Экспериментальное исследование социальной адаптации у детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание

Гипотеза исследования — Эффективность педагогической технологии, направленной на социальную адаптацию и формирование социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП, окажется существенно выше, если будет включать в себя:
- диагностическую оценку состояния навыковой деятельности у ребенка с ДЦП и прогнозирование на этой основе процесса формирования у детей необходимых в жизнедеятельности социально-бытовых навыков и умений;
- разработку прогностических индивидуальных программ формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей с ДЦП с учётом их индивидуальных психофизических особенностей;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретический анализ психологических и физиологических особенностей детей с детским церебральным параличом (ДЦП)……………..6
1.1. Причины и особенность заболевания…………………………………6
1.2. Психологические особенности детей с ДЦП………………………..10
1.3. Адаптация и формирование социально-бытовых навыков…………15
2. Подвижные и психологические игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов с ДЦП……………………………………………………17
2.1. Задачи и методика проведения подвижных и игр при детском церебральном параличе…………………………………………..………17
2.2. Методика подвижных игр для детей с ДЦП………………………..20
2.3. Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении……….23
3. Экспериментальное исследование социальной адаптации у детей с ДЦП……………………………………………………..………………………...27
Заключение…………………………………………………………………….…29
Литература……………………

Работа состоит из  1 файл

дети с ДЦП.doc

— 254.00 Кб (Скачать документ)

Подвижные игры, как правило, не требуют от участников специальной подготовленности. Одни и те же подвижные игры могут проводиться в разнообразных условиях, с большим или меньшим числом участников, по различным правилам.

Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма в движении.

В последнее время в общем комплексе мероприятий по реабилитации инвалидов с детским церебральным параличом все большее внимание уделяют игровой деятельности, как элементу социальной адаптации и рекреации.

При проведении подвижных игр с детьми-инвалидами с детским церебральным параличом главная задача состоит в содействии вертикализации тела больного, его подвижности, совершенствование мелкой моторики рук. Важное условие решения этой задачи - расслабление спастически сокращенных мышц и укрепление ослабленных, растянутых мышц.

Подвижные игры особенно важны и привлекательны для больных тем, что специально направленными упражнениями оказывают на их организм трофическое влияние, способствующее восстановлению иннервационных механизмов и предупреждению образования вторичных контрактур и деформаций, а при необходимости содействуют формированию компенсации, способствуют улучшению психомоторных показателей развития, улучшению работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем, вестибулярного аппарата, коррекции нарушенной осанки.

Нередко под влиянием эмоционального фактора - стремления к успешному участию в игре - ребенок значительно более правильно производит то движение, выполнить которое или скорректировать движение, производившееся недостаточно правильно или же не в полном объеме, не удается ему во время индивидуальных занятий с методистом или в процессе деятельности [2, c.245].

Игры должны быть направлены на коррекцию и восстановление двигательных нарушений (дискоординация движений в крупных и мелких мышечных группах, равновесие, пространственная ориентация, ограничение объема активных движений в суставах, слабость мышечного аппарата), улучшение функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, развитие основных физических качеств: меткости, ловкости, быстроты реакции и других.

При организации занятий с детьми с последствиями ДЦП в восстановительных целях подвижные игры могут быть классифицированы по двум показателям: 1) по степени психофизической нагрузки (незначительная, умеренная, тонизирующая и тренирующая); 2) по физическим качествам, преимущественно проявляемым в игре.

В основе выбора той или иной игры лежит главная цель, которой подчинены все ее элементы (например, отработка отведения рук, супинации предплечий и кисти, экстензия кистей, разведение пальцев).

При выборе той или иной игры при проведении занятий с детьми-инвалидами, должна учитываться также форма заболевания церебральным параличом. Существенным, а иногда и определяющим моментом эффективности проведения игр является музыкальное сопровождение. Музыка, хорошо соответствующая темпу движения, является сильнейшим условием стимуляции движения. Для детей с церебральным параличом музыка необходима, так как одним из эффектов ее влияния является релаксация - устранение напряженности мышечного тонуса.

Регулировать нагрузку в играх можно различными методами:

1) сокращение длительности игры;

2) введение перерывов для отдыха;

3) уменьшение величины игровой площадки;

4) упрощение правил игры;

5) сочетание в одном занятии игр различной психофизической нагрузки, например: незначительная и тренирующая психофизическая нагрузка.

 

 

 

 

2.2. Методика подвижных игр для детей с ДЦП

При организации занятий подвижными играми важно соблюдать также следующие рекомендации.

1) Необходимо учитывать темп, в котором ведется игра. Его следует с особой тщательностью регулировать инструктору или тренеру. Многие движения, которые ребенок не может совершить самостоятельно или совершает их неправильно - при быстром темпе исполнения он выполняет эти движения при медленном темпе - точнее и совершеннее. Поэтому подбор скорости движений (темп игры) для разных игр является существенно важным условием эффективности игры.

2) Целесообразно сочетать в одном занятии игры разной направленности (по психологическим качествам и видам движений), а главное - степень сложности содержания игры и выполняемых элементов и движений.

3) Чистое время занятия должно быть от 40 до 70 минут; игры целесообразно заполнять паузами для отдыха и дыхательными упражнениями и на расслабление.

4) Выбор игр, методика их применения диктуются степенью ограничения подвижности ребенка с детским церебральным параличом, состоянием его интеллекта. Следовательно, при проведении игр должен учитываться возраст, который соответствует развитию психики.

5) Следует принимать во внимание заинтересованность, желание ребенка играть в ту или иную игру.

6) Игра должна иметь музыкальное сопровождение.

7) В игре не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания (натуживание).

8) Игры должны вызывать только положительные эмоции у занимающихся и оказывать благоприятное влияния на нервную систему ребенка путем оптимальных нагрузок на память и внимание.

9) Правила - обязательны для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, определяют способы ведения игры, приемы и условия подсчета ее результатов. При проведении игр с детьми-инвалидами с детским церебральным параличом инструктор сам определяет и корректирует правила той или иной игры, иногда несколько упрощая правила игры.

10) При выраженной усталости играющий может свободно выйти из игры.

11) Целесообразно вводить наряду с подвижными играми эстафеты, где присутствует элемент соревнования (таблица 1).

Таблица 1. Характеристика игр-эстафет

Описание этапов эстафеты

Группа инвалидов по степени двигательных нарушений

Эстафета начинается с разделения команд и объяснения задания и этапов эстафеты

 

I этап. Провести ногами мяч между кеглями "змейкой", которые расставлены на расстоянии 1 метр друг от друга. Обратно бегом оббежав флажок.

I,II

II этап. Пронести теннисный мяч на маленькой ракетке, между кеглями "змейкой". Обратно бегом оббежав флажок.

I,II

III этап. На расстоянии 10 метров от стартовой линии стоят пять кегль. Первые игроки из двух команд должны добежать до кегль, положить их на пол и вернуться в хвост своей команды. Вторые игроки должны добежать и поставить кегли на пол. И так все участники команд. Выигрывает команда первая завершившая эстафету.

I,II

IV этап. Собирание мячей, которые расставлены по кругу на расстоянии 2 метра друг от друга в центр этого круга. Первый игрок должен собрать мячи в центр круга. Второй игрок должен расставить мячи из центра на прежнее место. И так все участники одной команды. Подсчитывается время, за которое вся команда пройдет этот этап. Затем другая команда проходит этот этап. Выигрывает команда у которой наименьшее время.

I,II

V этап. " Пройди-не ошибись". Пройти по прямой линии 5 метров ставя пятку к носку и таким же образом пройти назад.

I,II

VI этап. " Забрось мяч в корзину". На расстоянии 4 метров от стартовой линии ставится корзина. Каждому участнику дается три попытки для броска малого мяча в корзину. Подсчитывается количество очков каждой команды.

I,II,III

VII этап. "Набрасывание колец"

I,II,III

Примерные игры-эстафеты для инвалидов III группы (колясочники)

1) Передавание мяча руками в колонне над головой и через сторону. Первый игрок передает мяч над головой и бежит в хвост своей колонны. Второй передает мяч через сторону и тоже бежит в хвост колонны. И так все участники пока первый игрок опять не окажется первым.

III

2) Метание обруча на дальность. Подсчитываются метры.

III

3) Попадание теннисного мяча в круг нарисованный на полу, с 6, 8, 10 метров.

III

4) Проехать на коляске "змейкой" между кеглями 10 метров. Обратно по прямой линии.

III

5) Попадание теннисного мяча в висящий обруч с 4, 6, 8 метров.

III

 

Эстафета на колясках. Участники делятся на две команды. Перед каждой на ровной площадке расставляются 5-6 городков или вешек. По сигналу первые номера должны поочередно объехать препятствия и вернуться по прямой к своей команде, передать эстафету [7, c.231].

Фигурное вождение коляски. Это упражнение следует включать в занятия для овладения прикладным жизненно важным навыком - управлению инвалидной коляской. Препятствия могут быть расставлены на ровной площадке. Их порядок: проезд между стоек, движение задним ходом, вокруг стойки, остановка у линии "стоп", "змейка", проезд "по колее". Предусматривается также преодоление горки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении

«КЛУБОЧЕК» (для детей с 4 лет)

Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос уча­стнику игры (например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т. д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются [ 3, c.183].

Замечание: если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

 

«ВЕТЕР ДУЕТ НА...» (для детей 5-10 лет)

Со   словами   «Ветер  дует   на...»   ведущий   начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, воп­росы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого свет­лые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много  плачет»,  «у кого  нет друзей»  и т.д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

 

«НАЙДИ ДРУГА» (для детей с 5 лет)

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине участников завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

«СЕКРЕТ» (для детей с 6 лет)

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т.д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по поме­щению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать свой «секрет».

Замечание: ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

 

«РУКАВИЧКИ» (для детей с 5 лет)

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскра­шенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершен­но одинаково рукавички.

Замечание: ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют

 

 

 

2.4. Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций.

Обнаружив у ребенка признаки агрессивного поведения, психолог может поиграть с ним в следующие игры.

«ПОДУШЕЧНЫЕ БОИ» (для детей с 5 лет)

Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела.   Сюжетом   игры   может   быть   «сражение  двух   племен»   или «Вот тебе  за...»

Замечание: игры начинает взрослый, как бы давая разрешение  подобные действия, снимая запрет на агрессию.

«ПО КОЧКАМ» (для детей с 5 лет)

Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Игра­ющие — «лягушки», живущие на болоте. Вместе на одной «кочке» капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки сосе­дей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум «лягушкам» тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в  «болото»  соседку,  и та ищет себе новую  «кочку».

Замечание: взрослый тоже прыгает по «кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, он подскаки­вает, и  помогает найти  выход.

 

«УХОДИ, ЗЛОСТЬ, УХОДИ!» (для детей с 4 лет)

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги  и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3  минуты.

Информация о работе Экспериментальное исследование социальной адаптации у детей с ДЦП