Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 00:51, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

Основы психологии семьи и семейное консультирование».docx

— 114.46 Кб (Скачать документ)

5. Проведение собственно  консультации.  Здесь  необходимо  укрепить  веру клиентов в успешность  и безопасность процедуры консультирования. С   участниками   консультирования    обсуждают положительные   и   отрицательные   стороны   сложившихся   стереотипов поведения, например, с помощью таких вопросов: “Что, по вашему  мнению, является самым  негативным в сложившейся ситуации? А что самое хорошее в этих  обстоятельствах?” Осуществляется  совместный поиск  новых   шаблонов поведения. Консультант  предлагает следующие вопросы:  “Чего  вы  еще  не делали, чтобы разрешить проблему? Как вели себя значимые для вас  люди, если оказывались в сходной ситуации? Смогли бы вы так  поступить?”  или “Что поможет  вам  совершить  такой  же  поступок?”  Консультант  может использовать приемы визуализации: клиенты, находясь в  трансе,  создают образ новой ситуации, фиксируя  при  этом  возникающие  кинестетические ощущения.

6.  “Экологическая  проверка”.   Консультант   предлагает   членам   семьи  представить себя в сходной  ситуации через 5-10 лет и   исследовать  свое состояние.

7.  Приближаясь   к  завершению  семейного   консультирования,   консультант  предпринимает усилия по “страхованию”  результатов. Это связано  с   тем,  что  клиенты  иногда  нуждаются  в  действиях,  помогающих  им  обрести уверенность  при освоении новых шаблонов  поведения. Они  могут  получить  от консультанта какое-нибудь  домашнее задание и приглашение   прийти  на повторную консультацию  спустя некоторое время для  обсуждения полученных результатов.

8. Отсоединение. 

   

19вопр.Добрачное  консультирование. Методологические  предпосылки работы (этапы). Для создания успешной семьи необходимо достигнуть физической зрелости, приобрести опыт общения с представителями противоположного пола, хотя бы частично психологически и материально не зависеть от генетической семьи. Важно выбрать подходящего брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.

При решении этих и других задач у молодых людей  могут возникнуть трудности, которые  «запрограммированы» возрастом, либо детерминированы моделями поведения  родителей, либо определяются индивидуально-психологическими особенностями личности, ее опытом в межличностных взаимоотношениях и т.д.

Главная задача информирования, или психологического просвещения, – устранение дефицита психологических знаний, необходимых молодым людям для эффективного взаимодействия с предбрачным, а в будущем брачным партнером. Конс-ие как информирование проводится в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий, выставок психол-ой литературы, просмотров и обсуждений видеофильмов с точки зрения психол-го анализа поведения действующих лиц. Активно применяется такая техника психотерапии, как кинотерапия. Просветительские консультации можно использовать в школах, студенческих аудиториях, центрах молодежи. В последнее время во многих ЗАГСах организуются молодежные группы, которым психолог рассказывает о психологии женщин и мужчин, об адаптации молодых супружеских пар в первый год семейной жизни и пр.

Человек, пришедший  в психол-ую консультацию по поводу выбора будущего супруга (супруги) и взаимоотношений с ним, редко имеет готовые вопросы, на которые хотел бы получить конкретные ответы. Клиент обычно ожидает, что консультант поможет ему выбрать подходящего будущего супруга, и надеется избежать разочарований и ошибок в семейной жизни. Получив подробные ответы на эти вопросы, психолог обобщает их и подводит итог первой встречи, имея уже четкое представление о том, с какой проблемой столкнулся клиент.

В психол-ую консультацию могут обращаться клиенты с проблемами личностного характера: трудности в общении, неуверенность и т.д. В работе с такими проблемами можно использовать методы системной, поведенческой психотерапии, краткосрочного консультирования А. Адлера и др.

Очень часто оказывается  полезным групповое психол-ое консультирование клиента (или предбрачной пары).

Преимущество групповой  психотерапии, по мнению К. Рудестама, состоит в том, что реакции, возникающие и прорабатываемые в контексте групповых взаимодействий, могут помочь в решении межличностных конфликтов вне группы. В дружественной и контролируемой обстановке можно усваивать новые навыки, экспериментировать с новыми типами поведения. Присутствие равноправных партнеров, а не только одного психолога, создает ощущение комфорта. У недостаточно уверенных в себе членов группы не возникает чувства, что на них оказывают давление, они чувствуют себя спокойней, ощущая поддержку и зная, что такие же проблемы есть у других

Практическая психология и психотерапия накопили большой  опыт работы с психокоррекционной группой. Это социально-психологический тренинг коммуникативных способностей, тренинг личностного роста, психодрама, гештальтгруппа, танцедвигательная терапия, группы тренинга и умений и др 
 
 
 

20Вопр.Проблема  доминирования в  семье. Способы  ее разрешения.

Лидерство в семейных отношениях

Мужчина - глава семьи. Такое утверждение во многих современных браках потеряло актуальность к сожалению или к счастью. Сегодняшние женщины в большинстве случаев работают, становятся финансово не зависимыми от мужей, при этом продолжают вести хозяйство и воспитывать детей. Взяв на себя все эти функции, некоторые женщины претендуют на лидерство в семье, желая принимать решения единолично.

Конечно, мужчину  такое положение, как правило, не устраивает и он старается отвоевать  свой статус "кормильца семьи". Насколько борьба будет яростной и открытой за главенство в семье  зависит от характеров супругов, их культуры общения и статуса в  семье.

Идеальным браком можно считать равное положение супругов с высокой культурой общения. Быть лидером это не значит морально подавлять партнера и самоутверждаться за его счет, это значит брать на себя ответственность за членов семьи, принимать решения и идти на компромиссы. При возникновении спорных вопросов супруги вполне могут договориться и согласиться благодаря этике и способности к анализу ситуации. Уступки в равной степени - это показатель лидерских черт, присущих сильным личностям, способных принять свою неправоту в некоторых вопросах. Поэтому когда в семье все разногласия решаются посредством обсуждения и на уступки идет каждый из супругов в равной степени, можно сказать что партнеры находятся в равных условиях и не существует явного лидера в семье.

Другая  модель взаимоотношений очень распространена в современных браках, когда женщина старается захватить место лидера в семье, причем делает это открыто и напролом. Зарабатывая наравне с мужем или больше, воспитывая детей и ведя домашний быт, женщина начинает подавлять партнера захватывая его область семейных обязанностей. В свою очередь сильный мужчина противостоит натиску, откуда возникают конфликтные ситуации, порой неразрешимые. В таких ситуациях, если супруги не обладают высокой культурой общения и для женщины лидерство становится одержимостью - конфликты неизбежны. Мужу придется доказывать свою значимость не на словах и стараться достичь равного статуса с супругой. Если же мужчина принимает такую ситуацию, сдает позиции и готов жить с лидером женщиной, то такие браки, как правило, долговечны и имеют место быть.

Семья, где каждый из супругов считает себя лидером и при этом не способны договориться между собой, это открытое поле боя и бесконечное перетягивание одеяла на себя. Предметом спора может быть любая тема и при несовпадении мнений развивается скандал. В такой семье не обязательно женщина превосходит мужа в финансовом плане, мощным мотивом борьбы за ведущую позицию может стать ребенок. В подавляющем большинстве союзов все вопросы связанные с воспитанием детей решает женщина, и поскольку ребенок является смыслом брака, как продолжение рода, жена берет на себя ведущую роль, исполняя самую важную миссию. Постепенно ссора входит в привычку и если ни одна сторона не сдает позиции, то семейная жизнь будет как на вулкане.

Существует понятие  официальный лидер и формальный. Проблемой многих семей является внутреннее Я каждого из супругов, которое не дает пойти на компромисс. Официальный лидер, как правило, мужчина, так уж сложилось исторически, но не всегда он является истинным ведущим партнером в семье. Искусство лидерства заключается в умении дать официальному лидеру иллюзию превосходства, в то время как неформальный лидер остается в тени, но на самом деле имеет силу и авторитет. Такую роль неформального лидера исполняют в основном женщины, которые дают мужчине ощущение ведущего в семье, который на самом деле является ведомым. Такой манерой поведения обладают люди, имеющие острый ум и адекватное внутреннее Я, которые позволяют управлять процессом оставаясь на позиции второго. Это сродни ситуации в рабочем коллективе, когда заместитель директора фактически управляет предприятием, но официальным лидером, несомненно, остается директор. Модель семьи с таким положением супругов очень удачная и в большинстве своем не конфликтная, но не всегда люди умеют так искусно управлять партнером.

Какой бы статус в  семье не имели партнеры, какие  бы не появлялись причины ссор, важно  уметь слушать и слышать и  работать над отношениями для  достижения общей цели - счастливого  брака. В гармоничной семье каждый из супругов доволен своим положением, а значит и совместная 

21.Вопр.Структура  семьи и системы  ее поддержания.

Структура семьи  подразумевает количество членов семьи, а также совокупность отношений  между ними. Анализируя структуру, можно  понять как осуществляется та или  иная функция семьи.

Принять выделять 2 типа семейной структуры.

1 Традиционная (расширенная)  структура семьи. Предполагается многопоколенная семья. В ней представлены более чем два поколения родственников. Эти семьи имеют ряд психологических многообразий.

А) Основная линия  отношений – это отношения  по вертикали, т.е. отношения кровного родства.

Б) Позиция власти. Старшее поколение определяет итоговое решение в семье, а младшие  должны подчиняться.

В) отношения очень  регламентированы, т.е. что можно, как  нужно себя вести и т.д. Мало спонтанности. Такие семьи редко распадаются.

Г) Решение вопроса  о распределении обязанностей, законностей  между мужчинами и женщинами. (Нравится, не нравится – делай. Вплоть до выхода из этой семьи.).

Д) Воспитание детей. Имеет место чёткое разделение воспитательных методов в зависимости от пола.

Е) Преимущественно  это сельские семьи, т.е. проживающие  в сельской местности.

2 Нуклеарная семья – это двухпоколенная семья, т.е. родители и их несовершеннолетние дети. Таким семьям характерно: проживание в больших городах, психологическое многообразие:

    - Это отношения  не кровного родства, т.е. отношения  между супругами.

    - Отношения эмоционально  насыщенные и нестабильные.

        В мировом  сообществе преобладает расширенная  семья, но идёт рост нуклеарных семей.

«смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

·         «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен 
 

22 вопр.Работа психолога-консультанта с родительско-юношескими конфликтам.

 Одна из наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться в консультационной работе, — жалобы родителей на трудности  во взаимоотношениях со своими взрослыми  детьми. Очень условно жалобы родителей на детей можно разделить на четыре группы: 1. Отсутствие контакта с детьми: непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение своей родительской ненужности, чуждости ребенку т.д. Для клиентов с такими проблемами характерны высказывания типа: "Я его (ее) совершенно не понимаю" или "Я ничего о ней не знаю, где она бывает, кто ее друзья" или "Он мне ничего о себе не рассказывает, не доверяет" и т.д.

 2. Неуважительное, резкое отношение детей к родителям,  постоянные ссоры и конфликты  с ними по пустякам. Для таких  жалоб характерны высказывания  типа: "Он постоянно мне грубит", или "Он абсолютно со мной не считается", "Он (она) ничего не хочет делать по дому, ни в чем не помогает".

 3. Тревога за  детей, вызванная тем, что они  живут не так, как должны  были бы, с точки зрения родителей.  Часто при этом родители воспринимают  своих детей как несчастных, неудачливых,  запутавшихся, одиноких и т.д., что  и служит поводом для обращения  в консультацию. 4. Проблемы, связанные  с нестандартным, отклоняющимся  поведением детей: "Моя дочь  употребляет наркотики, как можно  ей помочь бросить?", "Мой  сын — член шайки, занимающейся  спекуляцией и воровством, что  мне делать?"

 Первая задача консультанта — разобраться в  сути проблемы, понять, насколько претензии  и оценки родителя соответствуют  действительности, поставить свой диагноз  проблемы. Наиболее очевидный путь для этого — сбор конкретных фактов. а) выяснение того, насколько серьезна причина беспокойства родителя по поводу ребенка, иначе говоря, является ли ребенок "нормальным", т.е. являются ли его трудности, странности или особенности поведения проявлениями независимости, самостоятельности, представлениями о жизни, отличными от родительских, или в его поведении, высказываниях и реакциях действительно Присутствуют некоторые особенности, свидетельствующие о каких-либо психических и социальных отклонениях;

 б) понимание того, какова действительно позиция родителя по отношению к ребенку, что лежит  в основе прихода в консультацию — собственные проблемы или беспокойство за сына (дочь), стремление помочь ему (ей) или желание обрести помощь и  поддержку для себя и избавиться от собственных страхов, переживаний  вины, ненужности и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"