Технология социальной работы с детьми сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание

Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Работа состоит из  1 файл

защита.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

     Во  все времена войны, эпидемии, стихийные  бедствия, другие причины приводили  к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

     В этом случае заботу о детях берет  на себя общество и государство. В России, согласно статистическим данным, количество учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближается к 1 млн. человек, и, что особенно тревожно, на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция роста контингента таких детей (в среднем на 100 тыс. в год). Таким образом, в настоящее время дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют значительный пласт населения нашей страны. На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     Последствия отставания технологий работы с детьми-сиротами и недостаточное их психологическое  обеспечение проявляются в том, что воспитанники детских домов значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации, включая способность к приобретению профессии и трудоустройству; способность избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; способность образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции и т.д. Обобщение современных воспитательных, реабилитационных технологий и корректирующих программ, знакомство с передовым опытом в этой области позволяет в значительной мере изменить сложившиеся стереотипы и подходы в работе с воспитанниками детских домов.

     Социальная  защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства  и общества. Проблема сиротства - это актуальнейшая из проблем современной действительности России.

     Изучением особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, занимались многие ученые. Основоположником направления  изучения влияния отсутствия родителей на развитие ребенка является английский психолог Дж .Боулби.

     В нашей стране изучением детей  в школе-интернате, занималась группа исследователей под руководством Л.И. Божович. Они разработали методы изучения личности детей, а также  методику составления психолого-педагогической характеристики как необходимого условия накопления знаний об учащихся для диагностических и прогностических суждений о них.

     Исследованием детей, оставшихся без попечения  родителей, и разработкой методов  для создания оптимальных условий для развития занимаются такие ученые как A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых.

     Различные аспекты организации практической основы социальной работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей заложены в работах и таких авторов  как: Варывдин В.А., Клемантович И.П., Зубкова Т.С., Тимошина Н.В., Климантова Г.И., Михеева Л.Ю.(исследование системы социальной защиты детства), Буянова М.О., Савинова А.Н., Зарембо Т.Ф. (организация профилактической и реабилитационной работы). Однако данная проблема требует дальнейшего изучения. Поэтому мы выбрали темой нашей курсовой работы «Технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей».

     Цель  курсовой работы - изучение перспективных технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

     Для достижения поставленной цели потребовалась  постановка и решение следующих  задач:

  • исследовать проблемы сиротства;
  • изучить нормативно-правовую базу, определяющую технологии социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • изучить основное содержание технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и формы их устройства;
  • изучить дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • изучить технологии социальной помощи и поддержки детей в интернатных учреждениях на примере государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Тулы».

    Практическая  значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в разработке научно-методических рекомендаций по данной проблеме, а так же в практической работе в приютах, детских домах и школ-интернатов.

    Апробация и внедрение результатов  исследования: о результатах нашего исследования мы докладывали на семинарах в университете, сотрудникам центра, клиентам центра (семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию).

      1.1   Нормативно-правовая база, определяющая технологии социального обслуживания детей-сирот и детей,   оставшихся без попечения родителей

    Нормативно-правовые акты Российской Федерации по обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняты  в полном соответствии с подписанными и признанными ею международными документами. Основными из них являются: “Декларация прав человека и гражданина” (1948); “Декларация прав ребенка” (1959); “Конвенция о правах ребенка” (1989).

    В частности, в принятой ЮНЕСКО “Конвенции прав ребенка”, направленной на обеспечение полноценного развития его личности во всех уголках Земли, утверждается: “Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком” (ст. 20). 
    Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социального обслуживания детей сирот является Конституция Российской Федерации (в ст. 7 РФ провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека)[20], Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ. Государственная поддержка обеспечивается Федеральным законом РФ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”, который определяет систему социальных служб, принципы, на которых основывается предоставление социальных услуг, требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку их предоставления; Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (1996, а также редакции 1998 и 2002 гг.), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей. Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ “О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы” (1992), “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав” (1993), “О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества”(1993), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, например, “Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (1995). Это Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений.

    Также утверждена федеральная целевая  программа “Дети России” (1992, с  дополнениями 1996, 1998, 2002 гг.). В рамках этой программы существует целевая  программа “Дети-сироты”, направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.

     Защита  прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается  на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется следующими документами: Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (ст.34,35,39), Семейный кодекс РФ (ст. 121 - 125 и др.), Жилищный кодекс РСФСР (ст.53,60,62), Федеральный закон РФ от 04.12.96. «Принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет», другими правовыми актами в соответствии с законами субъектов РФ и отраслевым законодательством. 

Основное  содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения  родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализация этих задач возлагается на органы опеки и попечительства. На них возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при  отсутствии такой возможности в  соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство отдает приоритет семейным формам устройства детей, как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его социализации, воспитания и развития.

Социальная помощь детям-сиротам и детям, оказавшимся без попечения родителей, осуществляется разветвленной системой, которая включает в себя несколько уровней: государство как основной субъект организации помощи; государственные социальные службы (федеральные и муниципальные) как территориальные структуры, непосредственно оказывающие такую помощь; смешанные службы — государственные и коммерческие структуры, ориентированные в основном на оказание социально-психологической помощи; учреждения, созданные общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями как благотворительные центры. Усилия каждого из названных субъектов направлены на социальную адаптацию детей-сирот, коррекцию их поведения, которая связана с формированием ценностных ориентации детей-сирот в условиях закрытого детского учреждения, коррекцию их отношения к родителям, которые, в случаях социального сиротства, оставили их, предупреждение и профилактику преступности, правовое просвещение и т. д.

Наиболее  распространенными формами социальной помощи детям-сиротам и детям, оказавшимися без попечения родителей являются:

      жизнь в  семье. Статья 123 СК РФ, устанавливает, что дети, оставшиеся без попечения  родителей, подлежат передаче на воспитание в семью - на усыновление (удочерение), под опеку(попечительство) или в приемную семью….

     Из  всех предусмотренных законом форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетной является усыновление. Усыновление (удочерение) ребенка — это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками, родителями и детьми[23]. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим родителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т. д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет. Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в “Положении о порядке передачи детей”, утвержденном Постановлением Правительства РФ 15 сентября 1995 г. .№ 917. Приступая к работе по усыновлению, социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители (когда это необходимо и когда это возможно) и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны; если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью[30].

Кроме того, необходимо уделить внимание и подготовке усыновителей. В этой связи необходимо:

    • тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также» культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения;
    • следует определенно знать, отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию;
    • помогать усыновителям сосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка, нежели на своих собственных.

Информация о работе Технология социальной работы с детьми сиротами