Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации у детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:10, дипломная работа

Описание

Цель исследования - дать теоретическое обоснование использования эвритмии как средства формирования сенсомоторной координации у детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования сенсомоторной координации детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 7
1.1. Формирование сенсомоторной координации как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формирования сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 19
1.3. Формирование сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 28
Вывод по главе 1 37
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 38
2.1. Изучение особенностей сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 38
2.2 Педагогический проект по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 53
Вывод по главе 2 66
Заключение 68
Список литературы 70

Работа состоит из  1 файл

ВКР Прокошева.docx

— 135.75 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная  социально-педагогическая академия»

Институт психолого-педагогического  образования

Кафедра возрастной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

ЭВРИТМИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

Исполнитель:

студентка 333 гр. ОЗО ИППО

Прокошева Наталья Владимировна,

Руководитель:

старший преподаватель

 кафедры   ВПиП

Храмкова Елена Юрьевна

 

 

 

 

Нижний  Тагил

2012

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования сенсомоторной координации детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 7

1.1. Формирование сенсомоторной координации как психолого-педагогическая проблема 7

1.2. Особенности формирования сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 19

1.3. Формирование сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 28

Вывод по главе 1 37

Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 38

2.1. Изучение особенностей сенсомоторной  координации дошкольников с детским  церебральным параличом 38

2.2 Педагогический проект по формированию  сенсомоторной координации детей  дошкольного возраста с детским  церебральным параличом посредством  эвритмии 53

Вывод по главе 2 66

Заключение 68

Список литературы 70

Приложение

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность проблемы. В настоящее время внимание значительной части педагогов, психологов привлечено к проблемам физического и психического развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что дошкольный период является периодом наиболее важным с точки зрения наиболее интенсивного развития, периодом формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. Оттого, как и в каких условиях будет протекать физическое и психическое развитие ребенка во многом зависит его будущее. Вместе с тем, в настоящее время на первое место выходит проблема нарушений психического и физического развития ребенка, имеющая многочисленные причины. Наиболее распространенной и тяжелой формой нарушения психомоторного развития является детский церебральный паралич (ДЦП). По данным на 2010 год, в России насчитывалось свыше 85 тысяч детей, больных детским церебральным параличом. Из них 71 тысяча 429 детей в возрасте 0-14 лет и 13 тысяч 655 детей с таким диагнозом в возрасте 15-17 лет [46].

У детей с детским церебральным параличом, прежде всего, выключена из деятельности важнейшая функциональная система - двигательная. Выраженная двигательная патология, нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью, является одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта у детей с данным заболеванием. Своевременная и адекватная психолого-педагогическая помощь является необходимым условием коррекции их состояния и дальнейшей социализации.

В исследованиях отечественных  и зарубежных специалистов отмечается замедленное развитие сенсомоторной функций у детей с церебральным параличом, особенно на ранних этапах постнатального онтогенеза (Бадалян Л.О., Мастюкова Е.М., Семенова К.А.). Специальные психологические исследования особенностей развития сенсорных, когнитивных и интеллектуальных процессов при ДЦП в зарубежной и отечественной литературе представлены крайне недостаточно. Ряд авторов связывают нарушения познавательных процессов при ДЦП с недоразвитием моторики (Данилова Л.А., Ипполитова М.В., Мамайчук И.И.). В исследованиях других авторов подчеркивается, что нарушения восприятия предметов, зрительно-пространственной ориентации при ДЦП обусловлено двигательной недостаточностью, и с увеличением степени тяжести дефекта эти нарушения более выражены. Данные авторы указывают, что нарушение функций восприятия предметов, зрительно-пространственной ориентации при ДЦП характеризуется двигательной недостаточностью церебрально-органического происхождения (Мастюкова Е.М., Симонов П.В.).

Эффективность использования эвритмии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста подтверждается широким спектром работ - Р. Штейнер, Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин, И.М.Гринева и др. Все они отмечают положительное воздействие таких занятий как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека. Эвритмия активизирует сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействует на формирование речи, игры. Но все исследования данных авторов основываются на работе с нормально развивающимися детьми.

Таким образом, формирование сенсомоторной координации при детском церебральном параличе в литературе представлены недостаточно. С одной стороны, не определены и не описаны средства, влияющие на формирование сенсомоторной координации у детей с детским церебральным параличом, а с другой, не выявлена результативность эвритмии в формировании сенсомоторной координации у детей дошкольного возраста с ДЦП. Отсюда можно выделить противоречие между значимостью формирования сенсомоторной координации у дошкольников с детским церебральным параличом и недостаточным использованием эвритмии в этом процессе.

Проблема исследования заключается в поиске условий использования эвритмии как средства формирования сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом.

Актуальность  исследования и выявленные противоречия определили выбор темы: «Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом».

Объект исследования: сенсомоторная координация дошкольников с детским церебральным параличом.

Предмет исследования: эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Цель исследования -  дать теоретическое обоснование использования эвритмии как средства формирования сенсомоторной координации у детей.

Гипотеза: вероятно, эффективность формирования сенсомоторной координации детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом средствами эвритмии будет выше, если:

  • реализовать комплексный характер коррекционной работы;
  • обеспечить соответствующую развивающую среду и специальные условия (материально-техническое оснащение, демонстрационный материал, время проведения);
  • структура и содержание занятий будут соответствовать физическим и психологическим особенностям детей, страдающих церебральным параличом.

Задачи исследования:

1. На  основе изучения и анализа  психолого-педагогической, методической  литературы и педагогического  опыта выявить особенности формирования сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

2. Охарактеризовать эвритмию как средство формирования сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

3. Исследовать особенности сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом.

4. Разработать педагогический проект по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии.

При написании  данной выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования:

Теоретические методы - анализ и обобщение психолого-педагогического опыта по проблеме формирования сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Эмпирические методы - методика «Срисовывание образцов»; методика «Домик»; методика «Квадрат и круг».

База исследования: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Дзержинского района г. Нижний Тагил», группа «Мать и дитя».

Практическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы в работе психологов, педагогов-дефектологов, методистов лечебной физкультуры, работающих с детьми с двигательной патологией в реабилитационных и общеобразовательных учреждениях.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, иллюстрирована таблицами.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты формирования сенсомоторной  координации детей старшего дошкольного  возраста с детским церебральным параличом

    1. Формирование сенсомоторной координации как психолого-педагогическая проблема

Проблема  формирования сенсомоторной координации у детей издавна привлекала к себе внимание. Связано это в первую очередь с тем, что период детства характеризуется равномерным развитием двигательного аппарата и психомоторных функций. Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами. В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Эти движения в дальнейшем играют весьма существенную роль в становлении познавательных и интеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации. Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой частью, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности человека [10. c. 54].

Исследования  проблемы сенсомоторной координации  в России начаты И.М. Сеченовым. В книге «Рефлексы головного мозга», вышедшей в 1863 году, им была обоснована рефлекторная природа произвольных движений человека и глубоко раскрыта роль мышечной чувствительности в управлении движениями в пространстве и во времени, ее связь со зрительными и слуховыми ощущениями.

В последующем, исследования в области сенсомоторной  координации были продолжены Н.А. Берштейном. Еще в XIX веке он предположил, что управление движениями человека сводится к непрерывной коррекции перемещения звена (например, руки или ноги), осуществляемой центральной нервной системой на основании сигналов от органов зрения, слуха или осязания. Николай Александрович понял, что нервная система, "подав команду" на начало какого-нибудь движения, никогда не оставляет его без контроля и в случае необходимости немедленно корректирует. В 1928 году такое явление он назвал "сенсорной коррекцией" [6, c. 12].

На принципиальную роль сенсорной коррекции в регуляции  движения и поведения в целом  указывали не только труды H.A. Бернштейна, но и работы П.К. Анохина. «Сенсорные раздражения – писал он - не только могут запускать движение, но и выполнять корректирующую функцию. Обратная афферентация, сигнализирующая о результатах действия, сопоставляется с программой движений и служит уточнению координат цели и траектории движения» [4, c. 160].

На основе опытов с условными рефлексами И.П. Павлов установил, что моторная кора получает сенсорные проекции от рецепторов мышечной и суставной чувствительности. В 1909 г. он вводит понятие двигательного анализатора, выполняющего функцию восприятия сигналов от тела. Позже понятие двигательного анализатора было расширено, дополнительно в него были включены сенсорные и ассоциативные зоны коры, которые проецируются на моторную кору. В результате сама моторная кора стала рассматриваться как центральный аппарат построения движения.

Сама  идея изучения структуры cенсомоторной координации родилась в недрах физиологии активности. Как показали исследования Ч. Шеррингтона, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, в функциональную структуру действия входят два когнитивных компонента: формирование программы предстоящего действия (т.е. элементы предварения в терминах Ч.Шеррингтона или потребного будущего в терминах Н.А. Бернштейна). Она находится перед исполнительным компонентом действия, а контроль, связанный со схемами памяти, - после него. Н.А. Бернштейн, изучавший микроструктуру перехода от ситуации к действию, усложнил первый когнитивный компонент, выделив сначала выявление двигательной задачи, а затем - программирование решения определившейся двигательной задачи. При этом Н.А. Бернштейн указывал на то, что наметить двигательную задачу - это значит создать образ того, что должно быть [7,c. 61].

Дальнейшее  изучение когнитивных компонентов  формирования и совершенствования  движений осуществлялось средствами микроструктурного  анализа как исследования принципов  формирования двигательных программ и  системы контроля и коррекции. В  этом плане наибольший интерес представляют работы В.П. Зинченко с соавторами, в  которых выделено 3 стадии действия: стадия формирования программы, стадия ее реализации (собственно моторный компонент) и стадия контроля и коррекции. Авторами было обнаружено, что в процессе формирования пространственного моторного действия наблюдается сложная динамика во взаимоотношениях отдельных стадий целостного действия. На первых этапах совершенствования психомоторного действия блок реализации берет на себя большую часть собственно информационных и когнитивных функций. Освобождение блока реализации от этих функций свидетельствует об изменении способа выполнения действия в плане перехода от зрительного контроля к кинестетическому, иначе говоря, происходит выработка специфического двигательного чувства. Но автоматизация всегда только частична. Двигательный навык никогда не автоматизируется полностью, то есть на любой стадии автоматизации активность когнитивного блока контроля остается высокой. За счет сохранности высоких показателей когнитивности и активности выполнения движения осуществляется прогресс психомоторного навыка, иначе полностью автоматизированное движение имело бы неизменный результат. Это то, о чем Н.А. Бернштейн говорил: «…координация как организация управления и управляемости в связи с совершенствованием моторного действия» [6, c. 73].

Информация о работе Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации у детей с ДЦП