Социальная адаптация, социализация детей-сирот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:11, дипломная работа

Описание

«Социальная адаптация, социализация детей-сирот» — термины как будто бы понятны, но как по-разному решают эти задачи различные детские дома. Давайте вместе с санкт-петербургским детским домом № 9, который имеет немало серьезных практических и теоретических наработок в этом направлении, постараемся разобраться в том, что такое социализация воспитанника детского дома. Только ли это погружение в работу детей? А там чему научатся тому научатся. Или это система мер, работающих на одну цель, — сделать выпускника детского дома нужным обществу, принимаемым им, чтобы детдомовец чувствовал себя комфортно в том социуме, который принял его и в котором ему жить. Опыт работы детского дома № 9 г. Санкт-Петербурга (директор А. В. Ульянов, заслуженный учитель РФ) вызвал интерес тем, насколько серьезно, по-научному основательно и даже философски глубоко педагоги осмысливают свои задачи, решают их, не умаляя достоинства личности воспитанника, каким бы он ни был. Пусть плох исходный материал, талантливый педагог, сродни мастеру-гончару, сможет вылепить из него прекрасный сосуд. По крайней мере он будет лучше, чем тот, который лепили бы грубые, нелюбящие руки безразличного человека. Авторы материалов подборки — сотрудники детского дома № 9, выступавшие на научно-практической конференции, прошедшей в апреле прошлого года в Санкт-Петербурге. (Иллюстрации подобраны по теме, фотографии — из разных детских домов России.)

Работа состоит из  1 файл

Курсовая новая.doc

— 264.00 Кб (Скачать документ)
 
 

http://www.gorodperm.ru/novosti.asp?id=1585&LastRec=20 

http://www.detskidom.info/magazine/?act=more&id=42 

http://www.yandex.ru/yandsearch?stype=www&nl=0&text=%D1%EE%F6%E8%E0%EB%E8%E7%E0%F6%E8%FF+%E8+%E0%E4%E0%EF%F2%E0%F6%E8%FF+%E4%E5%F2%E5%E9-%F1%E8%F0%EE%F2+%E2+%EE%EA%F0%F3%E6%E0%FE%F9%E8%E9+%F1%EE%F6%E8%F3%EC+ 

http://www.deti.zp.ua/show_article.php?a_id=61 

http://lib.druzya.org/sociologia/.view-romm.txt.full.html 
 
 
 
 

31.10.2001 
    Детский дом № 2 – одно из старейших образовательных учреждений для детей сирот в городе Перми. В 2000 году он отметил свое 80-летие. 
 
    В детском доме живут и воспитываются 85 детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Это дети дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными нуждами. Руководит учреждением директор Елена Ивановна Торопова. 
    С 1998 по 2001 год детский дом работал в режиме эксперимента. Официально тема эксперимента звучала так: «Социализация и адаптация детей-сирот с проблемами в развитии в окружающий социум через патронатное воспитание». В результате работы 36 детей обрели семью, создано 22 патронатные семьи, 5 из которых готовы к усыновлению ребенка-сироты. 
    Дети, живущие в патронатных семьях, успешно реализуют себя в процессе обучения, становятся участниками и дипломантами городских и региональных конкурсов, учатся в музыкальных школах, занимаются в спортивных секциях. 
Огромная заслуга в этом педагогического персонала детского дома: логопедов, социальных педагогов, воспитателей и др.  
    В настоящее время завершается строительство многофункционального комплекса, в котором помимо помещений хозяйственно-бытового назначения, будут проводиться лечебно-оздоровительные процедуры для реабилитации детей-сирот. 
    В число проблем детского дома входят такие, как необходимость в оснащении спортивным и игровым оборудованием, приобретение компьютеров для открытия компьютерного класса для детей школьного возраста и др. 
    Детский дом располагается по адресу б. Гагарина, 89а.

    1. Аркин А.А. Родителям о воспитании. -М. 

    2. Балашова М.Я., Жукова Т.Н. "Вязание  на машинах".- Минск.: 1994г. 

    3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной  семьи. -М.: Просвещение 1988г. 

    4. Воспитание детей в неполной  семье. -М.:1980. 

    5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в: т. -М.: 1983, 1984 т.3.4. 

    6. Галанина О., Вольман И. Одежда  и трикотаж. -М.: изд. "Легкая индустрия". 1967. 

    7. Давыдов В.В. Личности надо  выделять. // С чего начинается  личность? -М.: 1979г. 

    8. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Современные проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социальные проблемы сиротства. -М.: 1992. 

    9. Дубровина М.В. Индивидуальные  особенности школьников. -М.: 1975г. 

    10. Жукова Т.Н., Балашова М.Я. "Эксплуатация  и ремонт ручных вязальных машин". // Современное слово. -Минск.: 1998г. 

    11. Загулин К.П. Экономика с первого  по одиннадцатый. // Народное образование. -М.: 1999. № 10. 

    12. Заззо Р. Психологическое развитие  ребенка и влияние среды. // Вопросы  психологии, 1967. 

    13. Иванов С.И. Одинокие дети. Записки детского врача (о воспитании ребят в детском доме).-М.: Молодая гвардия., 1991. 

    14. Кон И.С. Социология личности. -М.: 1967. 

    15. Корлюгова Ю.Н., Ларионов М.Л. Деловые  игры по экономике. Вита-пресс. -М.:1998. 

    16. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. -М.: 1966. 

    17. Крупская Н.К. Школьная муниципальная  программа. -М.: 1966. 

    18. Куган Б.А. Социально-трудовая  адаптация детей группы социального  риска. -Курган - Челябинск,: 1995. 

    19. Ламина Г.М. Развитие речи у  детей в раннем возрасте. -Москва.: 1964. 

    20. Лангмейер Й., Матейчек 3. "Психологическая  депривация в детском возрасте". -Прага.: 1984. 

    21. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения  Т1. 

    22. МПФ - 4. Техническое описание и  инструкция по эксплуатации машины  плосковяхальной фанговой. -Черновцы.: 1980. 

    23. Налоговый кодекс Российской  Федерации. Часть вторая. Официальный  текст по состоянию на 1 ноября 2000. -М.: 2000. 

    24. Обуховский К. Психологическая  теория строения и развития  личности. // Психология формирования  и развития личности. -М.: 1981. 

    25. Основы дошкольной педагогики / Под  ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. -М.: 1980. 

    26. Петрова В.Т., Белякова И.В. Кто  они, дети с отклонением в  развитии? -М.: 1998. 

    27. Попова М.И. Особенности речевых  проявлений детей с первого  полугодия второго года жизни. // Вопр. Психологии. 1968. №4. 

    28. Преодоление трудностей социализации  детей-сирот // Учебное пособие. -Ярославль. 1997 №10. 

    29. Прихотан А.М., Толстых Н.Н. Дети  без семьи. -М. 1990. 

    30. Прутченков А.С., Райзенберг Б.А., Шемякин Б.П. Рынок? Рынок…Рынок! // Новая школа. -М. 1994. 

    31. Психическое развитие воспитанников  детского дома // Под ред. Дубровиной  И.В., Рузской А. Т. -М. Педагогика 1990. 

    32. Рыбиновский Е.М. Возрастные стандарты  социализации детей-сирот. -М. 1999. 

    33. Словарь практического психолога. // Сост. С.Ю. Толовин. -Минск.: Харвест. 1997. 

    34. Социальная адаптация детей в  школьных учреждения. // Под ред.  Р.В. Тонковой-Ямпольской и др. -М.: 1980. 

    35. Становление. Федеральная целевая  программа "Дети-сироты" // Примерные направления воспитательной работы в детских домах. -Курган. Гармония. 1995. 

    36. Шульга Т.Н., Олифиренко Л.Я. Психологические  основы работы с детьми "группы  риска" в учреждениях социальной  помощи и поддержки. -М., изд. УРАО, 1997. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Социальная адаптация, социализация детей-сирот» — термины как будто бы понятны, но как по-разному решают эти задачи различные детские дома. Давайте  вместе с санкт-петербургским детским  домом № 9, который имеет немало серьезных практических и теоретических наработок в этом направлении, постараемся разобраться в том, что такое социализация воспитанника детского дома. Только ли это погружение в работу детей? А там чему научатся тому научатся. Или это система мер, работающих на одну цель, — сделать выпускника детского дома нужным обществу, принимаемым им, чтобы детдомовец чувствовал себя комфортно в том социуме, который принял его и в котором ему жить. Опыт работы детского дома № 9 г. Санкт-Петербурга (директор А. В. Ульянов, заслуженный учитель РФ) вызвал интерес тем, насколько серьезно, по-научному основательно и даже философски глубоко педагоги осмысливают свои задачи, решают их, не умаляя достоинства личности воспитанника, каким бы он ни был. Пусть плох исходный материал, талантливый педагог, сродни мастеру-гончару, сможет вылепить из него прекрасный сосуд. По крайней мере он будет лучше, чем тот, который лепили бы грубые, нелюбящие руки безразличного человека. Авторы материалов подборки — сотрудники детского дома № 9, выступавшие на научно-практической конференции, прошедшей в апреле прошлого года в Санкт-Петербурге. (Иллюстрации подобраны по теме, фотографии — из разных детских домов России.)   
 

Социальная  адаптация детей  детского дома

Л. М. Загребельная, О. Ю. Итальянкина  

Человек по-разному откликается на изменения в социальных условиях своего существования в зависимости от особенностей той среды, в которой он существует. Адаптационные процессы идут постоянно, так как постоянно происходят изменения как вокруг человека, так и в нем самом. Под социальной адаптацией принято понимать «активное освоение личностью или группой лиц новой социальной среды», которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

 
Непосредственной социальной средой личности могут быть различные социальные группы — семья, учебный или производственный коллектив, друзья и др. Для многих детей в нашей стране такой социальной средой становится детский дом. Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации выпускников детских домов.

 
Перед коллективом воспитателей детского дома стоят задачи: не только помочь ребенку адаптироваться в новой  для него обстановке, но и так  организовать жизнь воспитанников, чтобы, выйдя из детского дома, они чувствовали себя социально защищенными и психологически готовыми к взрослой самостоятельной жизни.

 
Ограниченное, преимущественно групповое  общение со взрослыми на самом  деле не предоставляет ребенку самостоятельности: строгий режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей — все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение. Ребенок, воспитывающийся в семье, естественно, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых, учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивать достаточно сложные программы планирования, организации и контроля. Существенно то, что в семье усвоение всех этих сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действия происходит не в ситуации специального обучения, а естественно включается в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности.

 
Такого богатства и разнообразия эмоционально насыщенного взаимодействия со взрослыми в различных ситуациях, формирующих элементы самостоятельности  поведения, воспитанники детских домов  обычно лишены. Поэтому мы стараемся по возможности устраивать детей на выходные и праздничные дни (гостевая форма) в настоящую семью.

 
То, что в семье дается ребенку  стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогов и специалистов детского дома.  
 
 

Некоторые аспекты социальной адаптации подростков (10—15 лет) в детском  доме

И. И. Шевченко, к. п. н.  

Стержневой  проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений  общества с каждой личностью.

 
Важным средством в социальной адаптации воспитанников детского дома, мягкого вхождения ребенка  в социум выступают институты  внешкольного образования и досуга. В связи с этим важно наладить такую систему объединений по интересам и кружковой работы в детском доме, при которой бы каждый ребенок смог максимально разнообразно раскрыть свой природный материал и скорректировать свои возможности с потребностями в них общества.

Острота проблемы связана и с тем, что  внешкольная деятельность подростка в 11-15 лет под руководством квалифицированного специалиста не должна сводиться к сугубо воспитательной функции. Причина: дети этого возрастного периода достигли такой стадии психофизиологического развития, при которой на первый план выходит стремление расширить свой социальный опыт, наступил период формирования самооценки, конкретизации требований к самому себе, поиска выхода из конфликтных ситуаций и пр. То  есть наступило время становления системы социальных отношений с окружающими людьми, среди которых наибольшая ценность не слово воспитателя и руководителя кружка, а мнение ровесников и возможность самоутверждения.

 
Общепризнано несколько уровней  социализации подростка:

а) восприятие индивидом информации на уровне эмоций, знаний, умений, навыков,

б) интуитивное соотнесение получаемой информации с собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения, установки  на приятие или отторжение той  или иной информации, поступающей  от разных слоев, в том числе формирование отношения к той микроструктуре, к которой принадлежит индивид,

в) осознание ценностных ориентаций и  формирование установки на действие,  рождение понятия «идеал»,

Информация о работе Социальная адаптация, социализация детей-сирот