Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 00:51, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

Основы психологии семьи и семейное консультирование».docx

— 114.46 Кб (Скачать документ)

Обычно в основе этих измен лежит усталость от брака, построенного на стереотипных отношениях и имеющего деградирующий уровень  коммуникации. Внебрачные связи в  таких случаях являются приятной сменой домашней рутины.

6. «Солидная игра».Такая  разновидность поведения обычно  присуща эмоционально и психосоциально зрелым индивидам, которых по разным причинам не удовлетворяют интимно-сексуальные отношения с супругом. Причиной может быть биологическая склонность к промискуитету или несовпадение желаний брачных партнеров в сексе.

Чаще всего подобную неудовлетворенность испытывает муж, поэтому именно он имеет внебрачные связи. Однако по отношению к партнеру по браку и к своей семье  ведет себя весьма серьезно и ответственно. Его измены обычно хорошо законспирированы, и он в них никогда и никому не признается.

«Солидный игрок» выбирает внебрачного партнера с аналогичной  мотивацией, желая, чтобы любовно-сексуальная  игра была «солидной» двусторонне. Во внебрачной связи ни один из партнеров  не опускается до излишней эмоциональной  зависимости от этого союза, оба  рассматривают его лишь как дополнение к законному браку, как «дополнительное  удовольствие». Внебрачная связь, таким  образом, не создает им проблем в  семейной жизни, в выполнении супружеских  и родительских функций. 

13. Динамический подход в супружеской терапии.

При динамическом подходе  супружеская дисгармония рассматривается  с точки зрения внутренней мотивации  поведения обоих партнёров. Прослеживается динамика межличностных отношений  и её связь с динамикой психических  процессов. 

14.Вопр.Сознательное и несознательнее супружеское соглашение.

Таким образом, «супружеское соглашение» это ожидания партнеров в браке относительно друг друга, которые в случае их неосознанности и невербализованности могут препятствовать формированию внутрисемейной коммуникации 

Супружеское соглашение может быть:

сознательным и  вербализованным;

сознательным и  невербализованным;

неосознаваемым.

Сознательное  и вербализованное соглашение имеет место тогда, когда каждый из супругов вполне точно знает, чего он хочет от партнера в семейной жизни, и в состоянии это сформулировать. Сознательное и невербализованное соглашение появляется тогда, когда супруги (или один супруг) достаточно хорошо осознают желаемое, но по каким-то причинам не проговаривают свои ожидания партнеру — например, считая, что «это и так понятно», или из-за стеснения, или из-за других причин. Неосознаваемое соглашение означает, что супруги (или один из них) очень смутно осознают, чего ждут от партнера и, соответственно, не могут этого сформулировать.

Отдельные элементы индивидуальных соглашений определяются желаниями и потребностями индивидов. Потребности могут быть здоровыми и реалистическими или невротическими и конфликтными. В случае, когда брачное соглашение базируется на невротических потребностях, создаются конфликтные ожидания относительно партнера: индивид может, например, стремиться к независимости и ждать защиты и заботы о себе со стороны партнера. Супружеское соглашение при этом обычно неосознаваемо.

Неосознаваемые и  внутренне конфликтные брачные  соглашения препятствуют формированию внутрисемейной коммуникации.

При гармоничном  супружестве ожидания супругов относительно поведения друг друга совпадают, в этом случае «договор соблюдается», например, муж ожидает от жены послушания и заботы о нем и готов материально  обеспечивать семью. Жена ждет от мужа обеспечения материального достатка и готова заботиться о нем и  слушаться его.

В случае дисгармоничного  супружества у супругов присутствует ощущение, что «договор не соблюдается». При этом брачное соглашение обычно не бывает вербализованным, а чаще всего оказывается неосознаваемым. Это может иметь место в том случае, если взаимные ожидания партнеров слишком различны, например, муж ожидает заботы о нем, а жена ожидает помощи по хозяйству; либо в случае, когда брачное соглашение одного или обоих партнеров базируется на невротических потребностях. 
 

15.Вопр.Семейные конфликты. Виды. Причины. Конфликт – это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт может быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Он не всегда и не везде приводит к разрушению; это один из главных процессов, служащих сохранению целого.

В социальной психологии в качестве составных элементов  конфликта выделяется объективная конфликтная ситуация, с одной стороны, и ее образы у участников разногласий – с другой. В связи с этим американский психолог М. Дойч предложил рассматривать следующие типы конфликтов:

  1. Подлинный конфликт, существующий объективно и воспринимаемый адекватно (жена хочет использовать свободную комнату как кладовку, а муж – как фотолабораторию).
  2. Случайный, или условный, конфликт, который легко может быть разрешен, хотя это и не осознается его участниками (супруги не замечают, что есть еще площадь).
  3. Смещенный конфликт – когда за «явным» конфликтом скрывается нечто совсем другое (споря из-за свободной комнаты, супруги на самом деле конфликтуют из-за представлений о роли жены в семье).
  4. Неверно приписанный конфликт – когда, например, жена ругает мужа за то, что он сделал, выполняя ее же распоряжение, о котором она уже прочно забыла.
  5. Латентный (скрытый) конфликт. Базируется на неосознаваемом супругами противоречии, которое тем не менее объективно существует.
  6. Ложный конфликт, существующий только из-за восприятия супругов, без объективных причин.

Г. Навайтис отмечает, что в молодых семьях обычно к кризисам приводит совокупность разрушающих факторов. Бытовые трудности, разногласия с ближайшими родственниками, неудовлетворенность интимными отношениями и т.п. в отдельности могут быть приняты, но их совокупность превышает возможности супругов сопротивляться стрессу.

Он же указывает  на то, что похожие кризисы в  некоторых молодых семьях как  бы запланированы. Часть молодых  супругов среди мотивов, побудивших их заключить брак, указали беременность. Хотя добрачная беременность не является безусловной причиной будущего семейного  кризиса, она может подтолкнуть  к юридическому оформлению интимной связи и те пары, которые недостаточно подготовлены к принятию семейных прав и обязанностей, а также нередко  не подготовлены к браку материально.

Причины супружеских конфликтов

В.А. Сысенко причины всех супружеских конфликтов подразделяет на три большие категории:

  1. конфликты на почве несправедливого распределения труда (разные понятия прав и обязанностей);
  2. конфликты на почве неудовлетворения каких-либо потребностей;
  3. ссоры из-за недостатков в воспитании.
 

 С. В. Ковалев  утверждает, что, по мнению многих  психологов, для счастья семьи  необходим достаточно ограниченный  комплекс чисто психологических  условий:

  • нормальное бесконфликтное общение;
  • доверительность и эмпатия,
  • понимание друг друга;
  • нормальная интимная жизнь;
  • наличие Дома.

Восприятие конфликтных  ситуаций в супружеской жизни, прежде всего, зависит от личных качеств  каждого из супругов. Трудности контроля собственного поведения возникают и в ситуациях постоянного переутомления. Так, у замужних работающих женщин в домашней среде возникают неадекватные реакции, когда они остро реагируют на обычные шалости или проступки детей, занятия мужа и т. д.

Многие авторы связывают  конфликтность-успешность отношений  с моделями поведения в семье  родителей. Так, люди неосознанно используют в своей семье модель отношений  родителей независимо от того, нравятся они ему или нет. Конфликты  в молодых семьях связаны с различием тех правил, которые каждый из супругов вынес из своей родительской семьи. Так, в некоторых семьях конфликты принято разрешать немедленно и эмоционально, тогда как в других – рационально и хладнокровно, предварительно разойдясь и успокоившись. В результате люди усваивают различные способы разрешения конфликтов в прасемьях и в своей семье ведут себя также, при этом каждый считает, что разрешает конфликт правильно, а другая сторона – нет. Каждый считает, что другой нарушает правила. То же касается правил относительно ведения хозяйства, финансовых расходов.

Многими психотерапевтами в качестве причин конфликтов и трудностей общения называются нарушения в семейной коммуникации.  
 

16вопр.Система  преодоления конфликтов.Тактики разрешения супружеских конфликтов

Говоря о разрешении супружеских конфликтов, В.А. Сысенко считает, что нужно:

  • поддерживать чувство личного достоинства мужа и жены;
  • постоянное демонстрировать взаимное уважение и почтение;
  • стараться вызвать энтузиазм у другого супруга, сдерживать усмирять в себе проявления злобы, гнева, раздражительности и нервозности;
  • не акцентировать внимание на ошибках и просчетах своего спутника жизни;
  • не упрекать прошлым вообще и прошлыми ошибками в частности;
  • шуткой или любым отвлекающим приемом снимать или приостанавливать нарастающее психическое напряжение;
  • разрешать назревающие конфликты отвлечением на другие безопасные темы;
  • не терзать себя и партнера подозрениями в неверности и измене, сдерживать себя в проявлениях ревности, приглушая возникшие подозрения;
  • помнить, что в браке и семье необходимо проявление крайнего терпения, снисходительности, добросердечия, внимания и других положительных качеств.

Применительно к  семенным конфликтам следует избегать деструктивных тактик (игнорирование, принижение личности партнера, эгоцентризм) и пользоваться позитивными. Например, использовать в межличностных отношениях так называемое активное слушание – систему действий, способствующих сосредоточению внимания слушающего на партнере, активизации самовыражения партнера, восприятию и пониманию сказанного (и не сказанного им). Весьма актуальными в семейно-брачных отношениях является использование подчеркивания значимости партера (высказывании, передающих партнеру сообщения о том, что его вклад ценят, его уважают, благодарны ему, восхищаются им), а также подчеркивания общности с партнером (высказывания, констатирующие сходство между творящим и его партнером, общие черты, общность позиций, переживаний, опыта и др.). 

17. Типология дисгармоничных семей.Гармноничная семья – в ней раскрываются возможности всех членов семьи для развития.

Дисгармоничный союз – тот союз,который препятствует реализации индивидуальности всех членов семьи.

Типы: 1) внешне спокойная семья – в семье события протекают относительно гладко,со стороны может показаться.что  отношение членов семьи согласованы, но при близком знакомстве видно, что супруги испытывают чувства неудовлетворенности друг другом, хотя постоянно и монотонно выполняют супружеские обязанности, негативные эмоции сказываются на самочувствии всей семьи, часто наиболее чувствительные члены семьи испытывают приступы плохого настроении, депрессию,тоску. 2) вулканическая семья- отношения изменчивы и открыты, супруги то сходятся, то расходятся и будут нежно любить друг друга после очередной ссоры. Чувства, которые будут культивироваться супружеской парой будут отражаться на детях, в больших случаях дети будут приписывать себе причины конфликтов, будет расти уровень тревожности, ребенок может с тать беспомощным в межличностных отношениях,  а так же  будет испытывать эмоциональные перегрузки.3) семья «санаторий»- внешне благополучная семья, в  большинстве случаев один из супругов зависим от партнера(больше требует внимания и заботы), отношение супругов носит курортный характер, т. е супруги проводят время вместе и пытаются удержать ребенка рядом с собой, будут ограничивать круг его общения, контролировать действия. Если это «санаторий» для отца и матери, то дети рано привыкают к  домашней работе, неограниченной опеки, жесткому контролю, это характерный признак семьи «санаторий», подростки уходят из такой семьи выражая протест.4) семья «крепость» -в основе лежат представления об агрессивности, угрозе и жестокости окружающего мира, относительная атмосфера взаимопонимания в семье т.к. свои внутренние проблемы они переносят во вне , отношение к детям очень жестокое их ограничивают правилами, объясняя это заботой, ребенка любят тогда, когда он оправдывает родительские ожидания.5) семья-театр- такие семьи удерживают стабильность путем специфического театрального образа жизни. В центре внимания такой семьи будет игра и эффекты. Один из супругов  в больше степени будет нуждаться в признании.В отношениях с детьми поощрения и запреты будут чередоваться и забываться. Внешне будет демонстрироваться любовь и забота о ребенке, в большей степени это будет выражаться в материнских поощрениях.6) семья-третий лишний –возникает в тех случаях, когда личностные особенности супругов и стиль их взаимодействия составляет особую значимость, а родительсвто будет бессознательно восприниматься как помеха родительскому счастью. У ребенка культивируются чувство неполноценности, внимание фиксируется на недостатках, у детей возникает опасение за жизнь родителей, они плохо адаптируются в детских коллективах 7) семья с кумиром- воспитание ребенка единственное что скрепляет отношения, забота о ребенке превращается в единственную силу, способствующую соединению семьи, как результат дети несамостоятельные, утрачивают активности, в общении со сверстниками не получают высоких оценок.8)семья-маскарад- родители ставят в ситуацию размытых требования и несогласованных действий,  у ребенка развивается недостаточная самооценка, мелькание масок вызывает чувство тревожности у ребенка 

18.Применение технических средств в процессе консультирования.

 Семейное  консультирование  –  это  одна   из   разновидностей   семейной психотерапии,  которая  имеет  свои   отличительные   признаки   и   границы терапевтического  вмешательства.   Семейное   консультирование   развивалось  параллельно с семейной  терапией,  взаимно  обогащая  друг  друга.  Основной целью, стоящей перед  семейным консультированием, является  изучение  проблемы члена или  членов семьи для изменения   взаимодействия  в  ней  и   обеспечения возможностей личностного  роста.

  Основные  принципы  и  правила  семейного   консультирования  сводятся   к следующим пунктам:

1.  Установление  контакта  и  присоединение   консультанта   к   клиентам. Достигается   с   помощью    соблюдения    конструктивной    дистанции, способствующей оптимальному  общению,  а  также  приемов   синхронизации мимики  и  дыхания   консультанта  и   консультируемого,   использования консультантом речевых  форм,  отражающих  доминирующую  репрезентативную систему того, кто сообщает о своей семейной  проблеме.

2. Сбор информации  о  проблеме  клиента  с   использованием  приемов  мета- моделирования (НЛП) и терапевтических  метафор. Чтобы достичь этой  цели, консультант может задавать  уточняющие вопросы типа: “Какого   результата Вы хотите достигнуть?”,  “Чего Вы хотите?”, “Попробуйте  сказать об  этом без  отрицательной   частицы  “нет”,  то  есть   словами,   описывающими положительный  результат”.

3. Обсуждение  психотерапевтического   контракта,  что  является  одной   из важнейших задач семейного  консультирования. На  этом  этапе   происходит обсуждение  того,  как  будет  распределяться   ответственность   между клиентом  и его консультантом. Например, консультант отвечает за условия  безопасности  семейного  консультирования,  за  технологии  доступа   к  разрешению  проблемы  клиента.  В  свою  очередь,   клиент   становится ответственным за  собственную активность, искренность  в желании изменить свое ролевое  поведение и так далее. После   успешного  прохождения  этой  фазы участники договариваются  о продолжительности работы,  длительности  проведения   одного   сеанса   и   периодичности  терапевтических встреч. Наконец,  обсуждаются условия оплаты,  а также санкции за нарушение  сторонами условий контракта.

4. Далее происходит  уточнение проблемы клиента, также  определяются ресурсы семьи в  целом и каждого ее  члена   в  отдельности.  Этому  способствуют  вопросы наподобие: “Как вы  раньше справлялись с трудностями?  Что вам  в этом  помогало?”,  “В  каких  ситуациях  вы  были  сильными?   Как   вы  использовали свою силу?”

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"