Формирование лексики у детей в онтогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:53, контрольная работа

Описание

Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими компонентами оформления высказывания. По данным исследований Правдиной О.В развитие словаря происходит очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении.
Количественное развитие словаря характеризуется следующими средними цифрами: к году - несколько слов, к двум годам - 200-300 слов, к трем годам - 1500-2000 слов. (Правдина О.В.)
Качественный рост словаря происходит по двум направлениям:
а) по содержанию - обогащение и дифференциация смыслового содержания употребляемых слов и понятий, обозначаемых ими;
б) по форме - постепенное овладение все усложняющейся ритмикоинтонационной, звуковой и слоговой структурой слов.

Работа состоит из  1 файл

Формирование лексики.docx

— 22.59 Кб (Скачать документ)

Российский государственный  педагогический университет

им. А.И.Герцена

 

 

 

 

Факультет коррекционной  педагогики

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОНТОГЕНЕЗУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Формирование лексики у детей в онтогенезе»

 

 

Студентки 1курса, группы ЛБ-5

Васильевой Марии Евгеньевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Сегодня в исследованиях  разных авторов достаточно полно  представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими  компонентами оформления высказывания. По данным исследований Правдиной О.В развитие словаря происходит очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении.

Количественное развитие словаря характеризуется следующими средними цифрами: к году - несколько слов, к двум годам - 200-300 слов, к трем годам - 1500-2000 слов. (Правдина О.В.)

Качественный рост словаря  происходит по двум направлениям:

 а) по содержанию - обогащение  и дифференциация смыслового  содержания употребляемых слов и понятий, обозначаемых ими;

б) по форме - постепенное  овладение все усложняющейся ритмикоинтонационной, звуковой и слоговой структурой слов.

Указанное развитие происходит с определенной постепенностью и  последовательностью. Так усвоение частей речипроисходит со следующей  последовательностью:

  • существительные – это обычно первые слова;
  • глаголы появляются почти одновременно с существительными;наречия - несколько позже;
  • некоторые формы местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются;
  • прилагательные начинают употребляться сравнительно очень поздно;
  • числительные появляются поздно и усваиваются во всем своем объеме очень длительно (с развитием счета);
  • служебные слова появляются в языке ребенка одними из последних;
  • причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте.

Отечественные исследователи  отмечают, что в 1 год ребенок активно  владеет 10-12 словами, а к 6 годам его  активный словарь увеличивается  до 3-3,5 тысяч слов. По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка  наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц.

Речевое развитие ребенка  можно разделить на четыре периода.

Первый период. Словарь очень невелик, его составляют так называемые лепетные слова, т. е. слова-звукоподражания (ам-ам, му и т. п.), и слова, состоящие из одного слога.

Первые слова являются аморфными (бесформенными), неизменяемыми  словами корнями, когда один и  тот же звуковой комплекс служит для  обозначения самого предмета (часто  даже и нескольких предметов), действия с ним или одного из качеств  данного предмета. Таким образом, наблюдается многозначность многих "лепетных слов", а наряду с этим и суженность их содержания по сравнению со словами взрослого человека.

Появляющиеся двусложные слова состоят из двух повторяющихся  слогов с ударением на первом слоге (мама, папа и т. д.).

Второй период. Словарь быстро растет количественно (последовательность овладения различными частями речи уже была указана). Начинается он с перехода от аморфных слов-корней к словам, морфологически расчлененным на элементы, причем этот процесс сразу охватывает ряд грамматических категорий. Для существительного - единственное и множественное число, именительный, винительный, родительный падежи и уменьшительные формы; для глагола - повелительное, изъявительное, сослагательное.

В это время очень характерным  является то, что формы слов употребляются  всегда правильно по значению (по смыслу) и синтаксически, но в то же время  нередко представляют нарушения  морфологического характера.

Третий период. Этот период характеризуется обширным словарным запасом, овладением слоговой структурой (сначала слова из четырех-пяти слогов, а вскоре и более сложные слова). Одновременно с накоплением и усложнением словарного запаса происходит и развитие смысловой стороны речи - от конкретного значения к абстрактному.

 Одновременно усваиваются  все части речи, последовательность  усвоения обусловлена все меньшей  и меньшей конкретностью их  значения.

Четвертый период. Уровень овладения языком очень высок: вся сложная система грамматики (синтаксического и морфологического порядка) освоена. Но это относится только к разговорно-бытовому стилю. Усвоение элементов литературного языка падает на школьный возраст - возраст овладения письменной речью (причастия, деепричастия, многие суффиксы отвлеченных понятий).

В процессе развития значения слов, в основном у детей от 1 до 2,5 лет, отмечается явление «растяжения» значений слов, «сверхгенерализация». При этом отмечается перенесение значения одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок вычленяет признак знакомого ему предмета и распространяет его название на другой предмет, обладающий тем же признаком. Он использует слово для названия целого ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков – «форма, размер, движение, материал, звучание, вкусовые качества и др.», а также общее функциональное название предметов.

Л. П. Федоренко выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу:

 – нулевой стадией  обобщения являются обобщенные  имена и названия единичного  предмета; в возрасте от одного  года до двух лет дети усваивают  слова, соотнося название только  с конкретным предметом, таким  образом, слова являются для  них такими же именами собственными, как и имена людей;

 – ко второму году  жизни ребенок усваивает слова  первой степени обобщения, т.е.  начинает понимать обобщающие  значения наименований однородных  предметов, действий, качеств – имен нарицательных;

– в возрасте трех лет  дети начинают усваивать слова второй степени обобщения, обобщающие родовые  понятия («игрушка», «посуда», «одежда»), передающие обобщенно название предметов, действий, признаков в форме имени  существительного («полет», «плавание», «чернота», «краснота»);

– примерно к пяти-шести  годам жизни дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия, т.е. слова третьей степени обобщения («растение» – «деревья», «травы», «цветы»; «движение» – «бег», «плавание», «полет»; «цвет» – «чернота», «белизна»), которые  являются более высоким уровнем  обобщения для слов второй степени обобщения.

 Обогащение жизненного  опыта ребенка, усложнение его  деятельности и развития общения  с окружающими людьми приводит  к постепенному количественному росту словаря.

 Качественный состав  словарного запаса в дошкольный  период развивается следующим образом:

4-й год жизни – словарь пополняется названиями предметов и действий, с которыми дети сталкиваются в быту: части тела у животных и человека; предметы обихода; контрастные размеры предметов; некоторые цвета, формы; некоторые физические качества («холодный, гладкий»), свойства действий («бьется, рвется»). Проявляется способность обозначать одним словом группу одних и тех же предметов. Дети знают определенные материалы («глина, бумага, дерево»), их качества и свойства («мягкий, твердый, тонкий; рвется, бьется, ломается; шероховатый»); умеют обозначать ориентиры во времени и пространстве («утро, вечер, потом, сначала, назад, вперед»).

5-й год жизни – активное использование названий предметов, входящих в тематические циклы: продукты питания, предметы обихода, овощи, фрукты, различные материалы («ткань, бумага» и т.д.).

6-й год жизни – дифференцированные по степени выраженности качества и свойства («кисловатый, светло-синий, прочный, прочнее, тяжелый, тяжелее»). Расширяются знания о материалах, домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птицах, формируются видовые и родовые понятия.

7-й год жизни – подбор антонимов и синонимов к словосочетаниям, усвоение многозначности слов, самостоятельное образование сложных слов, подбор родственных слов.

 Лексика (словарь) ребенка  развивается постепенно в ходе  речевого общения окружающих  с ребенком и знакомства с  окружающим миром. Словарь представлен  в двух аспектах: пассивный словарь  (импрессивная лексика) – это те слова, которые ребенок знает, понимает их значение. Активный словарь (экспрессивная лексика) – это те слова, которые ребенок использует в общении с окружающими. В норме пассивный словарь преобладает над активным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников информации:

  1. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком родного языка. М., 1927
  2. Правдина О. В. Логопедия. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., Просвещение, 1973.
  3. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  4. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., 1958.
  5. http://gendocs.ru/v19034/

Информация о работе Формирование лексики у детей в онтогенезе