Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации у детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:10, дипломная работа

Описание

Цель исследования - дать теоретическое обоснование использования эвритмии как средства формирования сенсомоторной координации у детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования сенсомоторной координации детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 7
1.1. Формирование сенсомоторной координации как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формирования сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 19
1.3. Формирование сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 28
Вывод по главе 1 37
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 38
2.1. Изучение особенностей сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 38
2.2 Педагогический проект по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 53
Вывод по главе 2 66
Заключение 68
Список литературы 70

Работа состоит из  1 файл

ВКР Прокошева.docx

— 135.75 Кб (Скачать документ)

Второй  важный момент формирования сенсомоторной координации - формирование пространственного движения. Первоначально движение состоит из цепочки отдельных движений, каждое из которых имеет свои когнитивные и исполнительные блоки. Смысл этих разрозненных, прощупывающих микродействий заключается в активности построения двигательного образа и выработке адекватных внутренних средств деятельности. Потом движения объединяются в одно целостное слитное действие с единой системой программирования и коррекции. Это качественная перестройка обеспечивает увеличение скорости и точности движений.

Б.Г. Ананьев, В.А. Кручинин, И.С. Якиманская и другие исследователи, рассматривающие данную проблему, подчеркивают в своих работах универсальное значение сенсомоторной координации для всех сторон деятельности человека. Ее универсальность для человека связана с тем, что она «... является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности» [2, c. 5]. Но в то же время, данными авторами подчеркивается, что развитие сенсомоторной координации имеет очень низкий уровень, наравне с техническим мышлением и координацией движения обеих рук [1, c. 230].

Б.Г. Ананьев обращал внимание на роль сенсомоторной координации  в познании и деятельности, отмечая, что человек как субъект труда, общения и познания пользуется многообразным  аппаратом сенсомоторных и речемыслительных функций, обеспечивающих чувственно-образное и логическое отражение действительности и все её активное преобразование [3, c. 184].

У различных  авторов термин «сенсомоторная координация» приобретает различное смысловое наполнение: это объективизация всех форм психического отражения через мышечные движения (В.В. Никандров); объективное восприятие человеком всех форм психического отражения, начиная с ощущения и заканчивая сложными формами интеллектуальной активности (Е.Н. Сурков); основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоциональномоторных реакциях и актах (К.К. Платонов); способность человека отражать объективную информацию о своей двигательной деятельности, точно контролировать свои движения и эффективно управлять ими (В.П. Озеров).

К.К. Платонов в своих работах выделил две  подструктуры сенсомоторики человека - сложнокоординированные и многопараметрические движения. В их структуре автором представлены единство пространственных, временных, силовых компонентов, а также многообразные виды сенсомоторных реакций человека [30, c. 86].

В.П. Озеров, исследовав в своих трудах сенсомоторные способности человека, делает вывод о том, что сенсомоторная координация является сложной функциональной системой, состоящей из сенсорной, моторной и когнитивно-мыслительной подсистем управления сложной двигательной деятельностью [28, c. 179].

Е.П. Ильин  считает, что использование термина  «сенсомоторная координация» оправдано в том случае, когда изучается не только физиологическая сторона двигательных способностей, но и психологические механизмы их проявлений (волевое усилие, процессы переработки информации при сенсомоторных реакциях, глазомерные функции при точных баллистических движениях и т.п.). При этом не соглашается с В.П.Озеровым в том, что в сенсомоторную координацию включаются и интеллектуальные (когнитивно-мыслительные) способности человека. В этом случае, по мнению Е.П. Ильина, наблюдается расширительный подход к пониманию сенсомоторной координации [19, c. 212].

У западных исследователей, напротив, слишком  узкое понимание психомоторики. Например, Р. Кеттел к первичным признакам сенсомоторной координации относит только координированность и ловкость рук, а К.Паулик добавил тремор, теппинг, скорость реакции, прицеливание.

Ж. Пиаже  определил, что сенсомоторная координация  является первой стадией развития интеллекта. Он выделил шесть стадий сенсомоторного развития и обратил внимание на то, что сенсомоторный интеллект  по своей структуре представляет собой систему последовательно  связанных схем движений, которая приводит к определённой логике действия. Сенсомоторное развитие начинается в неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной осознанной сенсомоторной деятельности, под которой понимается целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий [30, c.133].

Сенсомоторная координация – это согласованные действия рук и глаз [6, с.241]. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности.

Понятие сенсомоторной координации  связано с понятием сенсомоторика.

Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации [43, с.354].

Движения  человека связаны с восприятиями, в ответ на которые они совершаются  и которыми уточняются. Все, что определяет ощущения, восприятия, т.е. воздействует на анализаторы и определяет ответные действия, называется сенсорным полем, а все то, на что человек действует  своими движениями, называется моторным полем [7, с.38].

Связь восприятия и ответного движения в деятельности может осуществляться в различных  формах сенсомоторных процессов, в  которых различают четыре психических акта: [7, с.51] 1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия; 2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда с различием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Наиболее  сложный и вместе с тем наиболее типичный для деятельности психомоторный  процесс – сенсомоторная координация, при которой динамичен не только воспринимаемый раздражитель, как при  реакции на движущийся объект, но и  сама реализация двигательного действия. Иначе говоря, при сенсомоторной  координации непрерывно как восприятие, так и движение, причем движение регулируется восприятием его результатов, результат движения непрерывно сверяется  с заданием.

В основу сенсомоторной координации входят три компонента: зрительная координация, слуховая координация, двигательная координация.

Одним из основных компонентов сенсомоторной координации является двигательная координация. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов. На начальных стадиях управление осуществляется прежде всего, за счет активной статической фиксации этих органов, затем – за счет коротких фазических импульсов, которые направляются в необходимый момент к определенной мышце. Наконец, на заключительных стадиях формирования навыка происходит уже использование возникающих инерционных движений, направляемых теперь на решение задач. В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных движений без продуцирования особых импульсов для коррекции. [25, с.93]

Двигательная координация может достигать высокого уровня совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные движения (двигательные действия), как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и многое другое.

От состояния двигательной сферы  и соответственно возможностей в  овладении теми или иными движениями, моторными актами, двигательной деятельностью  в целом очень многое зависит  в жизни человека: от развития жизненно необходимых способов передвижения (лазанье, ходьба, бег и др.) и формирования элементарных навыков самообслуживания в раннем и дошкольном детстве  до овладения учебно-трудовой деятельностью  в школьном возрасте и, наконец, выбора в будущем желаемой профессии, требующей высокого уровня координации движений.

Двигательная функциональная система  оказывает благотворное влияние  на весь организм, и особенно на деятельность мозга. Доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.

По мнению психологов, развитие личности осуществляется в деятельности [7, с.186]. Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. А его игровая деятельность выражается прежде всего в движениях: в манипуляциях игрушками, во взаимодействии со взрослыми, детьми, с окружающими предметами. Первые представления о мире, его предметах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в его мозг, тем интенсивнее идет психическое развитие. Познание окружающего посредством движений более всего характеризует психологические и возрастные особенности детей первых трех лет жизни. Вот почему детям этого возраста особенно необходима двигательная активность. Соответствие показателей развития основных движений возрастным нормам — одно из свидетельств правильного нервно-психического развития ребенка в раннем возрасте.

Многие известные педагоги отмечают, что движения являются важным средством  не только развития, но и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности [7, с.188]. С помощью собственных движений, сопровождаемых соответствующими словами взрослых, ребенок познает окружающий его предметный мир, выражает свое отношение к нему, учится целенаправленно действовать в нем. Именно в движениях начинают просматриваться первые ростки смелости, решительности, выносливости, настойчивости маленького ребенка, которые в будущем станут формой проявления этих и других важных качеств личности. В играх с движениями и правилами ребенок приобретает навыки человеческого общения, осваивает опыт социального поведения.

Движения, двигательная активность являются не только фундаментом настоящего и  будущего здоровья и физического  развития ребенка, но и представляют собой условие и средство его  общего и психического развития, формирования его как личности. Совершенствование  движений заключается в развитии его основных характеристик: выразительности, ловкости, плавности и координации.

Достаточный уровень двигательной активности ребенка, удовлетворение его  потребности в движениях обеспечивается за счет правильной организации двигательного  режима в детском саду, в школе  и дома. В детских учреждениях  такой режим обеспечивается особым распорядком дня, в котором предусматривается  время для разнообразных видов  занятий по развитию двигательной сферы  детей. К сожалению, не всегда, особенно в условиях школы, дети имеют возможность  получить достаточный уровень двигательной (моторной) нагрузки. Это не позволяет  им в полной мере удовлетворять свои физиологические потребности в  движении и приводит к несовершенству движений.

Несовершенство движений может  проявляться во всех компонентах  моторики: в общей, в лицевой и  речевой, а также в мелких движениях  кистей и пальцев рук. Несформированность общей моторики (движения руками, ногами, туловищем и т.д.) проявляется в виде плохой координации частей тела при выполнении сложных движений, их недостаточной точности и ловкости (неуклюжести), в выраженных затруднениях при выполнении физкультурных упражнений по показу или словесной инструкции. Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости, невнятности, смазанности речи. Недостаточность координации пальцев рук, т.е. несовершенство тонкой моторики проявляется в умении одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, ленты и т.д.

Еще одним  компонентом сенсомоторной координации  является зрительная координация. Зрительная координация — это процесс, в результате которого осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительная координация, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

Зрительная координация — комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия.

Зрительные  образы, как и любые психические образы, многомерны и сложны, они включают три уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический уровень. Точность и действенность зрительной координации, сохранение зрительного образа в памяти определяют в конечном счете эффективность формирования навыков письма и чтения. Нарушения зрительной координации ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов и др. При этом следует отметить, что несформированность зрительной координации зачастую заключается в том, что это дефицит не отдельно взятой зрительной или моторной функции, а дефицит интегративного взаимодействия этих функций.

Недостаточное развитие зрительной координации ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования. В этом процессе большую роль играет глазодвигательная система — быстрота, точность глазодвигательных реакций, способность к конвергенции взора обоих глаз, бинокулярное зрение. Глазодвигательная система участвует в анализе и оценке последующих изменений таких пространственных свойств, как положение объектов в поле зрения, величина и удаленность объектов, их движения, различные соотношения между объектами.

Информация о работе Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации у детей с ДЦП