Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:48, дипломная работа

Описание

Цель исследования.
Изучить специфику мотивации общения подростков со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи исследования.
Теоретические задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме психических новообразований подросткового возраста;
2. Проанализировать научную литературу по проблеме мотивации общения подростков со сверстниками;

Содержание

Введение ...................................................................................................................... 3
Глава I. Представления о мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов ..................................................................................................................... 7
§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности . 7
§ 2. Концепции мотивации в трудах отечественных психологов ...................... 9
§ 3. Теории мотивации в трудах зарубежных психологов ................................. 12
Глава II. Социально-психологические особенности подросткового возраста и специфика мотивации общения подростков со сверстниками ......................18
§ 1. Кризис подросткового возраста ........................................................................18
§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте ............................22
§ 3. Особенности формирования мотивационной сферы в подростковом возрасте …………………………………………………………………………........ 24
§ 4. Специфика мотивации общения подростков со сверстниками………..…27
Глава III. Эмпирическое исследование мотивации общения подростков со сверстниками .............................................................................................................. 34
§ 1. Выборка и методики эмпирического исследования .....................................34
§ 2. Процесс проведения и анализ результатов эмпирического исследования...................................………………………………………………… 41
Выводы по эмпирической части исследования ................................................... 56
Выводы по задачам исследования ......................................................................... 60
Заключение ………………………………………….……………………………… 65
Список литературы ....................................................................................................66
Приложения ………………………………………………………………………… 70
Приложение № 1. Психодиагностические методики, использованные в эмпирическом исследовании................................................................................... 70 Приложение № 2. Результаты эмпирического исследования в диаграммах...90
Приложение № 3. Корреляционный анализ психодиагностических данных по 5-ти методикам..........................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 871.00 Кб (Скачать документ)

Социально-психологическая установка на «альтруизм» – 87%, социально-психологическая установка на «эгоизм» – 13%. По данной паре социально-психологических установок можно заметить, что у респондентов 14-ти лет  установка на «альтруизм» явно более выражена, чем установка на «эгоизм».

Социально-психологическая установка на «труд» – 87%, социально-психологическая установка на «деньги» – 13%, в данной паре социально-психологических установок можно заметить, что у респондентов 14-ти лет  установка на «труд» заметно более выражена, чем установка на «деньги».

Социально-психологическая установка на «свободу» – 87%, социально-психологическая установка на «власть» – 13%, в данной паре социально-психологических установок можно заметить, что у респондентов 14-ти лет  установка на «свободу» более выражена, чем установка на «власть».

3-я группа – респонденты 15-ти лет, в нашей выборке представлено 26 человек (41%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых.

Социально-психологическая установка на «процесс» – 54%, социально-психологическая установка на «результат» – 46%, в данной паре социльно-психологических установок можно заметить, что у респондентов результаты распределены почти равномерно.

Социально-психологическая установка на «альтруизм» – 54%, социально-психологическая установка на «эгоизм»  – 46%, %, в данной паре социльно-психологических установок можно заметить, что у респондентов результаты распределены почти равномерно, что отличается от распределения результатов в других группах, где установка на «альтруизм» доминирует над установкрй на «эгоизм». 

Социально-психологическая установка на «труд» – 62%, социально-психологическая установка на «деньги» – 38%, в данной паре социльно-психологических установок можно заметить, что у респондентов 15-ти лет установка на «труд» немного более выражена, чем установка на «деньги».

Социально-психологическая  установка на «свободу» – 85%, социально-психологическая установка на «власть» – 15%, в данной паре социльно-психологических установок можно заметить, что у респондентов 15-ти лет установка на «свободу» более выражена, чем установка на «власть».

4. Методика «Ценностные ориентации», разработанная  М. Рокичем.

Общее количество респондентов - 63 человека. 63 чел. = 100%.

Данная методика направлена на выявление тех основных ценностей, которые человек считает для себя наиболее важными. Эта методика основывается на ранжировании представленного списка базовых ценностей.  Ниже приведены результаты ранжирования, - доминирующие ценности, которые респонденты поставили на первое место.

Терминальные ценности – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться:

    • Здоровье – 16 человек, по отношению ко всей выборке –  25%;
    • Любовь – 15 человек, по отношению ко всей выборке – 24%;
    • Друзья – 7 человек, по отношению ко всей выборке – 11%;
    • Свобода – 6 человек, по отношению ко всей выборке – 10%;
    • Развитие себя – 4 человека, по отношению ко всей выборке – 6%;
    • Творчество – 3 человека, по отношению ко всей выборке – 5%;
    • Материально обеспеченная жизнь – 2 человека, по отношению ко всей выборке – 3%;
    • Активная жизнь – 2 человека, по отношению ко всей выборке – 3%;
    • Счастливая семейная жизнь – 2 человека, по отношению ко всей выборке –  3%;
    • Познание – 2 человека, по отношению ко всей выборке – 3%;
    • Уверенность в себе – 2 человека, по отношению ко всей выборке – 3%;
    • Интересная работа – 1 человек, по отношению ко всей выборке – 2%;
    • Счастье других – 1 человек, по отношению ко всей выборке –2%.

Можно сделать вывод, что у респондентов преобладают такие терминальные  ценности как здоровье (25%) и любовь (24%).

Инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации:

    • Независимость – 10 человек, по отношению ко всей выборке – 16%
    • Жизнерадостность – 10 человек, по отношению ко всей выборке – 16%;
    • Честность – 9 человек, по отношению ко всей выборке – 14%;
    • Образованность – 8 человек, по отношению ко всей выборке –  13%;
    • Воспитанность – 4 человека, по отношению ко всей выборке – 6%;
    • Твердая воля –  3 человека, по отношению ко всей выборке – 5%;
    • Рационализм –  3 человека, по отношению ко всей выборке – 5%;
    • Аккуратность –  3 человека, по отношению ко всей выборке – 5%;
    • Широта взглядов -  3  человека, по отношению ко всей выборке – 5%;
    • Высокие запросы - 2  человека, по отношению ко всей выборке – 3%;
    • Ответственность - 2  человека, по отношению ко всей выборке – 3%;
    • Чуткость –  2 человека, по отношению ко всей выборке – 3 %;
    • Исполнительность – 1 человек, по отношению ко всей выборке –1,5%;
    • Умение отстоять свое мнение – 1 человек, по отношению ко всей выборке – 1,5%;
    • Терпимость –  1 человек, по отношению ко всей выборке – 1,5%;
    • Эффективность в делах - 1 человек, по отношению ко всей выборке – 1,5%.

У респондентов преобладают такие инструментальные  ценности как независимость (16%), жизнерадостность (16%), честность (14%) и образованность (13%), - наибольшие показатели по всей выборке.

Анализ результатов  данного теста выявил среди респондентов мужского пола и женского пола следующие "расхождения".

Преобладающие терминальные ценности – здоровье (данную ценность предпочли 29% мальчиков и 21% девочек) и любовь (данную ценность предпочли 14% мальчиков и 29% девочек), из чего следует, что у респондентов мужского пола доминирующей ценностью является здоровье, а у респондентов женского пола – любовь.

  Преобладающие инструментальные  ценности – независимость (данную ценность "предпочли" 19% мальчиков и 29% девочек)  и жизнерадостность (данную ценность "предпочли" 19% мальчиков и 29% девочек). Здесь показатели идентичны.

5. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.

Общее количество респондентов - 63 человека. 63 чел. = 100%.

Мы произвели анализ результатов психодиагностического  тестирования наших респондентов по данной методике. Мы выделили тестовые показатели респондентов, - их "главную" (доминирующую) потребность и степень удовлетворения (реализации) основных потребностей. В методике выделено три зоны выраженности «реализации» потребностей – зона удовлетворенности, зона частичной удовлетворенности и зона неудовлетворенности. Ведущие потребности, которые были выявлены у респондентов в результате тестирования:

  • Социальные потребности – 23 человека, по отношению ко всей выборке – 37%;
  • Потребности самовыражения – 23 человека, по отношению ко всей выборке – 37%;
  • Материальные потребности – 10 человек, по отношению ко всей выборке – 15%;
  • Потребности в признании – 5 человек, по отношению ко всей выборке -  8%;
  • Потребности в безопасности - 2 человека, по отношению ко всей выборке – 3%.

Анализ данных данного теста показал, что у респондентов среди главных потребностей преобладают социальные потребности (37%) и потребности самовыражения (37%).

Так же, по данной методике выявлена степень удовлетворенности/неудовлетворенности потребностей. Удовлетворенность потребностей:

  • Материальная – 19 человек, по отношению ко всей выборке – 30%;
  • Безопасность - 15 человека, по отношению ко всей выборке – 24%;
  • Социальная – 12 человека, по отношению ко всей выборке – 19%;
  • Признание – 9 человек, по отношению ко всей выборке -  14%;
  • Самовыражение – 4 человека, по отношению ко всей выборке – 6%.

Из этого можно сделать вывод, что наиболее удовлетворенной потребностью среди респондентов является материальная потребность (удовлетворена у 30% респондентов) и потребность в безопасности (удовлетворена у 24% респондентов).

Так же есть респонденты, у которых вообще не было выявлено полностью удовлетворенных потребностей, таких респондентов – 17 человек, по отношению ко всей выборке – 27%.

Неудовлетворенность потребностей:

    • Самовыражение – 12 человека, по отношению ко всей выборке – 19%;
  • Социальная – 8 человек, по отношению ко всей выборке – 13%;
  • Материальная – 5 человек, по отношению ко всей выборке – 8%;
  • Безопасность - 3 человека, по отношению ко всей выборке – 5%;
  • Признание – 1 человек, по отношению ко всей выборке -  2%.

Следовательно,  наиболее неудовлетворенной потребностью среди респондентов является потребность в самовыражении  (не удовлетворена у 19% респондентов) и социальная потребность (в социальных контактах), - не удовлетворена у 13% респондентов.

Так же есть респонденты, у которых вообще не было выявлено полностью неудовлетворенных потребностей, таких респондентов – 36 человек, по отношению ко всей выборке – 57%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по эмпирической части исследования.

 Мы эмпирически изучили степень выраженности потребности в общении у подростков, их ценности, социально-психологические установки, направленность личности, основные потребности в общей выборке испытуемых. Приведём здесь выводы и осуществим краткую интерпретацию полученных нами наиболее «показательных» информационных данных.

  1. Анализ данных тестовой психодиагностической методики изучения потребности в общении выявил, что у большинства респондентов высокий уровень потребности в общении (у 70% опрошенных). Это значит, что у опрошенных нами подростков сильно выражена потребность в общении. У 28% респондентов средний уровень потребности в общении и у 2% - низкий. Следовательно, среди всех респондентов лишь 2% не испытывают более-менее сильной потребности в общении. Относительно разделения по половому признаку, здесь результаты распределились равномерно. Анализ результатов данной методики по возрасту показал, что наибольшая выраженность потребности в общении наблюдается у респондентов  в возрасте 13-ти и 15-ти лет, а средний уровень потребности в общении в большей степени наблюдается  у респондентов 14-ти лет.

2. Как показала методика диагностики направленности личности, у 53% респондентов наблюдается направленность личности на общение, то есть стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Результаты по таким показателям как направленность личности на себя и направленность на дело распределились примерно равномерно. У 25% респондентов наблюдается направленность «на себя» – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. У 22% тестируемых более выражена направленность «на дело» – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность в интересах дела отстаивать собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Следовательно, интересующая нас направленность на общение является предпочтительной. Среди респондентов разного пола доминирует направленности на общение. В свою очередь, у девочек направленность личности на себя более выражена, чем у мальчиков, а у мальчиков направленность личности на дело более выражена, чем у девочек. Высокий уровень потребности в общении преобладает у респондентов  в возрасте 13-ти и 15-ти лет, а средний уровень потребности в общении в большей степени наблюдается  у респондентов 14-ти лет.

3. Анализ данных тестовой психодиагностической методики изучения социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, выявил следующий результат, который непосредственно относится к предмету дипломного исследования. Социально-психологическая установка на «альтруизм» - наблюдается у 68% опрошенных нами респондентов. Данная установка непосредственно связана с общением, так как "ориентирующиеся" на альтруизм люди хотят или могут приносить пользу другим иногда "во вред себе", - значит они личностно направлены на взаимодействие с людьми и на их одобрение. Что касается результатов по остальным показателям выше было сказано о распределении результатов по данной методике. Среди респондентов мужского пола преобладают такие установки как установка на «результат», установка на «альтруизм». У респондентов женского пола доминируют такие социально-психологические установки как установка на «процесс»,  установка на «свободу». И у мальчиков и у девочек равномерно преобладает установка на «труд».  У респондентов 13-ти и 14-ти лет  установка на «альтруизм» явно более выражена, чем установка на «эгоизм». Это косвенно подтверждает социальную направленность мотивации в подростковом возрасте. А у респондентов 15-ти лет результаты распределены почти равномерно. У респондентов всех возрастных групп установка на «труд» заметно более выражена, чем установка на «деньги». Это косвенно подтверждает то, что совместная деятельность, взаимодействие, общение, - являются исключительно значимыми в подростковом возрасте. У респондентов всех возрастных групп  установка на «свободу» более выражена, чем установка на «власть». Это является подтверждением тому, что для подростков гораздо важнее свободное самовыражение, чем "властвование" над другими. Результаты по остальным установкам распределились равномерно.

Информация о работе Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками