Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:48, дипломная работа

Описание

Цель исследования.
Изучить специфику мотивации общения подростков со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи исследования.
Теоретические задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме психических новообразований подросткового возраста;
2. Проанализировать научную литературу по проблеме мотивации общения подростков со сверстниками;

Содержание

Введение ...................................................................................................................... 3
Глава I. Представления о мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов ..................................................................................................................... 7
§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности . 7
§ 2. Концепции мотивации в трудах отечественных психологов ...................... 9
§ 3. Теории мотивации в трудах зарубежных психологов ................................. 12
Глава II. Социально-психологические особенности подросткового возраста и специфика мотивации общения подростков со сверстниками ......................18
§ 1. Кризис подросткового возраста ........................................................................18
§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте ............................22
§ 3. Особенности формирования мотивационной сферы в подростковом возрасте …………………………………………………………………………........ 24
§ 4. Специфика мотивации общения подростков со сверстниками………..…27
Глава III. Эмпирическое исследование мотивации общения подростков со сверстниками .............................................................................................................. 34
§ 1. Выборка и методики эмпирического исследования .....................................34
§ 2. Процесс проведения и анализ результатов эмпирического исследования...................................………………………………………………… 41
Выводы по эмпирической части исследования ................................................... 56
Выводы по задачам исследования ......................................................................... 60
Заключение ………………………………………….……………………………… 65
Список литературы ....................................................................................................66
Приложения ………………………………………………………………………… 70
Приложение № 1. Психодиагностические методики, использованные в эмпирическом исследовании................................................................................... 70 Приложение № 2. Результаты эмпирического исследования в диаграммах...90
Приложение № 3. Корреляционный анализ психодиагностических данных по 5-ти методикам..........................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 871.00 Кб (Скачать документ)

4. Методика «Ценностные ориентации», дала нам следующие сведения. У респондентов среди доминирующих ценностей выявлены такие ценности как любовь (у 24% респондентов)  и дружба (у 11% респондентов), из чего можно сделать вывод, что таким образом подростки проявляют свою направленность на общение, потому что данные ценности непосредственно связаны с социальными контактами. Причем у респондентов мужского пола доминирующей ценностью является здоровье, а у респондентов женского пола – любовь. А  показатели инструментальных ценностей идентичны. Преобладающие инструментальные ценности – независимость (данную ценность "предпочли" 19% мальчиков и 29% девочек)  и жизнерадостность (данную ценность "предпочли" 19% мальчиков и 29% девочек).

5. Также о направленности респондентов на общение "говорит" и то, что среди главных потребностей на первых местах стоят такие потребности как потребность в социальных контактах (у 37% респондентов) и в самовыражении (у 37% респондентов).

Мы так же составили выводы по данным корреляции психодиагностических результатов тестирования всей нашей эмпирической базы (выборки). Результаты проведённой нами корреляции по Пирсону/Спирмену оказались следующие. Была выявлена прямая связь потребности в общении с альтруизмом. Имеется так же корреляционная явная взаимосвязь потребности в общении с такой ценностью как дружба. Это подтверждает наше предположение о том, что у подростков в данном возрасте актуализируется потребность в общении с друзьями. Также выявлена корреляционная взаимосвязь потребности в общении с такими ценностями как счастливая семейная жизнь и чуткость. По поводу взаимосвязи потребности в общении и такого личностного качества как чуткость можно сказать о том, что чуткость является одним из важных качеств, влияющих на успешность в общении и на установление доверительных отношений. Кроме того,  в результате корреляционного анализа была выявлена прямая корреляционная связь между направленностью личности и социально-психологической установкой альтруизм. Учитывая, что эмпирическое исследование показало, что у 53% респондентов направленность личности на общение является доминирующей, можно сделать вывод, что альтруизм является важным качеством в процессе общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по задачам  исследования.

Выводы по теоретическим задачам.

ПЕРВОЙ и ВТОРОЙ задачей нашего исследования было осуществление научного анализа личностных особенностей подростков. Данная задача полностью решена в первой и во второй главах настоящего исследования через анализ личностно-психологических, социально-психологических и возрастных особенностей подростков, проведённый по значительному количеству как классических, так и современных научных трудов учёных-психологов.

Исследованы теоретические  и эмпирические труды таких отечественных  авторов как: Божович Л.И., Вилюнас В.К., Выготский Л.С., Ильин Е.П., Кон И.С., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Реан А.А., Рубинштейн,  С.Л Фридман Л.М. и других.

Изучены теоретические  и эмпирические труды таких иностранных  авторов как: Крайг Г., Маслоу А.Г., Райс Ф., Фрэнкин Р., Хекхаузен Х.

На основе анализа  научных трудов названных и других авторов систематизирована информация о таких основных параметрах подросткового возраста как: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, сфера общения, активно формирующиеся психические новообразования (кризис подросткового возраста, самооценка, самосознание), - характеризующие эмоциональное и социальное развитие подростков.

Предметно рассмотрены  личностные (мотивационные, эмоциональные, и пр.) и социально-психологические (специфика мировоззрения, специфика "Образа Я", коммуникационная специфика  и т.д.) особенности подростков.

Детально изучены особенности мотивационной и эмоциональной сфер подростков.

ТРЕТЬЕЙ задачей нашего исследования было выявление мотивационных параметров личности подростков, влияющие на их общение между собой. Причины актуализации потребности подростков в общении со сверстниками могут быть следующими.

Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении  подростка и в определении  его статуса в глазах сверстников. Общение и социальное взаимодействие вообще область, в которой ярко проявляется стремление подростков обрести свою идентичность.

Общение со сверстниками – это очень важный специфический  канал информации, по нему подростки  и юноши узнают многие необходимые  вещи, которых не сообщают взрослые. Также это специфический вид межличностных отношений. Совместная деятельность вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Общение со сверстниками – это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.

Выводы по эмпирическим задачам.

Выводы по эмпирическим задачам в буквальном контексте  отражают эмпирическую часть исследования, ибо она была проведена согласно поставленным эмпирическим задачам. Выводы по эмпирической части исследования детально были представлены нами выше.

В выводах по нашим основным эмпирическим задачам (4-я задача) мы приведём основные результаты нашего эмпирического исследования.

ЧЕТВЁРТОЙ ЗАДАЧЕЙ нашего исследования было подготовить и провести эмпирическое исследование. Выявить потребностно-мотивационную направленность личности подростков. Эмпирически изучить потребности подростков и степень их удовлетворенности. В результате исследования было выявлено, что среди направленностей личности (на дело, на себя и на общение) у всех опрошенных нами респондентов преобладает направленность на общение. Высокий уровень потребности в общении преобладает у респондентов  в возрасте 13-ти и 15-ти лет, а средний уровень потребности в общении в большей степени наблюдается  у респондентов 14-ти лет. И у мальчиков и у девочек также доминирует направленность личности на общение. Это подтверждает наше предположение о предпочтительности направленности на общение в данном возрастном периоде.

Анализ потребностей подростков показал, что у респондентов среди главных потребностей преобладают социальные потребности (37%) и потребности самовыражения (37%). Это также «говорит» о направленности на общение.

Также была выявлена степень удовлетворенности/неудовлетворенности потребностей. Наиболее удовлетворенной потребностью среди респондентов является материальная потребность (удовлетворена у 30% респондентов) и потребность в безопасности (удовлетворена у 24% респондентов). Есть респонденты, у которых вообще не было выявлено полностью удовлетворенных потребностей, таких респондентов – 17 человек, по отношению ко всей выборке – 27%. Наиболее неудовлетворенной потребностью среди респондентов является потребность в самовыражении  (не удовлетворена у 19% респондентов) и социальная потребность (в социальных контактах), - не удовлетворена у 13% респондентов.

Так же есть респонденты, у которых вообще не было выявлено полностью неудовлетворенных потребностей, таких респондентов – 36 человек, по отношению ко всей выборке – 57%.

ПЯТОЙ ЗАДАЧЕЙ нашего исследования было эмпирически исследовать выраженность потребности в общении у подростков.  Результаты исследования подтверждают гипотезу дипломной работы, в которой говорится, что  у подростков возрастает потребность в общении со сверстниками, соответственно уровень потребности в общении является высоким. Анализ изучения потребности в общении выявил, что у большинства респондентов высокий уровень потребности в общении (у 70% опрошенных). Это значит, что у опрошенных нами подростков сильно выражена потребность в общении.

ШЕСТОЙ ЗАДАЧЕЙ нашего исследования являлось провести анализ мотивационных атитюдов (социальных мотивационных установок) подростков. Так как подробный анализ приведен выше, хотелось бы сделать акцент на социально-психологической установке «альтруизм», так как она имеет непосредственное отношение к гипотезе нашего дипломного исследования. Социально-психологическая установка на «альтруизм» преобладает у большинства опрошенных нами респондентов. Данная установка непосредственно связана с общением, так как "ориентирующиеся" на альтруизм  люди хотят или могут приносить пользу другим иногда "во вред себе", - значит они личностно направлены на взаимодействие с людьми и на их одобрение.

СЕДЬМОЙ ЗАДАЧЕЙ  эмпирического исследования было изучить ценностные ориентации подростков.  У респондентов среди доминирующих ценностей выявлены такие ценности как любовь (у 24% респондентов)  и дружба (у 11% респондентов), из чего можно сделать вывод, что таким образом подростки проявляют свою направленность на общение, потому что данные ценности непосредственно связаны с социальными контактами.

ВОСЬМОЙ ЗАДАЧЕЙ нашего исследования было дать психолого-педагогические рекомендации по решению главной проблемы исследования. Полученные в ходе эмпирического исследования  данные могут быть использованы в процессе психологического консультирования с подростками, их родителями, а также педагогами. Также эти данные можно использовать в целях психолого-педагогической  и социально-психологической работы с неадаптивными подростками. Эмпирические результаты исследования могут быть учтены и применены при проведении практических психокоррекционных занятий и коммуникативных тренингов с подростками для решения трудностей, которые могут возникнуть  в подростковом возрасте в области общения со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В качестве основной гипотезы исследования мы  предположили, что во время подросткового периода развития перестраивается мотивационная сфера личности и у подростков возрастает потребность в общении со сверстниками.

Таким образом, мы гипотетически  постулировали, что в подростковом возрасте ведущей потребностью является  потребность в общении, а так же то, что в данном возрасте у современных подростков "в целом" преобладает и личностная направленность (ценности, цели, выраженность иных потребностей) на общение. В процессе нашего эмпирического исследования мы выявили, что в подростковом возрасте, среди нашей выборки, преобладает высокая потребность в общении, направленность личности подростков  на общение. Также мы выяснили, что доминирующей потребностью у большинства респондентов является потребность в социальных контактах, что тоже является подтверждением нашей гипотезы. В нашей выборке можно увидеть взаимосвязь потребности в общении с общей потребностно-мотивационной направленностью личности, с социально-психологическими установками личности, а именно с установками, которые имеют непосредственное отношение к общению. И также прослеживается  взаимосвязь потребности в общении с личностными ценностями - что подтверждено информационными данными прямой корреляционной взаимосвязи.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что наша гипотеза подтвердилась полностью, цель исследования, состоящая в изучении особенностей мотивации современных подростков, - полностью достигнута.

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., «Сфера»,  2000.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учеб. пособие для студентов вузов.  М., «Академия», 1997.
  3. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учеб. пособие. - 2-е изд., СПб.,  изд-во Михайлова В.А., 1998.
  4. Айхорн А. Трудный подросток. М., «Просвещение» 2001.  
    Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.  М., «Наука», 1976.
  5. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей. М., «Московский псохолого-социальный институт», 2005.
  6. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М., «Аспект Пресс», 1997.
  7. Байярд Р.Т.,  Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., «Просвещение»,  1991.
  8. Бодалев А.А. Личность в общении.  М., «Педагогика», 1983.
  9. Бодалев А.А. Психология общения.  М., «Институт практической психологии», Воронеж, «МОДЭК», 1996.
  10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, «Просвещение», 1968.
  11. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., «Просвещение», 1972.
  12. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные педагогические труды  под ред. Д.И.Фельдштейна. М. – Воронеж, "Просвещение", 1997.
  13. Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко. СПб., «Прайм-Еврознак», 2003
  14. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., «Изд-во МГУ», 1990.
  15. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. М., «Просвещение»,  1999.
  16. Волков Б.С. Психология ранней юности: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., «Сфера», 2001.
  17. Выготский Л.С. Психология. М., «Изд-во ЭКСМО-Пресс», 2000.
  18. Выготский Л.С. Психология развития человека.  М., «Смысл», 2004.
  19. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Спб., «Речь», 2006.
  20. Джемс У. Психология. – М., «Смысл», 1991.
  21. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., «Питер», 2000.
  22. Казанская В.Т. Подросток: трудности взросления. Спб., «Питер», 2006.
  23. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., «Наука»   1988.
  24. Кле М. Психология подростка. М., «Педагогика» 1991.
  25. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. Хрестоматия по психологии. Сост. В.В.Мироненко. Под ред. А.В.Петровского. М., «Просвещение», 1987.
  26. Кон И.С. Психология ранней юности. М., «Просвещение», 1989.
  27. Кон И.С. Социальная психология. – М., «Московский психолого-социальный институт», 1999.
  28. Крайг Г. Психология развития. СПб, «Питер», 2000.
  29. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., «Сфера», 2002.
  30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., «Сфера», 1998.
  31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., «Академия», 2005.
  32. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., «Смысл», 2000.
  33. Леонтьев А.А. Психология общения. Учеб. пособие. М., «Смысл», 1999.
  34. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. Методологические проблемы социальной психологии.  М., «Наука», 1975.
  35. Майерс Д. Социальная психология. СПб., «Питер Ком», 1998.
  36. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., «Евразия», 1999.
  37. Мухина В.С. Возрастная психология. М., «Академия», 1998.
  38. Наш проблемный подросток.  под ред. Л.А. Регуш. С-Пб, «Питер», 1999.
  39. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: М., «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003.
  40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.  М., «Просвещение», 2000.
  41. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., «Политиздат», 1982.
  42. Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., «ИНФРА-М», 1998.
  43. Подросток и семья. Под ред. Райгородского Д.Я.  Самара, «БАХРАХ-М», 2002.
  44. Поливанова  К.Н. Психология возрастных кризисов. М., «Просвещение», 2000.
  45. Психология подростка под ред. А.А. Реана, СПб, М., «Олма-пресс», 2004.
  46. Психология мотивации и эмоций под  ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман,  М., «ЧеРо», 2002.
  47. Психология развития. Учебник для студентов психологич. и пед. вузов под ред. Т.Д.Марцинковской. М., "Академия", 2001.  
    48.  Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Под. ред. Д.Я. Райгородского.  Самара, «БАХРАХ-М», 2006.
  48. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., «Питер», 2000.
  49. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2002.
  50. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. Спб., «Речь», 2001.
  51. Романова Е.С. Психодиагностика. М., Спб., «Питер», 2005.
  52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.  СПб., «Питер», 1999.
  53. Узнадзе Д.Н. Общая психология. М., «Смысл», 2004.
  54. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки 21 века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. М., «Вако», 2007.
  55. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М., «Флинта», 1999.
  56. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту под ред. И.В.Дубровиной. М., «Педагогика», 1987.
  57. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. М., «Институт психотерапии», 2003.
  58. Фрэнкин Роберт Е. Мотивация поведения. СПб., «Питер», 2003.
  59. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.  СПб., «Питер», 2003. 
  60. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М.; Воронеж, «МОДЭК», 1998.

Информация о работе Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками