Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации у детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:10, дипломная работа

Описание

Цель исследования - дать теоретическое обоснование использования эвритмии как средства формирования сенсомоторной координации у детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования сенсомоторной координации детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 7
1.1. Формирование сенсомоторной координации как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формирования сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 19
1.3. Формирование сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 28
Вывод по главе 1 37
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 38
2.1. Изучение особенностей сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 38
2.2 Педагогический проект по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 53
Вывод по главе 2 66
Заключение 68
Список литературы 70

Работа состоит из  1 файл

ВКР Прокошева.docx

— 135.75 Кб (Скачать документ)

3. Неправильно изображенный элемент  рисунка (3 балла). Неправильно могут  быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше,  окно, труба. Причем если неправильно  нарисованы палочки, из которых  состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за  каждую неправильно изображенную  палочку, а за всю правую (левую)  часть забора целиком. То же  самое относится и к колечкам  дыма, выходящего из трубы, и  к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое  неправильное колечко, а за  весь неверно скопированный дым;  не за каждую неправильную  линию в штриховке, а за всю  штриховку в целом.

Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно  срисована правая часть, а левая  скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

4. Неправильное расположение деталей  в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).

5. Отклонение прямых линий более  чем на 30° от заданного направления  (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30 от горизонтальной линии.

6. Разрывы между линиями в  тех местах, где они должны  быть соединены (1 балл за каждый  разрыв). В том случае, если линии  штриховки на крыше не доходят  до линии крыши, 1 балл ставится  за всю штриховку в целом,  а не за каждую неверную  линию штриховки.

7. Залезание линий одна за  другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки  на крыше залезают за линии  крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается  как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем  выше полученная испытуемым суммарная  оценка. Но при интерпретации результатов  эксперимента необходимо учитывать  возраст испытуемого.[14, c. 22-25]

Анализ и обобщение результатов исследования.

Во время  проведения исследования фиксировалось  не только правильное исполнение рисунка, но и какой рукой рисует ребенок (правой или левой), как он работает с образцом (часто ли смотрит на образец, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти, быстро или медленно проводит линии, отвлекается ли во время работы, высказывания и вопросы во время рисования, сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом). Все результаты заносились в таблицу.

Таблица 2

Протокол  диагностического исследования по методике «Домик»

Имя ребенка

Особенности выполнения задания

Допущенные ошибки

Баллы

Алла П.

Рисует правой рукой, часто смотрит  на образец, сверяет сделанное с  образцом, медленно проводит линии, не отвлекается во время работы. В конце работы заметила неточность в рисунке и дорисовала крышу.

Отклонение прямых линий более  чем на 30° от заданного направления: перекос вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик  и крыша; изменение угла наклона  боковых линий крыши

1б.

Артем У.

Рисует правой рукой, часто смотрит  на образец, сверяет сделанное с  образцом, медленно проводит линии, не отвлекается во время работы.

Увеличение отдельных деталей  рисунка более чем в два  раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка.

3б.

Валера С.

Рисует правой рукой, часто смотрит  на образец, сверяет сделанное с  образцом, медленно проводит линии, не отвлекается во время работы.

Залезание линий одна за другую

1б.

Денис Б.

Рисует правой рукой, часто смотрит  на образец, сверяет сделанное с  образцом, медленно проводит линии, отвлекается  во время работы.

Отклонение  прямых линий более чем на 30°  от заданного направления: перекос  вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и  крыша; изменение угла наклона боковых  линий крыши.

Разрывы между линиями  в тех местах, где они должны быть соединены.

Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка: основание крыши по размеру соответствует  основанию домика, а не превышает  его (на образце крыша нависает над  домиком).

5б.

Коля И.

Рисует правой рукой, часто смотрит  на образец, сверяет сделанное с  образцом, быстро проводит линии, не отвлекается  во время работы.

Увеличение  отдельных деталей рисунка более  чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего  рисунка: увеличена в размере  крыша.

Разрывы между линиями  в тех местах, где они должны быть соединены.

Залезание линий одна за другую.

7б.

Рома Г.

Рисует правой рукой, часто смотрит  на образец, быстро проводит линии, не отвлекается во время работы, не сверяет рисунок с образцом после  окончания работы.

Неправильно изображенный элемент рисунка: неправильно нарисована правая часть забора.

 Залезание линий  одна за другую.

8б.


Проведенный анализ показывает, что 3 человека (Алла П., Артем У., Валера С.) умеют ориентироваться на образец, точно его копировать, сенсомоторные функции достаточно развиты. Они составляют 50% от общего числа исследуемых детей.

У 1 ребенка (Денис Б.) – 17% -выявлен средний уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Он также умеет срисовывать образец, но делает это с незначительными ошибками, сенсомоторная координация недостаточно хорошо развита. 2 дошкольника (Коля И., Рома Г.) имеют низкие оценки(33%). Дети не умеют ориентироваться на образец, точно его копировать, пространственное восприятие плохо развито, так же как и сенсомоторная координация.

  1. Методика «Ритмический рисунок звуков» (автор А. Лурия)

Цель: определить уровень умения оценивать ритмическую структуру, предъявляемую на слух, сформированность слухового восприятия.

Материал и оборудование: деревянные палочки или карандаши.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в барабанщиков. У каждого из нас есть деревянные палочки. Я буду стучать в определенном ритме, а ты за мной его будешь повторять». Ребенку предлагается простучать 3 ритма:

1 ритм: 1 удар – пауза - 1 удар – пауза  – 1 удар;

2 ритм: 1 удар – пауза – 2 удара –  пауза – 3 удара;

3 ритм: 3 удара – пауза – 1 удар –  пауза – 2 удара.

Оценка результата: оцениваются уровни выполнения:

  1. Высокий. Инструкция соблюдена полностью, не допущено ни одной ошибки.
  2. Средний. Допущена одна ошибка.
  3. Низкий. Допущено 2 и более ошибки.

В ходе диагностики  также фиксируется темп, с которым  ребенок воспроизводит задание.

Анализ и обобщение результатов.

Данные, полученные в ходе диагностического исследования, заносились в таблицу.

Таблица 3

Протокол  диагностического исследования по методике «Ритмический рисунок звуков»

Имя ребенка

Уровень выполнения

Характеристика уровня

Алла П

высокий

Инструкция соблюдена, все ритмы  воспроизведены правильно. Скорость выполнения низкая

Артем У

средний

В 3 ритме допустил ошибку (вместо одного раза простукал два). Скорость выполнения высокая

Валера С.

средний

Допустил одну ошибку в третьем задании (вместо двух ударов сделал четыре). Скорость выполнения низкая

Денис Б.

низкий

Ребенок допустил две ошибки в третьем  задании. Скорость выполнения низкая

Коля И.

низкий

Ребенок допустил две ошибки во втором и третьем задании. Скорость выполнения высокая.

Рома Г.

низкий

Ребенок правильно воспроизвел только первое задание. Остальные два выполнял спонтанно, не опираясь на инструкцию педагога. Скорость выполнения высокая


Проведенный анализ результатов, полученных в ходе диагностического исследования, показал, что только один ребенок (17%)имеет высокий уровень выполнения задания (Алла П.). При этом темп выполнения у девочки был низким.

Двое  детей (Артем У., Валера С.) показали средний уровень, допустив одну ошибку в выполнении заданий. Слуховое восприятие у них развито недостаточно. Они составляют 33% от общего числа обследуемых детей.

У троих  детей (Денис Б., Коля И., Рома Г.) низкий уровень. У них слуховое восприятие развито плохо, они не способны оценить структуру ритма, предъявляемую на слух.

Таким образом, проведенное психодиагностическое исследование выявило, что у испытуемых дошкольников с ДЦП наблюдается недостаточная координация пальцев рук, имеются нарушения общей и тонкой моторики. Сформированность зрительно-моторной координации находится на среднем и низком уровне. Выявлены нарушения в развитии слухового восприятия. Все эти показатели говорят о том, что сенсомоторная координация у испытуемых детей развита недостаточно.

 

2.2 Педагогический  проект по формированию сенсомоторной  координации детей дошкольного  возраста с детским церебральным  параличом посредством эвритмии

Детский церебральный паралич – заболевание, связанное с поражением головного  мозга. Типичным для данного заболевания  является изменение мышечного тонуса, которое в, свою очередь, приводит к  нарушению сенсомоторной координации. В связи с этим у детей возникает  искаженная модель восприятия не только окружающего мира, но и себя в  нем.

Проведенное нами психодиагностическое исследование показало, что у детей с диагнозом  ДЦП наблюдаются проблемы в развитии зрительной координации, имеются нарушения  слуховой координации, тонкой и общей  моторики. Это указывает на то, что у данной категории детей сенсомоторная координация развита недостаточно.

Данный  педагогический проект предназначен для  работы с детьми в возрасте 5-8 лет, имеющих диагноз детский церебральный паралич.

Цель педагогического проекта: формирование сенсомоторной координации дошкольников с ДЦП посредством эвритмии.

Основные задачи педагогического проекта.

  1. Побуждать ребенка к активной деятельности, обеспечение ситуации успеха.
  2. Способствовать формированию двигательных умений и навыков в процессе активного выполнения доступных игровых действий, практических действий с предметами, и постепенного включения в широкую практическую деятельность.
  3. Обеспечить формирование зрительной и слуховой координации.
  4. Развивать общую и тонкую моторику, двигательную координацию.

Вся работа по проекту осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Принцип природосообразности. Применяется для того, чтобы ребенок на занятиях мог пройти путь становления мышления от наглядно – образного к логически – абстрактному без навязывания ему определенных шаблонов действия, они приобретают свой опыт для раскрытия творческих проявлений и самореализации.
  2. Здоровьесберегающий принцип. Включает в себя использование всех сенсорных систем ребенка, что позволяет комплексно воздействовать на ребенка и способствует лучшему решению поставленных задач.
  3. Принцип развития творческого воображения. Предполагает создание таких ситуаций на занятии, которые позволяют ребенку выдумывать, фантазировать, в полной мере реализовывать свой творческий потенциал.
  4. Принцип формирования способности к содействию сопереживанию. Применение этого принципа позволяет ребенку в ходе проведения упражнений парами и / или подгруппами получать различные ощущения.

Основные методы и приемы, используемые в педагогическом проекте:

    1. показ движений педагогом или ребенком;
    2. символы-жесты;
    3. многократные закрепления движений и их последовательности;
    4. пальчиковые игры;
    5. «танцы» рук;
    6. прослушивание музыки и пропевание мелодии;
    7. прохлопывание и простукивание ритма;
    8. слово-напоминание, слово-сигнал, слово-указание;
    9. объяснение;
    10. поощрение;
    11. релаксация.

Данный  педагогический проект предусматривает  групповые занятия, продолжительностью 25-40 минут, в зависимости от физического и психологического состояния детей.

Структура занятий.

Каждое  занятие состоит из трех частей.

Первая часть - вводная. Включает в себя приветствие и игру (упражнение) для формирования положительного эмоционального настроя на занятие.

Цель: настроить  ребенка на рабочий лад установить эмоциональный контакт между  участниками занятия.

Вторая часть - основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.

Цель: формировать  у ребенка зрительную, слуховую координацию, развивать двигательную активность, общую и тонкую моторику, активизировать речь детей.

Информация о работе Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации у детей с ДЦП