Трудные дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 09:14, реферат

Описание

Важную роль в поведении ребёнка и формировании его личности играет шк. успеваемость. Возникшее вследствие разных причин хронич. отставание в учёбе может породить у школьника отвращение к уч. деятельности и стремление самоутвердиться иными способами. Нередко неуспевающий ученик противопоставляет себя классу и педагогу, демонстрирует вызывающее и неадекватное поведение. Нарушения пед. такта, злоупотребление наказаниями и отри-цат. оценками лишь усугубляют возникшее противопоставление. Задача педагога - разобраться в причинах неуспеваемости и попытаться их устранить за счёт индивидуального подхода к учащемуся. В ряде случаев даже незначит. успехи в учении порождают позитивные сдвиги в поведении школьника.

Работа состоит из  1 файл

Трудные дети.doc

— 49.50 Кб (Скачать документ)

Трудные дети 

Категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии Отнесение  ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям  его индивидуально-психол. особенностей, служащих препятствием для нормального  протекания учебно-воспитат. процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребёнка, бывают весьма разнообразными. Поэтому нередко к (Трудным детям) далее Т. д. относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Оценка ребёнка как "трудного" отражает преим. мнение о нём родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиол. характеристики. Т. д. - широкое обобщённое понятие, используемое в научной и гл. обр. в науч.-популярной лит-ре, а также в пед. публицистике.  

В отеч. психолого-пед. науках в 20- 30-х гг. 20 в. данным термином обозначали практически всех детей, чьё обучение и воспитание представляли значит, трудности. К Т. д. фактически относились все аномальные дети, ныне выделяемые в особую категорию. К  трудным относили также беспризорников, малолетних преступников и др. детей, к-рых также характеризовали как "морально дефективных". В работах П. П. Блонско-го, Л. С. Выготского, А. Б. Залкинда и др. было показано, что т. н. моральная дефективность не является нек-рой, изначально присущей отд. детям особенностью, а выступает следствием неблагоприятных социальных условий их развития. В итоге было признано неправомерным подразделение детей на нормальных и морально дефективных.  

В совр. лит-ре трудными обычно называют тех детей, чьё поведение резко о,т-клоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним "трудновоспитуемые дети", т. к. они наименее склонны следовать пед. предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиц. пед. воздействиям.  

Одной из осн. причин, порождающих затруднения в воспитат. процессе, являются психич. заболевания  и т. н. пограничные состояния. Ребёнок, страдающий, напр., психопатией или  ранним дет. аутизмом, безусловно выделяется из массы нормально развивающихся сверстников, и его воспитание значительно затруднено. Однако отнесение его к категории трудных не вполне оправдано, т. к. подобные отклонения подлежат преим. мед. коррекции. Если поведение ребёнка заставляет заподозрить наличие у него нервно-психич. отклонений, необходимы консультации с психоневрологом, невропатологом, дет. психиатром, к-рые выносят квалифициров. диагноз и назначают соответствующее лечение (в отсутствие его любые меры пед. коррекции могут оказаться неэффективными). В отд. случаях рекомендуется индивидуальное обучение.  

Нек-рые нарушения  поведения могут быть вызваны  врождёнными или приобретёнными психофизиол. отклонениями, к-рые не относятся к психич. заболеваниям. Это т. н. ранняя дет. нервность, проявления т. н. алкогольного синдрома (возникающего вследствие алкогольной интоксикации плода на пренатальной стадии развития). К т. н. нерезким психофизич. нарушениям отно-сят также миним. мозговую дисфункцию, возникающую вследствие воздействия разнообразных вредоносных факторов на ранних этапах развития. Наиб, распространённым следствием этого нарушения выступает т. н. гиперкинетич. синдром, к-рый вследствие дисбаланса процессов возбуждения и торможения в нервной системе проявляется в чрезмерной активности, импульсивности, неспособности к произвольной регуляции поведения. Дети, страдающие подобными отклонениями, нуждаются в индивидуальном подходе в воспитании с учётом особенностей их психофизич. развития. В большинстве случаев скорректировать их поведение удаётся при условии сочетания индивидуально подобранных мер пед. воздействия и лечебно-коррекционных мероприятий.  

В большинстве  случаев мед. обследование Т. д. констатирует нормальный уровень их психофизич. развития. Очевидно, что отклонения в их поведении обусловлены внеш. факторами - социальными и пед.  

Наиб, распространённая причина временных отклонений заключается  в недостаточном учёте со стороны  родителей и педагогов возрастных особенностей развития ребёнка. В отеч. дет. психологии установлено, что индивидуальное развитие осуществляется в виде чередования т. н. стабильных и критических возрастов (см. Кризисы возрастные). В рамках последних происходит переход ребёнка на качественно новый этап развития, реализация формировавшихся ранее психич. новообразований. При этом взрослые не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребёнка и продолжают осуществлять устоявшиеся, но более неадекватные меры пед. воздействия. В такой ситуации критич. возраст превращается в подлинно кризисный этап, чреватый нарушениями в поведении ребёнка. В этом аспекте особенно значим т. н. кризис 3 лет, когда формируется самосознание ребёнка, что требует иного к нему отношения, а также кризис подросткового возраста, в рамках к-рого ребёнок склонен переоценивать свои возросшие возможности, а старшие, наоборот, продолжают относиться к нему как к маленькому. Многочисл. исследования показали, что при адекватном подходе к формирующейся личности критич. возраст может протекать бесконфликтно. Поэтому встречающееся иногда понятие "трудный возраст" достаточно условно; учёт возрастных особенностей развития позволяет избежать мн. трудностей, характерных не сколько для определённого возрастного этапа, сколько для индивидуальной ситуации развития.  

В ряде случаев  нарушения уч.-воспитат. процесса бывают порождены хронически неадекватными условиями пед. воздействия на ребёнка. Неблагоприятный морально-психол. климат в семье часто является той почвой, на к-рой возникают отклонения в развитии личности (см. Запущенность педагогическая). Недостаточные либо чрезмерные требования к ребёнку порождают его нежелание и неспособность воспринимать пед. воздействия. Особо негативную роль играет отсутствие единства пед. требований со стороны родителей, при к-ром ребёнок попадает в "воспитательный вакуум", будучи не в силах и не желая удовлетворять противоречивым или даже взаимоисключающим ожиданиям взрослых. Воспитание, основанное на нравоучениях и наказаниях, обычно не приводит к долговременному положит, эффекту: привыкнув подчиняться только из страха, ребёнок легко идёт на любые проступки, стоит лишь страху ослабнуть. Поэтому жалобы родителей и педагогов на поведение детей следует рассматривать комплексно, с учётом возможных ошибок воспитания. Большую помощь в этом могут оказать семейная психол. консультация и шк. психол. служба, где поведение ребёнка анализируется в контексте всей совокупности условий его развития. Часто определённые меры пси-хотерапевтич. коррекции внутрисемей-ных отношений помогают решить проблему трудного ребёнка.

Важную роль в поведении ребёнка и формировании его личности играет шк. успеваемость. Возникшее вследствие разных причин хронич. отставание в учёбе может породить у школьника отвращение к уч. деятельности и стремление самоутвердиться иными способами. Нередко неуспевающий ученик противопоставляет себя классу и педагогу, демонстрирует вызывающее и неадекватное поведение. Нарушения пед. такта, злоупотребление наказаниями и отри-цат. оценками лишь усугубляют возникшее противопоставление. Задача педагога - разобраться в причинах неуспеваемости и попытаться их устранить за счёт индивидуального подхода к учащемуся. В ряде случаев даже незначит. успехи в учении порождают позитивные сдвиги в поведении школьника.

Трудные дети

Трудные дети: что  стоит за этим всем известным и, к  сожалению, давно привычным термином? Для милиционера – это хулиган, для учителя «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада – шумный, подвижный, неуправляемый ребенок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественная норма жизни. Так кто же все-таки трудные дети? Трудные дети это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер (1987) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Например, голландский исследователь М. де Винтер (1997) говорит о том, что с 1970-х до 1990-х гг. количество детей этой группы росло неуклонно и сейчас они составляют 20% от общего количества подростков и молодежи в возрасте до 18 лет (речь идет о подростках с нормальной психикой). Та же тенденция проявляется и в других развитых странах. 

Общество и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссальные усилия на преодоление  этих отклонений. Ученые и практики к группе трудных относят детей  разных категорий. Это и дети с  ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать трудным. 

Термин трудные  дети часто употребляют наряду с  таким термином, как дети группы риска. Довольно распространено и понятие «дети, находящиеся в особо трудных условиях», которое пришло в педагогическую науку и практику из документов ООН. За всеми этими понятиями стоят дети, в поведении которых наблюдаются те или иные отклонения или возможно прогнозировать их проявление вследствие действия на личность ребенка различных негативных факторов. 

Мы попытались классифицировать категорию трудных  детей. 

По медико-биологическим  основаниям можно выделить следующие  подгруппы детей данной категории: одаренные; инвалиды; имеющие клинику  соматических расстройств; страдающие нервными расстройствами; страдающие психическими заболеваниями; с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью (СДВГ). 

В зависимости  от положения ребенка в семье  в категории трудных можно  выделить: детей – социальных сирот; детей из неполных семей; детей из неблагополучных семей; детей из семей, в которых ребенок подвергается насилию. 

В качестве основания  можно также рассматривать возрастные этапы развития ребенка. И тогда  в категории трудных можно  выделить: детей, пришедших в первые классы школы («кризис, вызванный адаптацией к школе»); детей-подростков («кризис подросткового возраста»); детей-выпускников школы («кризис, вызванный вступлением в самостоятельную жизнь и необходимостью профессионального самоопределения»). 

 В зависимости  от действия различных социально-экономических  факторов, влияющих на судьбу  ребенка, можно говорить о следующих  подгруппах в категории трудных  детей: социально-дезадаптированные  дети; дети беженцев; дети мигрантов;  дети из зоны военных конфликтов; дети – жертвы Интернет – зависимости. 

Естественно, что  представленная классификация может  быть расширена и дополнена в  зависимости от тех оснований, которые  используются в классификационных  целях. 

Поскольку понятие  трудный ребенок предполагает отклонение в его поведении, постараемся ответить на вопрос: что же такое отклоняющееся (или, как принято его называть, девиантное) поведение? Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения. В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня. В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социальнопсихологических и нравственных норм (В.В. Ковалев, 1979), либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников (В.Г.Степанов,1986). 

Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе. Социальная норма исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций. 

Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот. В современном реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не оформились до конца другие, проблема формирования, толкования и применения норм становится чрезвычайно сложным делом. 

На сегодняшний  день, как считает В.М. Димов, принципиальным критерием, определяющим категорию  «социальная норма», служит разрушающее воздействие социальных явлений, которые являют собой реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека. Это и есть та граница, которая отделяет норму от девиации. Естественно, что по обе стороны от границы возникает масса пограничных ситуаций, которые зачастую затрудняют идентификацию социального явления. Неопределенность в критериях, границах дозволенного, отсутствие ясных и понятных мер ответственности за те или иные поведенческие акты объективно способствуют расширению «поля девиантности», обусловливая «размытость» его границ. 

Приведенная классификация  и обоснование сущности девиантного  поведения детей позволяет сделать  вывод, что проблема девиантности –  интердисциплинарная проблема, а  организация работы с трудными детьми – это взаимодействие различных специалистов. Важное значение в работе с трудными имеет  педагогическая деятельность. Главная задача работы педагогов – это профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетней молодежи. Всегда легче что-либо предупредить, нежели исправлять допущенные ошибки и корректировать последствия действия негативных факторов на формирующуюся личность. 
 

Информация о работе Трудные дети