Экспериментальное исследование социальной адаптации у детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание

Гипотеза исследования — Эффективность педагогической технологии, направленной на социальную адаптацию и формирование социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП, окажется существенно выше, если будет включать в себя:
- диагностическую оценку состояния навыковой деятельности у ребенка с ДЦП и прогнозирование на этой основе процесса формирования у детей необходимых в жизнедеятельности социально-бытовых навыков и умений;
- разработку прогностических индивидуальных программ формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей с ДЦП с учётом их индивидуальных психофизических особенностей;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретический анализ психологических и физиологических особенностей детей с детским церебральным параличом (ДЦП)……………..6
1.1. Причины и особенность заболевания…………………………………6
1.2. Психологические особенности детей с ДЦП………………………..10
1.3. Адаптация и формирование социально-бытовых навыков…………15
2. Подвижные и психологические игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов с ДЦП……………………………………………………17
2.1. Задачи и методика проведения подвижных и игр при детском церебральном параличе…………………………………………..………17
2.2. Методика подвижных игр для детей с ДЦП………………………..20
2.3. Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении……….23
3. Экспериментальное исследование социальной адаптации у детей с ДЦП……………………………………………………..………………………...27
Заключение…………………………………………………………………….…29
Литература……………………

Работа состоит из  1 файл

дети с ДЦП.doc

— 254.00 Кб (Скачать документ)

Предостережение: следите, чтобы, ударяя руками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попа­дания полезны.

 

«БРЫКАНИЕ» (для детей с 6 лет)

Участники разбиваются на пары. Один лежит на полу, другой стоит напротив. По команде стоящий наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежащего. Лежащий сопротивляется «нападению» и при этом громко кричит: «Нет!» Упражнение длится 2—3  минуты,  затем  пары  меняются  ролями.

Предостережение

1.    «Нападающий» давит только руками, а не телом.

2.    Защищающийся брыкается только ногами, без помощи рук.

 

«ДВА БАРАНА» (для детей с 5 лет)

Помните: «Рано-рано два барана повстречались на мосту»? Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся — проиграл. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Замечание:  следите, чтобы  «бараны»  не расшибли себе лбы.

 

«КУРИЦЫ И ПЕТУХ»

На скамейке-«насесте» тесно стоят, «курицы», крепко уцепившись ступнями. «Петух», заложив руки за спину, гордо прохаживается вокруг «насеста». Неожиданно он толкает одну из куриц». Та должна удержаться на «насесте», не столкнув при том соседей. Тот, по чьей вине «курицы» упали, становится «петухом».

 

«ШТУРМ КРЕПОСТИ» (для детей с 5 лет)

Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится «крепость». Тапки, стулья, кубики, одежда, книги, одеяла и т. д. — все собирается в одну большую кучу. У играющих есть мяч — «пушечное ядро». По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча — «крепость» — не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

 

 

 

 

3. Экспериментальное исследование социальной адаптации у детей с ДЦП

 

Экспериментальной базой для нашего исследования стал Республиканский центр реабилитации детей-инвалидов на озере Таир. Центр регулярно планирует и проводит и планирует несколько профильных смен за сезон для детей с ДЦП, заболеваниями нервной системы, зрительными нарушениями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Здесь собираются со всех концов Марий Эл дети-инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В нашем исследовании приняли участие 15 детей в возрасте от 6-7 лет. Предварительно проведенные нами исследования показали, что в основе особенностей личности испытуемых лежит тревожность. Дальнейшая работа в этом направлении позволила выявить одну из причин тревожности, которая заключается в том, что мотивация активности лежит не в сфере дела, а в стремлении к быстрому успеху. Возможно, что недостаток приобретения опыта преодоления бытовых трудностей, постоянная гиперопека со стороны родителей способствовали формирования данного защитного механизма.

На базе Республиканского центра реабилитации детей-инвалидов с последствиями детского церебрального паралича (озеро Таир, Марий Эл) был организован курс реабилитационно-рекреативных мероприятий, куда вошли занятия подвижными и психологическими играми для детей-инвалидов этой категории, имеющими различную степень выраженности двигательных расстройств. Весь курс реабилитационно-рекреативных мероприятий проходил в течении месяца, при частоте посещений занятий играми три раза в неделю. При этом игровая деятельность рассматривалась, как часть восстановительного лечения проводимого в РЦ ДЦП, и занимающиеся в группах одновременно получали другие виды реабилитационного воздействия (лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, физиотерапию).

Анализ показывает, что подвижные и психологические игры, игры в воде, игры-эстафеты, проводимые по изложенной выше методике, в комплексе реабилитационных мероприятий позитивно влияют на физическое и психическое состояние детей с ДЦП.

Зафиксированы изменения в физическом состоянии детей - увеличение объема движений в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах нижних конечностей.

В психическом состоянии детей с ДЦП зафиксированы следующие изменения:

      улучшение концентрации внимания;

      снижение тревожности в общении;

      увеличение активности;

      увеличение концентрации внимания;

      улучшение социально-бытовой ориентации.

Таким образом, в результате проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:

Находясь среди своих сверстников, с похожими проблемами, дети перестают испытывать чувство неполноценности, охотнее общаются. Лишаясь гиперопеки родителей, дети учатся быть самостоятельными, берут на себя ответственность за решение посильных проблем.

Итак, своевременное и адекватное использование групповых игр и упражнений, в качестве метода рекреации, адаптации и коррекции эмоциональных нарушений, у детей с ДЦП предотвращает невротическое развитие их личности и пред­ставляет собой эффективное средство социальной адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Реальную помощь ребенку с последствиями ДЦП можно оказать только при условии совместной работы разных специалистов. Кроме того, многие реабилитационные центры имеют специально оборудованные спортивные залы, релаксационные комнаты, бассейны, а программа обучения в таких учреждениях предусматривает не только общие дисциплины, но и дополнительные занятия, направленные на коррекцию и совершенствование психомоторного развития, логопедическую и психологическую помощь, восстановление двигательных функций. И к тому же - ежедневный медицинский контроль.

Находясь среди своих сверстников, с похожими проблемами, дети перестают испытывать чувство неполноценности, охотнее общаются. Лишаясь гиперопеки родителей, дети учатся быть самостоятельными, берут на себя ответственность за решение посильных проблем.

Итак, своевременное и адекватное использование групповых игр и упражнений, в качестве метода рекреации, адаптации и коррекции эмоциональных нарушений, у детей с ДЦП предотвращает невротическое развитие их личности и пред­ставляет собой эффективное средство социальной адаптации.

Таким образом, гипотеза нашего исследования — эффективность педагогической технологии, направленной на социальную адаптацию и формирование социально-бытовых навыков у детей со спастическими формами ДЦП, окажется существенно выше, если будет включать в себя:

- диагностическую оценку состояния навыковой деятельности у ребенка с ДЦП и прогнозирование на этой основе процесса формирования у детей необходимых в жизнедеятельности социально-бытовых навыков и умений;

- разработку прогностических индивидуальных программ формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей с ДЦП с учётом их индивидуальных психофизических особенностей;

- процесс реализации индивидуальных программ с использованием методики, направленной на развитие и коррекцию двигательных и эмоциональных недостатков у воспитанников – подтверждена.

Цель достигнута, задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.   Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие развития познавательной сферы.\\Вопр. Психологии. – 2003 - №5. С. 60—64.

2.   Атлашкина Т. В. Развитие памяти и интеллекта у детей с задержкой психического развития. СПб.: Респекс. - 2005. – 384с.

3.   Афонькина Ю, Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников.\\ Дошкольное воспитание. - 1992. №1. С.12-22.

4.   Богуславская З. М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.:Книга для воспитателей детского сада. –М.:Просвещение. - 1991.-207с.

5.   Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети.— М., 1963.-326с.

6.   Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников.\\ Дошкольное воспитание. - 2002. - №5. - С.45-49

7.   Возрастные и индивидуальные различия памяти.\\ Под ред. А.А. Смирнова - М: Просвещение,-1997. - 300с.

8.    Волосова Е., Рошкина Г. Что и почему запоминает ребенок.\\Дошкольное воспитание, - 2004, -№3, С.30-33.

9.    Выготский Л.С. Проблеиы дефектологии. -  М. 1995. - с.468.

10. Детская психология: Учебное пособие / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; - Минск: Университетское изд.,-1998. - 399с.

11. Дефектология. Уч. Пос. под ред. И.П. Серова. М.: Гуманитарий.-2005, -368с.

12. Житникова Л.Н. В защиту прав детей-инвалидов.// Новый регион. – 2006. № 3. с. 64-69.

13.       Забрамная С.Д. Отбор детей во вспомогательные школы. СПб.: Нева, 1999. – 258с.

14. Исследование памяти у детей с различными нарушениями психических функций. / Отв. ред. И.Н. Корж. - М: Наука,-1990. - 216с.

15. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. - М: Просвещение,-1997.- 156с.

16.    Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения. - М: Евразия, -2000. - 320с.

17. Ковалева Е., Синицина Е. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью,-2005.-136с.

18.    Корниенко Н.А. Развитие памяти у детей дошкольного возраста. М.:Росмэн,-1996 – 384с.

19. Козаренко В.А. Память, мышление, речь.  //Дошкольное вос­питание.- 2006. № 2. С. 19—21.

20. Козлов М.Я.,Левин А. Л. Детская сурдоаудиология.—М., 1989.-284с.

21. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение.- 1998, - 230с.

22. Лебедева О. О возможностях развития образной памяти. // Ж. Дошкольное воспитание, -2005, №8. С.52-54.

23. Лезер Ф. Психология личности и деятельности дошкольника. М.: София,- 2005. – 362с. 

24. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М: Смысл,-2000. - 512с.

25. Леонтьев А.Н. Пробелы развития психики. - М: Из-во Моск. Ун-та,-1991.- 584с.

26. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памя­ти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР,- 1998. - 816с.

27. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Просвещение,- 1990 – 473с.

28. Маслова В.И., Вайберг М.И. Игры и упражнения по развитию памяти у дошкольников. – Чебоксары: «КЛИО»,-1997.- 16 с.

29. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно- Уральское книжное издательство,- 1999. - 330с.

30. Матюгин И.Ю. Запомининие цифр. - М.: Эйдос.- 1999. – 340с.

31. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение,-1991-246с.

32. Развитие логической памяти у детей с нарушениями интеллекта. / Под ред. А.А. Смирнова. - М: Просвещение, -2006. - 256с.

33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер,- 2000. - с.720

34. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. - М: Просвещение, -1979.- 156с.

35. Смирнова И.Р. Проблемы психологии детей, обучающихся в домах-интернатах.// Школьная газета. 2001. №7, с.26-28.

36. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей - Ярославль: Академия развития, -1996. — 288 с.

37. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. М: Издательский центр «Академия», -1999. -336 с.

38. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного воз­раста. - М: Просвещение, -1994. - 144с.

39. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития,-1997.-240с.

40. Эльконин Д.Б. Развитие высших психических функций. Екатеринбург. Деловая книга,-1998 – 346с.

 

 

 

Приложение.

Протокол исследования детей с последствиями ДЦП в начале и в конце занятий.

 

1. Особенности поведения. Результат наблюдения при беседе с психологом.

Имя

Возр.

Особенности поведения

В начале

В конце

1

Наташа С.

6 лет

Инертная, необщительная

Медлительная, общается более охотно.

2

Дима Н.

6 лет

Скован, необщителен

Более общителен

3

Егор В.

7 лет

Возбудимый, много лишних движений, многословен

Подвижный, общительный

4

Ирина Д.

7 лет

Скована, медлительна

Медлительна

5

Саша С.

6 лет

Беспокойный, необщительный

Беспокоится меньше, общается охотнее.

6

Оля К.

6 лет

Нерешительна, тревожна

Тревожность снизилась, общается не охотно

7

Света Р.

6 лет

Непоследовательна, трудно удерживает внимание

Подвижная, в разговоре более внимательна.

8

Лена В.

7 лет

Тревожна, плохо идет на контакт

Тревожность снизилась, общается не охотно

9

Андрей И.

6 лет

Скован, необщителен

Медлительный, отвечает односложно

10

Ринат Г.

7 лет

Беспокойный, необщительный

Подвижный, появился интерес к общению

11

Альбина Э.

6 лет

Нерешительна, тревожна

Тревожность снизилась, появился интерес к общению

12

Илья Ф.

6 лет

Непоследователен, трудно удерживает внимание

Подвижный, в разговоре более внимателен.

13

Миша В.

7 лет

Беспокойный, необщительный

Тревожность снизилась, общается не охотно

14

Слава И.

6 лет

Скован, необщителен

Медлителен, общается избирательно

15

Олег Х.

7 лет

Нерешителен, тревожен

Тревожность снизилась, появляется интерес к общению

Информация о работе Экспериментальное исследование социальной адаптации у детей с ДЦП