса в семье в отличие от подобного процесса в учебных заведениях;

9) неформальность процесса воспитания в семье, основанного на позитивных традициях родословной, семейных традициях, обычаях, привычках, нравах, укладе жизни;

10) возможность благоприятной семьи как воспитательного коллектива выполнять роль организующего «центра», направлять на детей все воспитательные воздействия, средства и силы;

11) наличие определенной стихийности и субъективности родителей и других членов семьи в отношении детей;

12) возможность уменьшения негативного влияния неблагоприятной среды для воспитания ребенка, его полноценного развития и воспитания.[23]

Субъектом семьи и семейного воспитания является личность ребенка (с момента рождения до достижения 18-летнего возраста). В системе семейных отношений ребенок не только чувствует влияние на нее родителей и старших членов семьи, но, в свою очередь, также активно влияет на родителей, членов семьи, их образ жизнедеятельности и стиль семейного воспитания. При гуманистическом стиле семейного воспитания в процессе межличностного взаимодействия родителей и детей (субъект-субъективное взаимодействие) создаются необходимые условия для самостоятельного полноценного развития ребенка как субъекта семейной жизнедеятельности, личности, индивидуальности.[17]

Преимущество семьи как воспитательного коллектива заключается в том, что ребенок имеет возможность постоянно наблюдать поведение отца и матери в неофициальных семейных отношениях; общаться с людьми разного возраста, пола, жизненного опыта; просто и естественно привлекаться к реальной жизни. В семье складываются эмоционально насыщенные взаимоотношения между родителями и детьми, которые имеют личностный характер, приобретается необходимый социальный опыт. [24]

Другим институтом социализации является формирование начальных социальных связей ребенка вне семьи. Такие связи дети устанавливают со сверстниками и новыми взрослыми в дошкольном учреждении. Именно в дошкольном учреждении они приобретают важный общественный опыт, основные знания и умения, необходимые для дальнейшей жизни среди людей, привлекаются к различным видам деятельности.

Другими словами, если в семье ребенок социализируется в определенных условиях взаимоотношений членов семьи, то дошкольное учреждение, значительно расширяя круг близких и далеких людей, представляет их взаимоотношения в воспитательном контексте. Следовательно, первым социальным институтом, который отвечает за социальную зрелость детей дошкольного возраста, должно быть дошкольное учреждение с его воспитательной, консультативной и просветительской функциями. Именно специфика детского сада, как отмечает, А.Л. Кононко, способствует облегчению процесса вхождения растущей личности в широкий мир реальных социальных отношений, привитию навыков практической жизни, ее индивидуализации и социализации [14].

Немалую роль в этой работе играют взрослые, а именно: родители, воспитатели. Ближайшие взрослые создают определенный воспитательный пространство, которое отвечает условиям духовности, защиты, рационального дозирования позитивных и негативных переживаний, что давало бы ребенку уверенности в себе и людях, окружающих. Взрослый с одной стороны презентует для ребенка общество,  занимает центральное место в духовном мире ребенка, выступает носителем знаний, умений, нравственных ценностей; а с другой - непосредственным организатором воспитательного процесса [6].

Пребывание ребенка в человеческом окружении способствует становлению социального опыта, социальной компетентности, опытности, (осведомленности: у дошкольника формируются определенная социальное поведение, способность быть адекватным ситуации, требованиям авторитетных взрослых); развиваются социальные нужды, способности, мотивы поведения и деятельности. Значение социального развития для личностного становления заключается, прежде всего, в формировании социальной компетентности гарантирует осознание ребенком того, как следует себя вести, чтобы быть гармоничным, созвучным с другими, чувствовать себя в любом обществе комфортно. [22]

Семья и детский сад имеют свою специфику, особенности влияния на ребенка, свои воспитательные средства. Эти ячейки не взаимоисключают друг друга и не конкурируют между собой, а взаимодополняют и корректируют влияния друг друга. Во взаимоотношениях с родителями педагоги стремятся руководствоваться следующими принципами построения отношений, как принцип единства и преемственности, отказываются от принципов параллельных отношений, попыток подменить друг друга. Партнерство педагогов и родителей - партнерство равных участников общения, стремящихся овладеть искусством совместного действия, наладить сотрудничество. Формирование социальной компетентности дошкольника начинается в семье и продолжается в дошкольном учреждении.

Поэтому социальное развитие ребенка зависит от совместных усилий родителей и педагогов. Однако человек становится человеком только взаимодействуя с людьми. Сознание закона, нравственное понимание свободы закладывается только общности, в контексте с людьми. Для отдельной личности, оторванной от общественной жизни, не существует закона, не оказывается безусловной идеи добра. Лишь в общности, в совместной жизни всех людей состоит моральный и юридический закон, нравственные задачи и обязанности [27].

Поэтому в воспитании гуманизма Руссова С.Ф. видное место предоставляет окружению ребенка, поскольку из окружения дети перенимают все, в чем видят какой-то интерес, перенимают и хорошее, и плохое. Поэтому и надо, чтобы они в своем окружении видели больше добра и красоты[29].

Особое значение Русова С.Ф. предоставляет семейном окружению, поскольку семейное воспитание лучше, ибо в его основе лежит любовь матери. Мать, которая является «лучшим руководителем развития психологии ребенка», - естественная воспитательница своих детей, которая иной раз и без научной подготовки, инстинктом умеет читать в детской душе и понимать ее. В семье воспитывается уважение к старшим, взаимопомощь, сочувствие. А педагоги должны стать добрыми советчиками для родителей и продолжателя создания гуманных черт, которые заложили родители.

София Русова также определяет такие средства воспитания гуманных черт у детей, как игра, труд, народные, семейные праздники. По ее мнению, игра для ребенка - лучшая наслаждение, ибо в ней проявляются все ее переживания, наклонности, чувства, поступки. В воспитании взаимопомощи, доброжелательности, сочувствия особого значения она предоставляет совместной работе детей. В этой гармонии индивидуальной свободы и общего оптового порядка и лежит зерно гражданского воспитания детей, победа человеческого, товарищеского элемента над зверским, самовольным, противным, который существует в каждом ребенке. Руссова С.Ф. считает, что для воспитания гуманизма у детей особое значение имеет подготовка педагогов, которая бы «помогла выявить все лучшие человеческие чувства воспитанников и захватила их желанием стать добрыми, хорошими людьми»[44].

Таким образом, основными институтами социализации ребенка дошкольного возраста является семья и дошкольное учреждение. Социализация происходит более успешно, если они разделяют единые ценности и сотрудничают в интересах ребенка.

1.3. Понятие «родительское отношение»

Прежде чем  понять сущность влияния родительских отношений с ребенком, рассмотрим её значение в его жизни.

По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи  (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.

Положительное воздействие на личность ребёнка  состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.[47]

Нарушенные  детско-родительские отношения проявляются  в различных симптомах: физические наказания, пренебрежение основными  нуждами и потребностями ребёнка, эмоциональном насилии по отношению  к детям, дефиците внимания и тепла, внутрисемейных конфликтах, и, как результат, уход детей из дома, воровство, употребление детьми психоактивных веществ и т.д.[47]

Родительский стиль - это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.[35]

Г. Крайг выделяет четыре типа воспитания: авторитетный (теплые отношения, высокий уровень  контроля), авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля), либеральный (теплые отношения, высокий уровень контроля), индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).[20]

Другие исследователи (Смирнова О.Е., Хохлачева И.В.) выделяют семь типов родительского стиля: строгий, объяснительный, автономный, компромиссный, содействующий, ситуативный, потакающий.[29]

Для поддержания  глубоких и искренних межличностных  отношений с ребенком оптимальным  является преобладание содействующего типа родительского стиля. Это будет  способствовать гармоничному развитию личности ребенка и максимальной его социальной адаптации. Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости, прогностичности. [12]

Основой семейного  микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.

Именно по отношению  родителей к своему ребёнку, как считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.[11]

По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.[13]

Проблемой влияния  родительского отношения к ребёнку  занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.

С. Соловейчик считает, что отношения родителей к  ребёнку отличаются высокой психологической  напряжённостью и многообразны в  своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее.[10]

П.Ф. Лесгафт  выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:

1.Родители не  обращают внимания на детей,  унижают, игнорируют их. В таких  семьях дети часто вырастают  лицемерными, лживыми, у них  часто наблюдается невысокий  интеллект или задержка умственного развития.

2.Родители постоянно  восхищаются своими детьми, считают  их образцом совершенства. Дети  чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.

3.Гармоничные  отношения, построенные на любви  и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.

4.Родители постоянно  не довольны ребёнком, критикуют  и порицают его. Ребёнок растёт  раздражительным, эмоционально неустойчивым.

5.Родители чрезмерно  балуют и оберегают ребёнка.  Дети растут ленивыми, социально незрелыми.

6.Родители, на  позицию которых оказывают влияние  финансовые трудности. Их дети  растут с пессимистическим отношением  к окружающему миру. Если же  не влияют, то дети спокойны, скромны.[31]

А.С. Макаренко  обращает внимание на такие отношения  в семье как сосуществование, конфронтация, содружество.

В дошкольном возрасте фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь  он может не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности – игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б.Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. [18]

Информация о работе Взаимосвязь социальной адаптации ребенка дошкольного возраста и типа детско-родительских отношений