Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации у детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:10, дипломная работа

Описание

Цель исследования - дать теоретическое обоснование использования эвритмии как средства формирования сенсомоторной координации у детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования сенсомоторной координации детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 7
1.1. Формирование сенсомоторной координации как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формирования сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 19
1.3. Формирование сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 28
Вывод по главе 1 37
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 38
2.1. Изучение особенностей сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 38
2.2 Педагогический проект по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 53
Вывод по главе 2 66
Заключение 68
Список литературы 70

Работа состоит из  1 файл

ВКР Прокошева.docx

— 135.75 Кб (Скачать документ)

Третья часть – завершающая. Включает в себя ритуал прощанья. Основной целью этой части занятия является создание перспективы для сохранения положительного эмоционального  настроения по проведению занятий.

Условия реализации педагогического  проекта:

Занятия рекомендуется проводить в специально оборудованном, зонированном помещении:

  • зона с мягким покрытием,
  • зона для расслабления,
  • зона для занятий.

Проект  рассчитан на реабилитационный период 9 месяца. Согласно плану она включает в себя 6 занятий, которые составлены с учетом сезонов и повторяются по плану 1 раз в неделю (4-5 раз в месяц).

Все занятия  данного педагогического проекта имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: гимнастика, упражнения по теме, развивающая игра. С каждым занятием задания несколько усложняются, увеличивается объем материала. Тем самым достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод ее в непосредственный актив, т.е. в зону актуального развития.

Занятия построены таким образом, что  один вид деятельности сменяется  другим. Это позволяет сделать  работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря переключениям с одного вида деятельности на другой.

Тематический  план

Тема занятия

Цель занятия

Количество часов

Месяц

«Солнышко и дождик»

Формирование чувства темпа и ритма движений, ориентации; коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног; формирование творческого начала

4

сентябрь

«Разноцветный ветер»

Развитие чувства ритма, координации, равновесия; формирование коммуникативных  навыков; выражение и реализация творческих замыслов детей в создании образа ветра.

4

октябрь

«До свидания, птицы»

Формирование зрительного и слухового  восприятия; развитие координации движений; активизация речи детей; развитие общей  и мелкой моторики

5

ноябрь

«Зима в лесу»

Развитие чувства ритма, координации, формирование творческого начала, развитие слуховой координации, зрительной координации

4

декабрь

«Рукавичка»

Формирование чувства темпа и ритма движений, ориентации; коррекция координации движений рук  и ног; формирование зрительного и слухового восприятия; реализация творческих замыслов детей.

4

январь

«Как снеговики солнце искали»

Формирование зрительной, слуховой координации; развитие двигательной активности; развитие воображения; формирование коммуникативных  навыков.

4

февраль

«Весеннее солнышко»

Формировать умение соотносить музыку и текст с движением, развивать чувство ритма, координацию движения; активизация речи

5

март

«Весенний ручеек»

Развитие чувства ритма, координации, равновесия; формирование коммуникативных  навыков; выражение и реализация творческих замыслов детей

4

апрель

«Утренние лучи»

Формировать умение соотносить музыку и текст с движением; Формирование чувства темпа и ритма движений, ориентации; коррекция координации движений рук  и ног; формирование зрительного и слухового восприятия.

4

май

Итого

 

38 ч.

 

 

Содержание  занятий.

Занятие 1. «Солнышко и дождик»

Цель: Формирование чувства темпа и ритма движений, ориентации; коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног; формирование творческого начала.

Содержание:

    1. Пальчиковая игра «Прогулка»

Формировать положительный настрой на занятие; развивать тонкую моторику рук, координацию движений.

    1. Двигательная игра «Ноги и ножки»

Формировать общую моторику; формировать чувство ритма.

    1. Слушание фонограммы с шумом дождя

Развивать слуховое восприятие, развивать умение определять ритм музыки.

    1. Музыкальная импровизация «Дождики»

Развивать общую моторику, двигательную активность; развивать чувство ритма и темпа; формировать творческое начало.

    1. Эвритмическое упражнение «Солнышко»

Развивать умение совершать движения согласно тексту, формировать координацию движений, создавать атмосферу покоя.

Занятие 2. «Разноцветный ветер»

Цель: Развитие чувства ритма, координации, равновесия; формирование коммуникативных навыков; выражение и реализация творческих замыслов детей в создании образа ветра.

Содержание:

    1. Двигательное упражнение «Дыхание ветра»

Формировать у детей положительный настрой на занятие; развивать общую моторику, координацию движений.

    1. Эвритмическое упражнений «Разноцветный фейерверк»

Учить переводить стихотворную форму в движение; развивать двигательную активность; формировать зрительную и моторную координацию.

    1. Слушание музыкальной фонограммы, имитирующей шум ветра

Развивать слуховое восприятие, развивать умение определять ритм музыки.

    1. Музыкально-двигательная импровизация «Разноцветный ветер»

Развивать общую моторику, двигательную активность; развивать чувство ритма и темпа; формировать творческое начало.

    1. Игра малой подвижности «Ветер»

Формировать двигательную координацию; создавать атмосферу покоя; формировать положительный настрой для дальнейших занятий.

Занятие 3. «До свидания, птицы»

Цель: Формирование зрительного и слухового восприятия; развитие координации движений; активизация речи детей; развитие общей и мелкой моторики.

Содержание:

    1. Упражнение «Глазки, мои глазки»

Формировать положительный настрой на занятие; развивать умение ориентироваться в географии тела; учить соотносить слова и движение.

    1. Упражнение малой подвижности «Перелетные птицы»

Развивать двигательную активность; формировать зрительную и двигательную координацию.

    1. Прослушивание фонограммы с голосами птиц

Развивать слуховую координацию; формировать умение определять птиц по голосу.

    1. Музыкально-двигательная импровизация «Птицы»

Развивать общую моторику, двигательную активность; развивать чувство ритма и темпа; формировать творческое начало.

    1. Пальчиковая игра «Птичка»

Развивать тонкую моторику; создавать атмосферу покоя.

Занятие 4. «Зима в лесу»

Цель: Развитие чувства ритма, координации, формирование творческого начала, развитие слуховой координации, зрительной координации

Содержание:

    1. Упражнение «Валенки»

Создавать положительный настрой на занятие; развивать координацию движений.

    1. Игра малой подвижности «Снежок»

Формировать умение переводить стихотворную форму в движение; развивать зрительную, слуховую, двигательную координацию.

    1. Ритмическая игра «Звери в лесу»

Учить определять ритм музыки, воспроизводить ритм с помощью простых музыкальных инструментов; развивать слуховое восприятие.

    1. Музыкально- двигательная импровизация «Кто по лесу идет»

Развивать общую моторику, двигательную активность; развивать чувство ритма и темпа; формировать творческое начало.

    1. Упражнение «Мороз в лесу»

Формировать умение воспроизводить движение согласно тексту; развивать двигательную координацию, слуховое восприятие; создавать атмосферу покоя.

Занятие 5. « Рукавичка» (по сюжету русской народной сказки)

Цель: Формирование чувства темпа и ритма движений, ориентации; коррекция координации движений рук  и ног; формирование зрительного и слухового восприятия; реализация творческих замыслов детей.

Содержание:

    1. Упражнение малой подвижности «Вдоль по улице»

Формировать умение переводить стихотворную форму в движение; развивать зрительную, слуховую, двигательную координацию; создавать положительный настрой на занятие.

  1. Слушание музыкальной фонограммы, имитирующей бег мышки и лягушки.

Развивать слуховое восприятие, формировать умение определять ритм музыки.

    1. Подвижная игра «Зайка серенький»

Развивать двигательную координацию, формировать умение действовать по показу.

    1. Музыкально-двигательная импровизация «Лесные звери»

Развивать общую моторику, двигательную активность; формировать чувства ритма и темпа, творческое начало.

    1. Упражнение «Дорога домой»

Формировать двигательную координацию; создавать атмосферу покоя; формировать положительный настрой для дальнейших занятий.

Занятие 6. «Как снеговики солнце искали» (по мотивам румынской сказки «Солнце и снежные человечки» М. Кремене)

Цель: Формирование зрительной, слуховой координации; развитие двигательной активности; развитие воображения; формирование коммуникативных навыков.

Содержание:

    1. Упражнение «Снеговик»

Формировать положительный настрой на занятие; развивать координацию движений; обучать элементам самомассажа.

    1. Игра «Шагают снеговики»

Формировать умение определять ритм и темп мелодии, воспроизводить ритм на простых музыкальных инструментах; развивать слуховое восприятие.

    1. Упражнение «Дятел»

Развивать зрительное восприятие; формировать умение с помощью эвритмических движений передавать образ птицы.

  1. Музыкально-двигательная импровизация «Танец снеговиков»

Развивать умение выражать музыку через движение, развивать двигательную активности, слуховое восприятие.

  1. Упражнение «Поехали на Север»

Формировать умение ориентироваться в географии тела, развивать двигательную координацию; создавать атмосферу покоя.

Занятие 7. «Весеннее солнышко»

Цель: Формировать умение соотносить музыку и текст с движением, развивать чувство ритма, координацию движения; активизация речи.

Содержание:

    1. Упражнение «Большие и маленькие»

Развивать тонкую моторику; формировать слуховую и двигательную координацию.

    1. Упражнение «Солнечные зайчики»

Формировать умение передавать стихотворную форму через движение; развивать двигательную активность.

    1. Упражнение «Сосульки»

Формировать умение определять ритм и темп мелодии, воспроизводить ритм на простых музыкальных инструментах; развивать слуховое восприятие.

    1. Музыкально-двигательная импровизация «Воронята»

Развивать умение выражать музыку через движение, развивать двигательную активность, формировать умение с помощью эвритмических движений передавать образ птицы.

    1. Пальчиковая игра «Воробей»

Развивать тонкую моторику рук, обучать элементам самомассажа; создавать атмосферу покоя.

Занятие 8. «Весенний ручеек»

Цель: Развитие чувства ритма, координации, равновесия; формирование коммуникативных навыков; выражение и реализация творческих замыслов детей.

Содержание:

    1. Упражнение «Потягушки»

Формировать зрительную и двигательную координацию; создавать доверительную атмосферу.

    1. Упражнение «Веселый ручеек»

Формировать умение определять ритм и темп мелодии, воспроизводить ритм на простых музыкальных инструментах; развивать слуховое восприятие.

    1. Музыкальная игра «Белочки и лисички»

Формировать тембровый слух, развивать чувства ритма; формировать слуховую и двигательную координацию.

Информация о работе Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации у детей с ДЦП