Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации у детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:10, дипломная работа

Описание

Цель исследования - дать теоретическое обоснование использования эвритмии как средства формирования сенсомоторной координации у детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования сенсомоторной координации детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 7
1.1. Формирование сенсомоторной координации как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формирования сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 19
1.3. Формирование сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 28
Вывод по главе 1 37
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 38
2.1. Изучение особенностей сенсомоторной координации дошкольников с детским церебральным параличом 38
2.2 Педагогический проект по формированию сенсомоторной координации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством эвритмии 53
Вывод по главе 2 66
Заключение 68
Список литературы 70

Работа состоит из  1 файл

ВКР Прокошева.docx

— 135.75 Кб (Скачать документ)
    1. Музыкально-двигательная импровизация «Море»

Развивать общую моторику, двигательную активность; развивать чувство ритма и темпа; формировать творческое начало.

    1. Пальчиковая игра «Ладушки»

Развивать тонкую моторику; создавать атмосферу покоя; формировать положительный настрой для дальнейших занятий.

Занятие 9. «Утренние лучи»

Цель: Формировать умение соотносить музыку и текст с движением; формирование чувства темпа и ритма движений, ориентации; коррекция координации движений рук  и ног; формирование зрительного и слухового восприятия.

Содержание:

    1. Пальчиковая игра «Цветы»

Развивать тонкую моторику; создавать доверительный настрой на занятие.

    1. Упражнение «Солнышко и цветы»

Развивать общую моторику, координацию движений; формировать умение переводить стихотворную форму в движение.

    1. Упражнение «Лучики»

Формировать умение определять ритм и темп мелодии, воспроизводить ритм на простых музыкальных инструментах; развивать слуховое восприятие.

    1. Музыкально двигательная импровизация «Солнышко и пчелы»

Развивать общую моторику, двигательную активность; развивать чувство ритма и темпа; формировать умение с помощью эвритмических движений передавать ритм музыки; формировать творческое начало.

    1. Игра «Умывание»

Формировать двигательную координацию, развивать умение ориентироваться в географии тела; создавать атмосферу покоя.

Критерии оценки эффективности  реализации педагогического проекта:

  • сформированность зрительной координации;
  • сформированность мышечного ощущения направления движения;
  • умение ориентироваться в схеме тела;
  • умение ориентироваться в пространстве;
  • умение чувствовать ритм музыки и стихов;
  • умение импровизировать.

Рекомендуемая литература:

  1. Бабушкина Р Л., Кислякова О.М.Логопедическая ритмика:Методика работы с дошкольниками,традающими общим недоразвитием речи./ Под ред. Г.А. Волковой. СПб.: КАРО, 2005.
  2. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – СПб.: Детство-Пресс, 2007
  3. Буренина А.И. Музыкально двигательные упражнения. – СПб.: Феникс, 2003
  4. Руднева С., Фиш З. Ритмика. Музыкальные движения. – М.: Просвещение, 2000

Музыкальное сопровождение педагогического проекта:

  1. Диск «Звуки природы», «Голоса птиц»;
  2. Чайковский П.И. «Времена года»;
  3. Вивальди А. «Времена года»;
  4. Joe Hisaishi «Избранное»;
  5. Yann Tiersen «Избранное»;
  6. Музыка для релаксации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе 2

  1. К обследованию ребенка с ДЦП применимы все основные принципы и методы психологической диагностики, использующиеся в детской и специальной психологии. Однако эти методы необходимо реализовывать с учетом структуры дефекта дошкольника с детским церебральным параличом. Успешность диагностической работы может быть обеспечена при условии тесного сотрудничества специалистов разных областей, при соблюдении принципов и требований к диагностике сенсомоторной сферы детей с ДЦП. При исследовании особенностей сенсорного, моторного и интеллектуального развития дошкольников с ДЦП важен не только результат выполнения заданий, а главное – способ их выполнения. Методики должны быть построены соответственно особенностям развития двигательных навыков и предметно-практических манипуляций дошкольников с ДЦП. Для исследования сенсомоторной координации мы предлагаем методики на развитие зрительно- моторной координации у детей, слухового восприятия.

В результате психодиагностического исследования было выявлено, что у детей с  детским церебральным параличом  сформированность зрительно-моторной координации находится на среднем  и низком уровне. Выявлены нарушения  в развитии слухового восприятия. Все эти показатели говорят о  том, что сенсомоторная координация  у испытуемых детей развита недостаточно.

  1. Проект предназначен для работы с детьми в возрасте от 5 до 8 лет, имеющими диагноз детский церебральный паралич. Целью педагогического проекта является формирование сенсомоторной координации дошкольников с ДЦП посредством эвритмии.

Значимым  направлением в процессе развития сенсомоторной координации у детей с церебральным параличом считается формирование зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия.

Для поддержания  у детей постоянного интереса к занятиям эвритмией и формирования у них двигательной активности следует  применять разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие двигательной, слуховой и зрительной координации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  1. Сенсомоторная координация представляет собой согласованность действий и взаимодействия органов чувств и движений. В данное понятие включена взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности управление работой отдельных мышечных групп, осуществляющееся на основе взаимодействия органов чувств при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве.

Особенности развития сенсомоторной координации у детей дошкольного возраста с ДЦП определяются уровнем сформированности двигательной сферы, зрительной, слуховой, тактильно-двигательным восприятием.

  1. Эвритмия – средство терапии, которое при помощи движения, обучает ребенка чувству ритма, координации в пространстве, ловкости движения. Эвритмия развивает сенсомоторную координацию, так как требует согласованного участия зрения, слуха, движения, речи.
  2. Для определения уровня развития сенсомоторной координации у детей с ДЦП дошкольного возраста использовались методики: методика «Срисовывание образцов» (Матейчек З., Стрнадова М.); методика «Домик» (Гуткина Н.И.); методика «Ритмический рисунок звука» (А. Лурия). Данные методики позволяют определить уровень и особенности развития сенсомоторной координации:
  • особенностей зрительно-моторной координации;
  • особенности развития тонкой моторики;
  • особенности слухового восприятия;
  • влияния воспринимаемого ребенком образца на двигательную координацию.

По результатам исследования было выявлено, что зрительно-моторная координация, тонкая моторика, слуховое восприятие этой категории детей развита в основном на среднем и низком уровне. Так, развитие зрительно-моторной координации на высоком уровне не выявлено ни у одного ребенка, на среднем уровне - у 33% обследуемых детей, и на низком уровне – у 67%. Тонкая моторика у 50% обследуемых детей развита на высоком уровне, у 17% - на среднем и у 33% - на низком уровне. Слуховое восприятие развито у 17% обследуемых детей на высоком уровне, у 33% - на среднем и у 50% - находится на низком уровне.

Составленный нами педагогический проект по развитию сенсомоторной координации посредством эвритмии у дошкольников с ДЦП направлен на развитие двигательной активности, зрительного, слухового и двигательного восприятия. Педагогический проект носит комплексный характер, в процессе занятий используются приемы и методы, позволяющие оказывать эмоциональное воздействие на внутренний мир ребенка и активизировать, познавательную сферу.

Данный проект предназначен для  работы с детьми в возрасте от 5 до 8 лет, имеющими диагноз детский церебральный паралич. Цель проекта: формирование сенсомоторной координации детей с детским церебральным параличом посредством эвритмии. Проект рассчитан на 9 месяцев. Занятия групповые, спланированы в игровой, занимательной форме.

Педагогический  проект может быть использован педагогами, педагогами-психологами для детей старшего дошкольного возраста по формированию сенсомоторной координации с учетом коррекции двигательной патологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г 1. . Избранные психологические труды: в 2 – х томах / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – Т.1
  2. Ананьев Б.Г. Системный механизм восприятия пространства и парная работа полушарий головного мозга - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
  4. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 2008.
  5. Анохин П. К. Теория отражения и современная наука о мозге. — М.: «Знание», 1970.
  6. Бардышева Т. Рассказываем стихи руками // Обруч. № 5. 1998.
  7. Бернштейн И.А. «О построении движения». - М.1947.
  8. Ботта Н. и П. «Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения» /Пер. С французского/ Под ред. проф. М.Н.Гончаровой, - М.,1964.
  9. Боброва Е.В. Механизмы сенсомоторной координации движений и позы человека: дис. канд. пед. наук:21.11.06 защищена – Екатеринбург, 2010.
  10. Борт Ю. Эвритмия в лечебной педагогике. М., КМК, 2011. С.37
  11. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при ДЦП - Л., 1986.
  12. Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников. М.: Владос.- 2001.
  13. Вансович В. Эвритмия // Музыкальная академия. 1995, № 1.
  14. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 2005.
  15. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.
  16. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М., 2008
  17. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка М. Школа Пресс. -2001.
  18. Гусейнова А.А. Основные направления медико-психолого-педагогической помощи дошкольникам с тяжелыми двигательными нарушениями в условиях реабилитационного центра //Коррекционная педагогика. -2004. №1(3).
  19. Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 1999.
  20. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. —— 2-е изд., стер. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  21. Запорожец А.В., Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников. М.: Академия педагогических наук. 2003.
  22. Иваницкая И.Н. Детский церебральный паралич (обзор литературы) // Альманах «Исцеление». — М., 1993.
  23. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004.
  24. Исанова В. А. Новые методики коррекции двигательной сферы у детей с различной патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата Текст. // Развитие и коррекция. 2002. - №12.
  25. Калижнюк Э.С. Задержка психического развития при ДЦП и принципы лечения: Методические рекомендации. - М., 1982.
  26. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. - Киев, 1987.
  27. Коноваленко Н. А. Теоретические и методические основы подготовки специалиста эвритмии. Дисс...канд. пед. наук: 13. 00. 02 — М., 1996.
  28. Кнупфер Х. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом. - Марбург, 2007.
  29. Крупенчук О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией. // Дошкольная педагогика. – 2005. – №6.
  30. Леоньев А.Н. психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М. 2004
  31. Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.
  32. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. Школа - пресс. - 1987. Вып. 3. - с. 3 - 8.
  33. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2001.
  34. Никандров В.В. Психология. М., 2010.
  35. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. СПб.: Феникс, 2005.
  36. Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка. – М.: Радуга, 1983
  37. Пирадова Е.Д. Формирование творческой личности средствами эвритмии. Вальдорфская педагогика. М., 2008.
  38. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 2002.
  39. Самсонова Л.Н. Особенности комплексной коррекции нарушения функции рук у учащихся с церебральным параличом. // Дефектология, №4,1984.
  40. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. – М., 2005.
  41. Семенова К. А., Махмудова М. Н. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. – Т., Медицина, 1979.
  42. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., Академия, 2010.
  43. Хорни Э. Социальная гигиена. Эвритмия - целительное искусство движения. Одесса: Путь познания, 1997.
  44. Шамарен Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. - Элиста, 2009.
  45. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. — СПб., 2001.
  46. Штайнер Р. Сущность цвета и тайна радуги // Перев. с нем. Леонида Истомина. - Ереван: Лонгин, 2008.
  47. Вальдорфская педагогика. Антология под редакцией А. А. Пинского. - М.: Просвещение, 2003.
  48. Возрастная и педагогическая психология./Под редакцией А.В.Петровского. М., 2009.
  49. Детский церебральный паралич / Под редакцией П.Я. Фищенко - Л., 1974.
  50. Лекции Рудольфа Штейнера в изложении Михаила Чехова. Письма к В. А. Громову. Альманах Мнемозина. Выпуск 2. - М, 2000.
  51. Малая медицинская энциклопедия: в 6-ти т. АМН СССР / Под ред. В.И. Покровского. – М., 1991. – Т.2.
  52. Midportal.ru

Информация о работе Эвритмия как средство формирования сенсомоторной координации у детей с ДЦП