Характеристика ведущей деятельности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:39, контрольная работа

Описание

Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток - полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, а зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности: учебную, трудовую и игровую. В подростковом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, к жизни в коллективе сверстников, развивается чувство личной дружбы.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3
1. Характеристика ведущей деятельности подростка………….. 4
2. Общение подростка с взрослыми…………………………… ... 7
Заключение…………………………………………………………… 13
Список литературы………………………………………………….. 15

Работа состоит из  1 файл

возпсих.docx

— 31.18 Кб (Скачать документ)

 

Содержание 

Введение………………………………………………………………..  3

  1. Характеристика ведущей деятельности подростка…………..  4
  2. Общение подростка с взрослыми…………………………… ... 7

Заключение……………………………………………………………  13

Список литературы…………………………………………………..  15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Подростковый возраст  называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода  происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток -  полуребенок  и полувзрослый: детство уже ушло, а зрелость еще не наступила. Переход  от детства к взрослости пронизывает  все стороны развития подростка  и его анатомо-физиологическое, и  интеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности: учебную, трудовую и игровую. В подростковом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, к жизни в коллективе сверстников, развивается чувство личной дружбы.

Так, под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. 

Данная аттестационная работа посвящена изучению специфики и особенностей общения подростков с взрослыми. Актуальность темы заключается в том, что изучение специфики и особенностей общения подростков очень важна в возрастной психологии.

Общение в подростковом возрасте претерпевает значительный качественный перелом по сравнению с общением младших школьников. Первостепенное  значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии  оценки себя и других, активно, самостоятельно занимаются самовоспитанием.

С помощью конкретных знаний можно разрешить сложные проблемы и конфликты, которые возникают  с детьми подросткового возраста. Углубленное изучение данной темы необходимо для того, чтобы получать новые  знания и находить нетрадиционные способы  решения конфликтных ситуаций между  подростками и взрослыми.

Целью аттестационной работы является охарактеризование ведущей деятельности подростка и рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности общения подростков.

Степень разработанности  темы в отечественной психологической  науке можно проследить в трудах Д.Б. Эльконина, Т.В.Драгуновой, Л.И.Уманского, а также А.И.Захарова.

Объектом исследования является изучение общения с взрослыми

Предметом исследования являются особенности общения в подростковом возрасте.

Задачи аттестационной работы:

- раскрыть особенности  общения подростка с взрослыми;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика ведущей деятельности подростка

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке  психики, ломке старых, сложившихся  форм взаимоотношений с людьми. В 4 классе  школьники переходят  к систематическому изучению основ  наук. А это требует от их психической  деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. У школьника существенно меняется его общественная позиция, его положение в коллективе. В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности. Причем  не только усложняется сама учебная деятельность: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работают 5-6 учителей, у которых разные требования, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся. Главное, постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для него привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения. Если ученик еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у учащегося скуку, равнодушие, тяготит его. Склонный раннее к дословному воспроизведению учебного материала, он стремится теперь излагать материал своими словами и протестует, когда учитель требует точного воспроизведения (формулы, законы, определения). Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы  и увлечения  также часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно-положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают ля них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдается расхождение: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже  отрицательным отношением к школьному учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Подросток  обычно остро переживает, учебные неудачи и из-за самолюбия иногда маскирует подлинное отношение к этим неудачам: делает вид, что к успехам в учении он совершенно безразличен и равнодушен. Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению играют идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный  и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха.

Самый важный факт физического  развития подростков- половое созревание, начало функционирования половых желез. Начало полового созревания в большой степени зависит от национально-этнографических и климатических факторов, а так же от особенностей индивидуальной жизни. Естественно и нормально появление у подростков  в связи с половым созреванием половое влечение и соответствующих мыслей, чувств, переживаний, специфического интереса к противоположному полу, к соответствующему содержанию книг и кинофильмов. Надо добиваться того, чтобы этот интерес не приобретал нездорового характера, не был связан с нежелательными психологическими проявлениями. Здесь очень важно соблюдать правильный распорядок жизни подростка, строгий режим его труда, сна, отдыха и питания, регулярно проводить занятия физкультурой и спортом. Важно переключить внимание подростков, направить их на иную, интересную и занимательную для них деятельность. 

 

  1. Общение подростка с взрослыми 

В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Советские психологи вслед за Л.С. Выготским единодушно считают важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста специфическое чувство взрослости, толкающее его на утверждение своей самостоятельности. Эта  взрослость для подростка первоначально вырисовывается в отрицательном плане как требования свободы от зависимости и ограничений, свойственных положению ребенка. Отсюда бурная и порой драматическая «переоценка ценностей» и, прежде всего перестройка отношений с родителями [10, С.14].

Подростки начинают оказывать  сопротивление по отношению к  ранее выполняемым требованиям  со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую  в их понимании со взрослостью. Они  болезненно реагируют на реальные  или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Несмотря на внимание противодействия  проявляемых по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность  в поддержке. Особо благоприятной  является ситуация, когда взрослый выступает в качестве  друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень  важно найти формы налаживания  и поддерживания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.

Большое значение в этот период имеют единые требования к  подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем  стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что  от него многого ожидают, он может  пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго»  взрослого. Поэтому для освоения новой подростковой системы отношений  важна аргументация требований, исходящих  от взрослого. Простое навязывание  требований, как правило, отвергается.

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к  маленьким детям, они выражают протесты в различных  формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения.  И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подросток материально зависит от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.

Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью  его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может  меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к  неадекватности реакций подростка. Например, реакция эмансипации, проявляющаяся  в стремлении высвободится из-под  опеки старших, может принимать  под  влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.

Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление  давлению со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации. Поведение  подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях  от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может  следовать реакция оппозиции, характеризующаяся  тем, что он разными способами  пытается вернуть внимание, переключить  его с кого-то другого на себя.

Характерными для подросткового  возраста являются имитация чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение  значимого взрослого, достигшего определенного  успеха, причем в первую очередь  обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности  и несамостоятельности в суждениях  такой образец для подражания может оказать негативное влияние  на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Зачастую это бывает кто-либо из родителей, причинивших много  горя и обид подростку.

Слабость и неудачливость  в какой-либо одной области подросток  стремится компенсировать успехами в другой. Причем сравнительно часто  встречаются формы гиперкомпенсации, когда для самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности.

В ряде случаев позиции  взрослых по отношению к подростку  неблагоприятны для его развития. Например, авторитарная позиция по отношению к подростку может  стать условием, искажающим его психическое  и социальное развитие.

Руслан (13 лет) воспитывается  авторитарной матерью. Отчим общается доброжелательно и лояльно. В  отношениях с сыном мать жестко доминирует во всем, не давая никакой инициативы Руслану. Мать занимается бизнесом и может обеспечить сыну престижный лицей, обучение языкам, музыке. Но при этом жестко общается и контролирует сына. Руслан обнаруживает социальный инфантилизм и потенциальную готовность к жесткой авторитарности. Авторитарный стиль отношения к сыну матери приводит к тому, что подросток в качестве защиты себя от агрессии  пользуется ложью в объяснении своих поступков и мотивов. Со сверстниками у него проблемы в общении, друзей нет. [13, С.364].

Из данного примера  можно сделать вывод, что тяготы авторитарного стиля – это  не только проблема отношений детей  и родителей. За этим стоит формирующийся  стиль отношений подростка к  другим людям. Где, как ему кажется, он ненаказуем, подросток из авторитарной семьи  обычно жестко общается со сверстниками, выражает неуважение к взрослым, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив (говорит тихим голосом, опускает глаза), или  расхлябано, дурашлив неуважителен. В то же время  в семье с благополучными отношениями подросток уже способен соответствовать общественным ожиданиям в сфере общения и быть достаточно прогнозируемым.

Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником  обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.

Чрезмерная опека и  контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается  лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В  этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей  лишь возрастает.

Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к дезориентации, неспособности  к объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к всеобщему вниманию, рано или поздно попадает в кризисную  ситуацию. Неадекватно высокий уровень  притязаний и жажда внимания не сочетаются с малым опытом преодоления сложных  ситуаций.

Информация о работе Характеристика ведущей деятельности подростка