Экспериментальное исследование социальной адаптации у детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание

Гипотеза исследования — Эффективность педагогической технологии, направленной на социальную адаптацию и формирование социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП, окажется существенно выше, если будет включать в себя:
- диагностическую оценку состояния навыковой деятельности у ребенка с ДЦП и прогнозирование на этой основе процесса формирования у детей необходимых в жизнедеятельности социально-бытовых навыков и умений;
- разработку прогностических индивидуальных программ формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей с ДЦП с учётом их индивидуальных психофизических особенностей;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретический анализ психологических и физиологических особенностей детей с детским церебральным параличом (ДЦП)……………..6
1.1. Причины и особенность заболевания…………………………………6
1.2. Психологические особенности детей с ДЦП………………………..10
1.3. Адаптация и формирование социально-бытовых навыков…………15
2. Подвижные и психологические игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов с ДЦП……………………………………………………17
2.1. Задачи и методика проведения подвижных и игр при детском церебральном параличе…………………………………………..………17
2.2. Методика подвижных игр для детей с ДЦП………………………..20
2.3. Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении……….23
3. Экспериментальное исследование социальной адаптации у детей с ДЦП……………………………………………………..………………………...27
Заключение…………………………………………………………………….…29
Литература……………………

Работа состоит из  1 файл

дети с ДЦП.doc

— 254.00 Кб (Скачать документ)

Наоборот, отрицательная адаптация с неблагоприятными последствиями и отсутствием перспективы самостоятельной ходьбы наблюдается у людей, привыкших в связи с ДЦП с детства сидеть на детских креслах-колясках. Скованные спастическими сокращениями мышцы ног, спазмированные и плохо управляемые, со временем приводят к изменению состояния суставов – сгибательным контрактурам в коленных и тазобедренных суставах, то есть суставы фиксируются в положении сгибания, в результате на согнутых ногах люди любого возраста не могут стоять и ходить. В суставах и околосуставных тканях (связках и т.д.) происходят настолько выраженные и необратимые сковывающие изменения, что их не может исправить не только сила мышц, они не устраняются и хирургическим путем. Кроме того, из-за нарушений в состоянии центральной нервной системы (вестибулярный аппарат и мозжечок) страдает мускулатура, обеспечивающая вертикальное положение туловища, она несостоятельна и не приспособлена к ходьбе.

Пример отрицательной адаптации – ситуация, когда больной стоит на короткой ноге на всю стопу, а длинную ногу сгибает в коленном суставе. С годами коленный сустав длинной ноги «застывает», формируется контрактура, и человеку трудно ходить. И даже после того как удлиняется короткая нога, приходится лечить здоровую ногу.

Таким образом, приспособление ребенка с ДЦП к сидячей позе является отрицательной адаптацией. Таких детей с ДЦП надо адаптировать к прямохождению с помощью специальных аппаратов и костюмов. Пользоваться кресло-коляской следует как можно реже, чтобы не потерять возможный восстановительный потенциал и таким образом обеспечить адаптацию взрослого человека.

 

 

1.2. Психологические особенности детей с ДЦП

У 60 - 80% детей, страдающихДЦП, наблюдаются изменения психики и речи. Таким образом, при ДЦП страдают самые жизненно важные сферы деятельности человека. При этом степень выраженности психофизических дефектов может варьироваться от очень лёгких до крайне тяжёлых форм, что негативно сказывается на всем процессе адаптации этих детей к изменяющимся условиям жизнедеятельности [2, c.284].

Сочетание физических и умственных недостатков в развитии детей со спастическими формами ДЦП проявляется в нарушении структуры личности в целом, что, в свою очередь, приводит к трудностям в организации собственной деятельности и общения с окружающими у каждого ребенка.

К сожалению, в некоторых семьях малышу с ДЦП изначально отводится позиция так называемого "немощного сосуда". А действия родителей сводятся лишь к тому, чтобы уберечь свое чадо от "губительных" воздействий внешней среды. При таком подходе дети, как правило, с большим трудом приспосабливаются к самостоятельной взрослой жизни. В кругу семьи они привыкают к тому, что постоянная, каждодневная помощь становится неотъемлемой частью их бытия. Конечно, малыши с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в большей поддержке со стороны взрослых, чем обычные, но нельзя забывать, что безграничная и беспредельная помощь часто приводит к пассивному образу жизни, отсутствию инициативы. Кроме того, у ребенка, воспитанного подобным образом, формируется стойкое потребительское отношение ко всем окружающим (а они вряд ли бросятся на помощь по первому зову). Вот почему очень важно, чтобы у крохи всегда были прямые обязанности, за которые отвечает только он сам.

К примеру, во время уборки он может вытирать пыль, а если мама моет посуду, - пристроиться рядом и помыть кукольный сервиз. Если есть аквариум, тогда малыш может кормить рыбок. А возможно, будет с удовольствием поливать цветы на подоконнике. Главное, чтобы родители не забывали хвалить его даже за малейшее проявление активности и ни в коем случае не показывали своего недовольства - даже если следы "бурной деятельности" маленького хозяина придется устранять несколько часов. Это тот самый случай, когда терпение и определенная самоотверженность взрослых идет на пользу ребенку [6, c. 249].

Например, самостоятельное одевание способствует укреплению мышц рук, развитию координации движений и ориентировки в пространстве, даже позволяет обогатить активный словарный запас. Вначале пусть кроха оденет на прогулку куклу или плюшевого мишку и при этом объяснит маме, что и как он делает. Задача взрослого - поощрять ребенка говорить не только одно- двухсложными предложениями, но и полными развернутыми фразами. Со временем его речь будет меняться, и с каждой попыткой высказывания будут более похожи на те, которые он слышит от родителей. Впоследствии малышу можно доверить самостоятельно надеть свою шапочку или застегнуть "липучки" на ботинках.

К сожалению, попытка познакомиться с детьми во дворе далеко не всегда заканчивается успешно. При неудаче малыш замыкается в себе, теряет уверенность и отказывается от каких-либо действий вообще. Подобное положение можно исправить, "проиграв" травмирующие ситуации в спокойной обстановке. Например, с помощью домашнего кукольного театра.

В развитии любого ребенка однажды наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде (с родителями, бабушкой или няней), и ему необходимы контакты в детском коллективе. То есть, пора отправляться в детский сад. Этот момент, немаловажный и для здоровых детей, имеет особое значение для малыша с ДЦП. Ведь взаимоотношения со сверстниками в дошкольном детстве, как правило, становятся основой для формирования дальнейших навыков общения и социализации в обществе.

В крупных городах существуют центры, где обучаются дошколята с ДЦП. Это могут быть отдельные группы для детей с нарушениями в развитии в массовых детских садах, куда принимают малышей не только с нарушением опорно-двигательного аппарата, но и с задержкой психического развития или с интеллектуальной недостаточностью. Однако подобные учреждения не специализируются на социальной адаптации детей-инвалидов, и малыши с ДЦП не всегда получают там должную помощь. Гораздо эффективнее работают в этом направлении специализированные реабилитационные центры. Здесь дошколятам с церебральным параличом помогают решить проблему одиночества и страха перед окружающими, учат пониманию того, что, несмотря на многие ограничения, вместе можно добиться неплохих результатов, а общаться можно не только с помощью слов.

По желанию родителей, малыши могут находиться в центре либо только днем, либо круглосуточно. Круглосуточный вариант подойдет тем детям, транспортировка которых вызывает особую сложность из-за тяжелых двигательных нарушений. В других случаях гораздо полезнее посещать группы дневного пребывания. Ведь находясь в центре сутками, ребенок ограничен во взаимодействии с окружающим миром, а это не лучшим образом отражается на его способности к социальной адаптации. И еще один важный момент: занимаясь в центре, кроха должен понимать, что находится вне домашнего очага только потому, что учится - общаться и играть, самостоятельно решать определенные задачи. Родители обязаны уделить особое внимание этому аспекту.

Получение образования. К сожалению, далеко не все общеобразовательные школы готовы принять ребенка с ДЦП. Но экспериментальные классы, где вместе с обычными школьниками обучаются и дети - инвалиды, все-таки существуют. В основном они встречаются в частных школах, где количество учеников намного меньше, чем в массовых, и где педагогу легче подобрать программу обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Если же двигательные нарушения малыша настолько выражены, что не позволяют ему самостоятельно передвигаться и овладеть навыками самообслуживания, стоит подумать об обучении на дому или в школе – интернате [12, c. 64].

Обучение в домашних условиях имеет и достоинства, и недостатки. Конечно, в привычной, хорошо знакомой обстановке ребенок ощущает уверенность и защищенность. А индивидуальная работа педагога с малышом позволяет уделить ему максимальное внимание и тщательно контролировать процесс усвоения материала. Однако невозможно постигнуть всю полноту человеческих отношений, находясь только в кругу семьи или читая книги. Обучение один на один с преподавателем лишает больного ребенка необходимого общения со сверстниками. При таких условиях процесс социализации значительно замедляется, а многие проблемы во взаимоотношениях с окружающими так и остаются нерешенными.

Обучение в интернате. Этот способ получения образования позволяет устранить проблему социальной изоляции. В интернате ребенок не только получает общие знания, но и обучается трудовым навыкам, а опытные специалисты проводят мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию. Своевременная помощь дефектологов, медиков, инструкторов ЛФК позволяет не только устранить многие нарушения, вызванные заболеванием, но и подготавливает малыша к встрече с окружающим миром.

Хочется привести в пример слова одного из выпускников такого интерната. В настоящее время это талантливый программист, директор преуспевающей рекламной фирмы. Как-то в беседе он сказал: "Я очень благодарен родителям за то, что они поместили меня в интернат. Именно там я научился самостоятельности. Если бы они этого не сделали, я не имел бы того, что имею сейчас" [13, c.156].

Однако родителям не стоит настраиваться на то, что научить их малыша всем премудростям жизни смогут только опытные педагоги. Чем раньше начаты коррекционные мероприятия, тем легче будет проходить процесс адаптации к окружающей действительности. А элементарные навыки самообслуживания надо постараться привить ребенку еще до наступления школьного возраста.

Некоторые мамы и папы предпочитают воспитывать своих детей с ДЦП дома, самостоятельно. Однако реальную помощь ребенку можно оказать только при условии совместной работы разных специалистов. Кроме того, многие реабилитационные центры имеют специально оборудованные спортивные залы, релаксационные комнаты, бассейны, а программа обучения в таких учреждениях предусматривает не только общие дисциплины, но и дополнительные занятия, направленные на коррекцию и совершенствование психомоторного развития, логопедическую и психологическую помощь, восстановление двигательных функций. И к тому же - ежедневный медицинский контроль.

 

 

1.3. Адаптация и формирование социально-бытовых навыков

Далеко не последнюю роль в структуре социальной реабилитации детей со сложными формами ДЦП играет умение оперировать всем спектром социально-бытовых навыков, необходимых в самообслуживании и способствующих коммуникации детей с социальной средой.
В психолого-педагогической литературе проблема умений и навыков в социально-бытовой деятельности и самообслуживании у детей со спастическими формами ДЦП и интеллектуальной недостаточностью не нашли достаточно полного отражения, хотя она является актуальной для специальной педагогики как в теоретическом, так и практическом плане - в особенности.

В специальной литературе проблема формирования социально-бытовых навыков у детей с нарушениями психофизического развития и научные исследования в этом плане более или менее полно представлены в олигофренопедагогике (Г.Г.Зак, В.Ю.Карвялис, В.В.Коркунов, В.Ф.Мачихина, В.А.Панков, Т.И.Пороцкая, Т.Н.Стариченко,
В.А.Шинкаренко, A.M. Щербакова и некоторые другие). Однако при ДЦП, как показывают исследования, олигофрения имеет атипичный характер и не укладывается в традиционные представления. ( Э.С. Калижнкж, Л.М Шипицына, И.И.Мамайчук ), а это значит, что необходимы научно обоснованные методики обучения социально-бытовым навыкам детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сочетанным дефектом.
Как показывает наш опыт работы, препятствием на пути формирования у данной категории детей необходимых социально-бытовых навыков в семье и специальном учреждении становится отсутствие специальных методик и программ, а также доступной литературы с описанием педагогических приемов работы в этом направлении. В сложившейся практике нередко приходится наблюдать, что значительная часть детей с ДЦП оказывается неспособной к самообслуживанию и постоянно нуждается в опеке и помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, что значительно затрудняет их дальнейшую адаптацию и интеграцию с социальной средой [6, c.253].

Таким образом, становится очевидной необходимость разработки специальной педагогической технологии по обучению детей с ДЦП социально-бытовым навыкам, которая стала бы предпосылкой для расширения их возможностей в социальной коммуникации и развитии.

Анализ научной литературы, раскрывающий механизм формирования социально-бытовых навыков и умений у детей с психическими и физическими недостатками развития, а также изучение их особенностей у детей с ДЦП, позволили выявить следующие противоречия между:
        - имеющейся у детей с ДЦП потребностью в деятельности и общении и невозможностью реализовать эту потребность в полной мере в связи с низким уровнем самостоятельности в самообслуживании и недостаточным усвоением простейших социально-бытовых навыков, препятствующих возникновению коммуникативных связей и отношений с ближайшим окружением;
        - необходимостью использовать в процессе жизнедеятельности социально-бытовые навыки и низкими возможностями детей с ДЦП в самостоятельном овладении всем спектром таких навыков без соответствующей квалифицированной педагогической помощи.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в разработке психолого-педагогических условий, способствующих эффективности формирования социально-бытовых навыков у детей с ДЦП и повышению, на этой основе, процессов саморегуляции их деятельности.

2. Подвижные и психологические игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов с ДЦП

2.1. Задачи и методика проведения подвижных и игр при детском церебральном параличе

Подвижная игра - специфический вид двигательной деятельности. Она является сознательной деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. Подвижные игры занимают ведущее место как в физическом воспитании здорового человека, так и в процессе физической реабилитации больных и инвалидов, позволяя на высоком эмоциональном уровне эффективно решать лечебные и воспитательные задачи.

Подвижная игра как средство рекреации обладает целым рядом качеств, среди которых важнейшее место занимает высокая эмоциональность играющих. Эмоции в игре имеют сложный характер. Это и удовольствие от мышечной работы в игре, от чувства бодрости и энергии, от возможности дружеского общения в коллективной игре, от достижения поставленной в игре цели. Во время подвижной игры осуществляется комплексное воздействие на моторику и нервно-психическую сферу инвалида с детским церебральным параличом [7, c. 174].

Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме [Гребешева и др., 1990].

Информация о работе Экспериментальное исследование социальной адаптации у детей с ДЦП