Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации у детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:10, дипломная работа

Описание

Цель исследования - дать теоретическое обоснование использования эвритмии как средства формирования сенсомоторной координации у детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования сенсомоторной координации детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 7
1.1. Формирование сенсомоторной координации как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формирования сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 19
1.3. Формирование сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 28
Вывод по главе 1 37
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 38
2.1. Изучение особенностей сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 38
2.2 Педагогический проект по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 53
Вывод по главе 2 66
Заключение 68
Список литературы 70

Работа состоит из  1 файл

ВКР Прокошева.docx

— 135.75 Кб (Скачать документ)

Для каждой формы детского церебрального паралича характерны специфические нарушения речи. У детей с церебральным параличом выделяют следующие формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия, нарушения письменной речи. Речевые нарушения при ДЦП редко встречаются в изолированном виде. Например, наиболее частая форма речевой патологии — дизартрия — часто сочетается с задержкой речевого развития или реже — с алалией.

При ДЦП  отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных  систем. Патология зрения, слуха существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом[24, c. 37].

Около 25% детей с ДЦП имеют аномалии зрения. У них отмечаются нарушения зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз). Двигательная недостаточность мешает формированию зрительной координации. Такие особенности зрительного анализатора приводят к неполноценному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. У детей с ДЦП имеет место своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. У ребенка с ДЦП на оптический раздражитель возникает притормаживание общих движений. При этом отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции, то есть поворот головы в сторону источника света. У некоторых детей вместо ориентировочных реакций возникают защитно-оборонительные реакции: вздрагивание, плач, испуг.

И.И. Мамайчук было проведено исследование, которое показало, что зрительное прослеживание у детей с ДЦП формируется позднее нормально развивающихся детей и характеризуется фрагментарностью, скачкообразностью и ограничением поля зрения.  Также у детей с ДЦП затруднена перцептивная активность в силу двигательного дефекта: нарушения двигательных функций, а также мышечного аппарата глаз нарушают согласованные движения руки и глаза. Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями, у них нарушена зрительная координация, нет единства поля зрения и поля действия, что негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию предметной деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, конструирования, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навыков, развитие познавательной деятельности в целом. Зрительная координация при ДЦП формируется примерно к 4 годам [32, c.7].

Э.С. Калижнюк считает, что у детей с ДЦП нарушение зрительного восприятия (гнозиса) затрудняет узнавание усложненных вариантов предметных изображений (перечеркнутых, наложенных друг на друга, «зашумленных»). У некоторых детей часто долго сохраняется зрительный след от предыдущего изображения, что мешает дальнейшему восприятию. Наблюдается нечеткость восприятия картинок: одну и ту же картинку со знакомым предметом дети могут «узнавать» по-разному. Нарушение зрительного восприятия может быть связано с недостаточностью зрения, что нередко наблюдается у детей с ДЦП.

При ДЦП  также имеет место недостаточность слуховой координации. Такие дети затрудняются в определении дифференциации звуков, затрудняются в определении пространственной составляющей. У 20–25% детей наблюдается снижение слуха, особенно при гиперкинетической форме. В таких случаях особенно характерно снижение слуха на высокочастотные тона с сохранностью на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (к, с, ф, ш, в, т, п), затрудняется в их произношении (в речи пропускает их или заменяет другими звуками).

Нарушение двигательной, зрительной, слуховой координации, у детей с детским церебральным параличом приводит к тому, что формирование сенсомоторной координации происходит с большим опозданием. Все сказанное выше указывает на специфические условия интеллектуального и познавательного развития детей, страдающих ДЦП. Поэтому очень важна ранняя коррекционная помощь данной категории детей.

Эффективность коррекционных мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в  работе различных звеньев, то есть носить комплексный характер. При работе с данной категорией детей необходима стимуляция не только двигательной активности, но и речи, слуховой и зрительной координации. Именно по этой причине в последние годы в коррекционной работе с детьми с ДЦП стали использовать различные виды искусств.

 На  возможности искусства в коррекции  детей указывали зарубежные (Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли) и отечественные (Л.С.Выготский, А.И.Граборов, В.П.Кащенко и др.) представители педагогики и психологии. Процесс восприятия и обучения детей средствами искусства представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Занятия художественной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, способности различать цвет, форму, звуки, обеспечивает коррекцию двигательных нарушений.

Итак, детский  церебральный паралич является тяжелым заболеванием, при котором страдает не только двигательная функция, но и зрение, слух, речь. Это, в свою очередь, приводит к нарушению формирования сенсомоторной координации. Коррекция возможна при участии специалистов и использовании комплекса средств, которые одновременно будут стимулировать двигательную, зрительную, слуховую функции организма детей с ДЦП.

    1. Формирование сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии

Благотворное  влияние различных видов искусства  на жизнь и здоровье людей известно давно, в последние десятилетия  к ним стали настойчиво обращаться за помощью. Живопись, музыка, помогают людям приобрести психическую устойчивость и активность. Психотерапевтические и развивающие функции искусства  заключаются в самой его природе. Оно не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает уберечь  и защитить человека от того, что  мешает ему нормально развиваться, способно вселять надежду и укреплять  уверенность в себе, будить творческий потенциал человека.

В современной  педагогике и психологии последние  время активно применяются различные арт-терапевтические средства для улучшения процесса обучения и воспитания. Средство – способ действия для достижения определенной цели [14]. Одним из таких средств является эвритмия.

Эвритмия - искусство особого ритмичного движения, название которого восходит к древнегреческому искусству танца. В переводе с  греческого языка «ufythmia» - стройность, благозвучие, равномерность ритма в музыке, танцах и речи. Ритм понимается как качество живого организма. Она способна обучать ребенка чувству ритма, координации в пространстве, ловкости движения [37, c. 187].

Первое  упоминание эвритмии можно найти  в трудах Пифагора (VI в. до н.э.). В них он описывает эвритмию как способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности - пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого.

Эвритмия, как педагогический и психологический термин, появляется в начале XX в. в Европе (в Швейцарии, Германии). Это один из способов выражения музыкального и поэтического в движении и пространстве, основы которого были разработаны Р. Штейнером, немецким философом и мыслителем. Отмечая пограничное положение эвритмического движениям между пантомимой и танцем, Р. Штейнер указывал на циклический, эстетический и гигиенический аспекты. Говоря о дидактическом аспекте, он подчёркивает, что душа человека раскрывается в движениях в силу своей связанности с телом. «Эстетический элемент выражает художественность движения. Гигиеническое воздействие эвритмии заключено в оздоровлении психосоматической организации человека: поскольку физическое тело приведено в соответствие с миром движения и здоровая подвижность обращена на дидактику, становится возможным оздоровляющее воздействие на физический организм и на душевную организацию человека» [36, c. 56].

В России эвритмия появилась до революции. Такие  выдающиеся деятели отечественной  культуры, как поэты А. Белый и  М. Волошин, его супруга художница  М. Сабашникова и др., находились у истоков возникновения этого  искусства и упоминают об истории  его создания и силе воздействия  в своих художественных произведениях. М. Сабашникова развивала эвритмическое  движение в 1920-х гг. в Москве. В  эти же годы участники МХАТ-овской студии под руководством М. Чехова изучали эвритмию как часть актерского тренинга с целью сделать жест более выразительным и создать особую атмосферу взаимодействия между пространством зрительного зала и сценой. Однако политические изменения привели к общественному забвению эвритмии в России. Возрождение эвритмии как терапевтического и художественного движения началось в 1990-х гг. в Москве и Санкт-Петербурге. Она является основным предметом в вальфдорских школах и детских садах [45].

Эвритмия  является одним из своеобразных средств активной терапии, в котором специально подобранные методы и методики, направлены на преодоление недостатков сенсомоторной, двигательной, познавательной и сферы детей средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова [27, c. 169]. Она включает в себя элементы танца, логоритимики, танцетерапии, психогимнастики. Основной целью эвритмического занятия являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка. Оно помогает вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизирует двигательную и речевую активность, а также способствует формированию сенсомоторной координации.

Формирование  эвритмического движения (жеста) заключается  в осознанном вырабатывании так  называемых сложносочинённых состояний, возникших, например, на основании музыкального или литературного произведения и их визуализация, которая под  влиянием собственных смысловых  форм (символических форм) с ярко выраженными новыми признаками синестезии, воздействует на зрителя своими специфическими средствами выразительности. Важно, что всякое производимое эвритмистом движение, должно быть «предвосхищено» звуку (ноте, слову). Тогда зримо звук и жест «прозвучат» одновременно. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить [5, c. 43].

Предметом эвритмического произведения является не только музыка, но и текст. Считается, что в создании целостности текста важную роль играет его горизонтальная структура, создаваемая формальными и смысловыми связями, которые также могут быть представлены в формальных обозначениях. Поскольку, в языке, например, формальная связанность текста достигается с помощью различных языковых средств: союзов, повторов, слов-заместителей, согласования временных и иных форм сменяющих друг друга в течение времени (в музыке - пауз или звуков, аккордов, перекличек, повторов, тембров и т.п.; в кино - кадров со всеми составляющими; в театре - мизансценами, световой и цветовой гаммой, звуковым фоном, речью и т.д.), то становится неоспоримым, что горизонтальность структуры эвритмии обеспечивается её линейной протекаемостью во времени, а именно, когда формальные единицы замещают друг друга по истечении- времени, которое, как бы отводится на восприятие предыдущих [42, c. 142]. В искусстве эти виды называются «временными», т.е. воспринимаемыми во времени, в отличие от живописи и архитектуры, воспринимаемой в пространстве (театр, например, как и эвритмическое искусство относится к пространственно-временному искусству).

Особой категорией исследуемого вида творчества является так называемое эвритмическое пространство, в котором  должна проявиться вся пластическая выразительность тела. Необходимо научиться  «лепить»- из пространства объёмные, «звучащие» жесты, наполненные смыслом и  несущие этот смысл зрителю. Подобно  скульптору, воспринимающему действительность во всём богатстве форм; эвритмист  сублимирует пространство в жесты, «изменяя» его, перемещаясь в  нём, используя все элементы его внутренней структуры [39, c. 491].

При таких обстоятельствах, форма движения эвритмиста графически выражается непрерывной (округлой или угловатой, в зависимости от выражаемого произведения) линией (далее - «форма»), по границам которой движется артист (если исполнителей более одного, целесообразно для, каждого изображать линию движения разными цветами). Что же касается жестов, которые исполняются в процессе следования заявленной постановщиком «форме», то они, как было выше указано, являют из себя визуализацию звуков, то есть обертоно-унтертоновых (музыкальных) или акустико-артикуляционных (вербальных) и цветов вообще, в зависимости от того, какое произведение положено в основание исполняемой эвритмической композиции.

Из всего вытекает, что  эвритмическое движение — это  синтез «формы», звука, жеста. Однако же эти синтетические жесты не самопроизвольны, а именно, за каждыми звуками и  цветами закреплены свои специфические  символы, дающие в совокупности картину  системы, сравнимой с системой знаков-нот, алфавитом, спектром.

На сегодняшний день выделяют три вида эвритмии:

  1. речевая эвритмия;
  2. музыкальная эвритмия;
  3. лечебная эвритмия.

Речевая эвритмия. Речь – это порождение всего существования человека. Когда ребёнок проговаривает звуки, он совершает невидимый волевой поступок, который в эвритмии получает зримое выражение. Сочетание движения, закрепленного речью или же речь, подкрепленная двигательным актом помогают сформировать у ребенка скоординированную работу мышц тела.

Данный вид эвритмии очень важен  для детей, страдающих ДЦП. Нарушения  речи, которые наблюдаются у данной категории детей, требуют особого  подхода. Используемые в речевой  эвритмии элементы логоритмических занятий в сочетании с музыкой, помогают расслабиться, снять мышечные зажимы. Это приводит к развитию речевого общения, улучшению разборчивости речи, нормализации тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.

Информация о работе Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации у детей с ДЦП