Экспериментальное исследование социальной адаптации у детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание

Гипотеза исследования — Эффективность педагогической технологии, направленной на социальную адаптацию и формирование социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП, окажется существенно выше, если будет включать в себя:
- диагностическую оценку состояния навыковой деятельности у ребенка с ДЦП и прогнозирование на этой основе процесса формирования у детей необходимых в жизнедеятельности социально-бытовых навыков и умений;
- разработку прогностических индивидуальных программ формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей с ДЦП с учётом их индивидуальных психофизических особенностей;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретический анализ психологических и физиологических особенностей детей с детским церебральным параличом (ДЦП)……………..6
1.1. Причины и особенность заболевания…………………………………6
1.2. Психологические особенности детей с ДЦП………………………..10
1.3. Адаптация и формирование социально-бытовых навыков…………15
2. Подвижные и психологические игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов с ДЦП……………………………………………………17
2.1. Задачи и методика проведения подвижных и игр при детском церебральном параличе…………………………………………..………17
2.2. Методика подвижных игр для детей с ДЦП………………………..20
2.3. Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении……….23
3. Экспериментальное исследование социальной адаптации у детей с ДЦП……………………………………………………..………………………...27
Заключение…………………………………………………………………….…29
Литература……………………

Работа состоит из  1 файл

дети с ДЦП.doc

— 254.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...3

1. Теоретический анализ психологических и физиологических особенностей детей с детским церебральным параличом (ДЦП)……………..6

1.1. Причины и особенность заболевания…………………………………6

1.2. Психологические особенности детей с ДЦП………………………..10

1.3. Адаптация и формирование социально-бытовых навыков…………15

2. Подвижные и психологические игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов с ДЦП……………………………………………………17

2.1. Задачи и методика проведения подвижных и игр при детском церебральном параличе…………………………………………..………17

2.2. Методика подвижных игр для детей с ДЦП………………………..20

  2.3.  Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении……….23

3. Экспериментальное исследование социальной адаптации у детей с ДЦП……………………………………………………..………………………...27

Заключение…………………………………………………………………….…29

Литература……………………………………………………………………….31

Приложение……………………………………………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Детский церебральный паралич (ДЦП) относится к числу достаточно распространённых заболеваний, приводящих к различной степени выраженности детской инвалидности (В.А. Бронников и соавт., К.А. Семёнова). Как показывают исследования (Л.О. Бадалян, И.Н. Иваницкая), в последние годы тенденции к снижению заболеваемости не отмечается. Вместе с тем, во всех странах мира ДЦП занимает одно из ведущих мест в структуре хронических заболеваний детей и взрослых (2,5 - 5,9 на 1000 родившихся).

Актуальность изучения проблемы потребностей инвалидов связана с адаптацией их в социуме. В связи с этим возникает необходимость проведения психологических исследований особенностей развития личности у инвалидов, в частности больных с ДЦП.

Далеко не последнюю роль в структуре социальной реабилитации детей со сложными формами ДЦП играет умение оперировать всем спектром социально-бытовых навыков, необходимых в самообслуживании и способствующих коммуникации детей с социальной средой.

Эти обстоятельства послужили основанием для выбора темы нашего исследования: «Социальная адаптация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»

Объект исследования - социально-бытовая деятельность детей со спастическими формами ДЦП в условиях специализированного реабилитационного центра.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия формирования социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП.

Цель исследования — теоретическое обоснование, разработка и апробация эффективной методики формирования социально-бытовых
навыков у детей со спастическими формами ДЦП и сочетанными дефектами в условиях специализированного реабилитационного детского учреждения.

Гипотеза исследования — Эффективность педагогической технологии, направленной на социальную адаптацию и формирование социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП, окажется существенно выше, если будет включать в себя:

- диагностическую оценку состояния навыковой деятельности у ребенка с ДЦП и прогнозирование на этой основе процесса формирования у детей необходимых в жизнедеятельности социально-бытовых навыков и умений;

- разработку прогностических индивидуальных программ формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей с ДЦП с учётом их индивидуальных психофизических особенностей;

- процесс реализации индивидуальных программ с использованием методики, направленной на развитие и коррекцию двигательных и эмоциональных недостатков у воспитанников.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ путей решения проблемы коррекционной направленности обучения социально-бытовым навыкам детей с ДЦП и сочетанными дефектами;

2. Выявить основные факторы, препятствующие овладению социально-бытовыми навыками детьми с ДЦП и изучить условия эффективного их формирования в детском реабилитационном центре и семье;

3. Разработать и экспериментально проверить, методику, направленную на успешное формирование социально-бытовых навыков у детей с ДЦП, включающую в себя механизм диагностики уровней сформированности навыков и программу обучения детей с разными уровнями психомоторного развития социально-бытовым навыкам.

База исследования: Республиканский центр реабилитации детей-инвалидов на озере Таир в республике Марий Эл.

Научная новизна исследования заключается в том, что:
- получены новые данные об особенностях формирования социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП и сочетанными дефектами;
- в ходе экспериментального исследования разработана и апробирована методика диагностики и обучения социально-бытовым навыкам детей со спастическими формами ДЦП, расширяющая возможности педагогической коррекции отклонений у детей данной категории и их развития.

Теоретическая значимость работы заключается в:
- уточнении особенностей развития детей со спастическими формами ДЦП в процессе формирования социально-бытовых навыков, которые расширяют научные представления об условиях их обучения и воспитания;
-теоретическом обосновании целесообразности специфики педагогической технологии, основанной на оценочно-прогностическом подходе в процессе формирования у детей с ДЦП социально-бытовых умений и навыков.

Практическая значимость исследования выразилась в разработке:
- программы диагностики и оценки сформированности навыков и методики обучения детей со спастическими формами ДЦП социально-бытовым умениям и навыкам; рекомендаций в адрес педагогов, работающих в детских реабилитационных центрах и специальных коррекционных школах, а также родителей этих детей, занимающихся формированием и коррекцией социально-бытовых навыков у своих воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.             Теоретический анализ психологических и физиологических особенностей детей с детским церебральным параличом (ДЦП)

1.1. Причины и особенность заболевания.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это сборный термин для группы заболеваний, которые проявляются в первую очередь нарушениями движений, равновесия и положения тела. Причиной ДЦП является нарушение развития мозга или повреждение одной или нескольких его частей, которые контролируют мышечный тонус и моторную активность (движения).

Многочисленными исследованиями установлено, что ДЦП — обусловлено органическим поражением мозга, которое возникает во внутриутробном развитии плода, во время родов или в период новорожденности и сопровождается различными двигательными расстройствами, парезами, параличами, насильственными движениями, нарушениями координации [30, c.357].

Кроме того, у 60 - 80% детей, страдающих этими расстройствами, наблюдаются изменения психики и речи. Таким образом, при ДЦП страдают самые жизненно важные сферы деятельности человека. При этом степень выраженности психофизических дефектов может варьироваться от очень лёгких до крайне тяжёлых форм, что негативно сказывается на всем процессе адаптации этих детей к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Сочетание физических и умственных недостатков в развитии детей со спастическими формами ДЦП проявляется в нарушении структуры личности в целом, что, в свою очередь, приводит к трудностям в организации собственной деятельности и общения с окружающими у каждого ребенка.

Первые проявления поражения нервной системы могут быть очевидными уже после рождения, а признаки формирования ДЦП могут проявляться еще в грудном возрасте. Дети с церебральными параличами отстают в своем моторном развитии от сверстников и позже достигают таких вех моторного развития как переворачивание, сидение, ползание, ходьба.
Специалисты классифицируют три основных типа ДЦП:

- спастический (парез, паралич);

- гиперкинетический (дополнительные, чрезмерные движения, тик);

- атактический (атопсия – нарушение походки).

Но, как правило, чаше встречаются смешанные формы заболевания.
Согласно мировой практики, коэффициент более 2,5 промилле – показатель плохого медицинского обеспечения в государстве, коэффициент менее 2,5 промилле показывает относительно неплохие возможности медицины. В СССР этот показатель равнялся 2,7-2,8 промилле. В России сейчас это коэффициент, по разным оценкам, от 3 до 13 промилле. В Западной Европе – от 1,5 до 2 промилле [17, c.128].

Особенность детского церебрального паралича (ДЦП) состоит в том, что больные живут с ним всю жизнь. В большинстве случаев физическое состояния больных улучшается, но сохраняются ограничения деятельности: снижение возможности передвижения, нарушения речи и др. Больные ДЦП являются инвалидами с детства. Почти все исследования этой категории инвалидов ограничивались изучением формирования психических процессов детей, что было связано с необходимостью получения этими детьми обязательного начального и среднего образования. В этих рамках получила свое развитие отечественная дефектология. Изучение больных более старшего возраста не проводилось.

В настоящее время статус инвалида в России изменился. Период 90-х годов государство проводит антидискриминационную политику по отношению к людям с отклонениями в развитии. Закладываются основы формирования новой культурной нормы - уважения к различиям между людьми. Происходит переход от жесткого противопоставления общества и инвалида к интеграции инвалида в обществе.

Потребность интеграции инвалидов в обществе поставила перед специалистами новые задачи. Актуальность изучения проблемы потребностей инвалидов связана с адаптацией их в социуме. В связи с этим возникает необходимость проведения психологических исследований особенностей развития личности у инвалидов, в частности больных с ДЦП.

Еще в 1935 году профессор Л.П. Николаев в своей книге «Руководство по клинической биомеханике» выделил две группы больных с ортопедическими заболеваниями по принципу формирования приспособительных реакций, то есть в зависимости от адаптации больного к своему дефекту или заболеванию. Первая группа – с положительными адаптациями (приспособлениями). Вторая группа – с отрицательными адаптациями, когда дефекты служат приспособительным целям, но не перспективны для будущего лечения [12, c.65].

При детском церебральном параличе происходят сложные изменения в различных отделах головного мозга и опорно-двигательном аппарате у детей с появлением соответствующих изменений в развитии и состоянии ребенка и формированием патологических последствий у взрослых. Внимательный анализ всей клинической картины показывает, что и при ДЦП часто встречаются инстинктивные приспособления организмов, то есть адаптация к имеющемуся дефекту. И при ДЦП адаптации бывают как положительные, так и отрицательные. Практика показывает, что варианты адаптации во многом определяют перспективы восстановления. В этом важность рассматриваемого аспекта.

На основе многолетнего опыта работы Анатолий Петрович Ефимов, доктор медицинских наук, профессор, генеральный директор Межрегионального Центра восстановительной медицины и реабилитации в Нижнем Новгороде  выделяет множество приспособительных реакций у людей разного возраста, которые у них появились по подсказке их инстинкта и рефлексов [5б, с.249]. Но часть из них является положительной, а часть – отрицательной. Как отмечает Анатолий Петрович, во врачебной практике неоднократно приходится сталкиваться с тем, что незнание природы спонтанной двигательной активности приводит к тому, что многие положительные приспособительные явления в современной практике воспринимаются традиционно – как патологические движения, как признаки болезней. В результате назначается абсолютно неоправданное лечение, в том числе наркотикоподобными лекарствами. В то время как изучение биомеханики подобных проявлений двигательной активности позволяет утверждать: люди делают эти движения с пользой для своего здоровья.

Медицинские наблюдения свидетельствуют о том, что существует несколько вариантов приспособлений для компенсации имеющихся повреждений в организме.

Пример положительной адаптации – «конская стопа», то есть сильное выпрямление стопы в голеностопном суставе, возникает на короткой ноге для того, чтобы компенсировать длину конечности. При этом короткая нога удлиняется, и человек ходит быстро и активно.

Например, при спастической форме ДЦП критерием положительной адаптации является стремление больных принимать вертикальную позу, несмотря на повышенный тонус мышц, приводящий к спастическому состоянию ног, судорожному напряжению мышц и боли, с формированием деформаций по типу Х-образных или О-образных ног, плоскостопия. У таких больных при длительном пребывании на ногах возникают разгибательные контрактуры в суставах ног (то есть ноги «застывают» в выпрямленном положении). Такие люди, в том числе и дети, не могут приседать и прыгать. Но зато у них сохраняется очень важная для перспективы восстановления функция – возможность самостоятельно ходить в будущем после устранения или излечения ДЦП [13, c. 243].

Информация о работе Экспериментальное исследование социальной адаптации у детей с ДЦП