Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:48, дипломная работа

Описание

Цель исследования.
Изучить специфику мотивации общения подростков со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи исследования.
Теоретические задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме психических новообразований подросткового возраста;
2. Проанализировать научную литературу по проблеме мотивации общения подростков со сверстниками;

Содержание

Введение ...................................................................................................................... 3
Глава I. Представления о мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов ..................................................................................................................... 7
§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности . 7
§ 2. Концепции мотивации в трудах отечественных психологов ...................... 9
§ 3. Теории мотивации в трудах зарубежных психологов ................................. 12
Глава II. Социально-психологические особенности подросткового возраста и специфика мотивации общения подростков со сверстниками ......................18
§ 1. Кризис подросткового возраста ........................................................................18
§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте ............................22
§ 3. Особенности формирования мотивационной сферы в подростковом возрасте …………………………………………………………………………........ 24
§ 4. Специфика мотивации общения подростков со сверстниками………..…27
Глава III. Эмпирическое исследование мотивации общения подростков со сверстниками .............................................................................................................. 34
§ 1. Выборка и методики эмпирического исследования .....................................34
§ 2. Процесс проведения и анализ результатов эмпирического исследования...................................………………………………………………… 41
Выводы по эмпирической части исследования ................................................... 56
Выводы по задачам исследования ......................................................................... 60
Заключение ………………………………………….……………………………… 65
Список литературы ....................................................................................................66
Приложения ………………………………………………………………………… 70
Приложение № 1. Психодиагностические методики, использованные в эмпирическом исследовании................................................................................... 70 Приложение № 2. Результаты эмпирического исследования в диаграммах...90
Приложение № 3. Корреляционный анализ психодиагностических данных по 5-ти методикам..........................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 871.00 Кб (Скачать документ)

1. Методика изучения потребности в общении,

 разработанная Ю.М.  Орловым.

Общее количество респондентов - 63 человека. 63 чел. =100%.

Первым делом мы осуществили  анализ психодиагностических данных всей выборки респондентов: 21 (33%) ученик и 42 (67%) ученицы, из них в возрасте 13 лет – 22 человека (35%), 14-ти лет – 15 человек (24%) и в возрасте 15-ти лет – 26 человек (41%).

Подсчёт мы осуществили по трём степеням (уровням) выраженности потребности в общении. Итак, мы получили следующие данные.

Высокий уровень потребности в общении – 44 человека, по отношению ко всей выборке – 70%. Из них данный уровень наблюдается у 71% мальчиков и так же у 71% девочек. Среди респондентов 13-ти лет – 77% имеют данный уровень выраженности. В 14-т лет – 60% и в 15-ти лет – 73% тестируемых "обладают" высоким уровнем потребности в общении по данной методике. Таким образом, высокий уровень выраженности потребности в общении наблюдается у большинства респондентов.

Средний уровень потребности в общении – 18 человек, по отношению ко всей выборке – 28%. Из них у 29% мальчиков, 26% девочек. Среди респондентов 13-ти лет – 18%, 14-ти лет – 40% и 15-ти лет – 27%. Здесь можно отметить, что среди респондентов разных групп данные распределись неравномерно.

Низкий уровень потребности в общении – 1 человек, по отношению ко всей выборке – 2%. Из них у 0% мальчиков, 3% девочек. Среди респондентов 13-ти лет – 5%, 14-ти лет – 0% и 15-ти лет – 0%. Данный уровень потребности в общении является наименее выраженным.

Мы произвели анализ результатов психодиагностического  тестирования наших респондентов по данной методике. Мы выделили тестовые показатели респондентов по 3-м выявленным в данном тесте-опроснике степеням выраженности потребности в общении. Анализ данных этого теста-опросника показал, что у 70% респондентов наблюдается высокая степень выраженности потребности в общении, у 28% - средняя степень выраженности и у 2% - низкая степень выраженности потребности в общении. Таким образом, во всей выборке доминирует высокая выраженность потребности в общении.

 Можно заметить, что  среди респондентов разного пола  степень выраженности  потребности в общении распределилась равномерно. Среди респондентов мужского пола высокий уровень потребности в общении наблюдается у 71% мальчиков, средний уровень у 29% мальчиков и низкий у 0% респондентов мужского пола. Среди респондентов женского пола высокий уровень потребности в общении наблюдается у 71% девочек, средний уровень у 26% девочек   и низкий у 3% респондентов женского пола. Таким образом, аспекты пола здесь не являются определяющими.

Мы выделили указанные выше три возрастные группы из всей выборки наших респондентов.

1-я группа – респонденты 13-ти лет, в нашей выборке представлено 22 человека (33%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 13-ти лет высокий уровень потребности в общении наблюдается у 77% респондентов, средний уровень у 18% и низкий у 5%.

2-я группа – респонденты 14-ти лет, в нашей выборке представлено 15 человек (24%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 14-ти лет высокий уровень потребности в общении наблюдается у 60% респондентов, средний уровень у 40% и низкий у 0%.

3-я группа – респонденты 15-ти лет, в нашей выборке представлено 26 человек (41%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 15-ти лет высокий уровень потребности в общении наблюдается у 73% респондентов, средний уровень у 27% и низкий у 0%.

Высокий уровень потребности  в общении преобладает у респондентов  в возрасте 13-ти и 15-ти лет, а средний  уровень потребности в общении  в большей степени наблюдается  у респондентов 14-ти лет. Как нам  представляется, эта тенденция может отображать "интровертированный" кризис ранней юности, "начинающийся" в 14-ть лет (И.С. Кон и др.). 

  1. Методика диагностики направленности личности,

разработанная Б. Бассом.

Общее количество респондентов - 63 человека. 63 чел. = 100%.

Здесь мы также произвели "процентный" математический анализ полученных результатов всей нашей  выборки по всем трём «заложенным» в данном тесте направленностям личности.

Направленность на себя – 16 человек, по отношению ко всей выборке – 25%. Из них у 10% мальчиков, 33% девочек. Среди респондентов 13-ти лет – 23%, 14-ти лет – 20% и 15-ти лет – 31%.

Направленность на общение  – 33 человека, по отношению ко всей выборке – 53%. Из них у 57% мальчиков, 50% девочек. Среди респондентов 13-ти лет – 50%, 14-ти лет – 67% и 15-ти лет – 46%. Такие результаты показывают доминирование у респондентов направленности на общение.

Направленность на дело – 14 человек, по отношению ко всей выборке – 22%. Из них у 33% мальчиков, 17% девочек. Среди респондентов 13-ти лет – 27%, 14-ти лет – 13% и 15-ти лет – 23%. Таким образом, видно, что данные по направленности личности на себя и на дело распределены примерно равномерно.

Мы произвели анализ результатов психодиагностического  тестирования наших респондентов по данной методике. Мы выделили тестовые показатели респондентов по 3-м выявленным в данном тесте типам направленности личности.

Анализ данных данного теста показал, что у 25% респондентов наблюдается направленность «на себя» – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. У 53% - направленность на общение – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. И у 22% - направленность «на дело» – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность в интересах дела отстаивать собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Среди респондентов мужского пола направленность личности на себя наблюдается у 10% мальчиков, на общение у 57% мальчиков и на дело у 33% респондентов мужского пола. Среди респондентов женского пола направленность личности на себя наблюдается у 33% девочек, на общение у 50% девочек и на дело - у 17% респондентов женского пола. Это говорит нам о том, что у респондентов обеих групп, разделенных по половому признаку, доминирует направленности на общение. В свою очередь, у девочек направленность личности на себя более выражена, чем у мальчиков, а у мальчиков направленность личности на дело более выражена, чем у девочек.

Среди выделенных из всей выборки наших респондентов возрастных групп результаты следующие.

Наибольшее число респондентов имеют такую направленность личности как "направленность на общение".

1-я группа – респонденты 13-ти лет, в нашей выборке представлено 22 человека (33%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 13-ти лет направленность на себя наблюдается у 23% респондентов, направленность на общение у 50% и направленность на дело у 27%. Следовательно, в данной возрастной группе доминирует направленность на общение, а результаты двух других «направленностей» распределены равномарно.

2-я группа – респонденты 14-ти лет, в нашей выборке представлено 15 человек (24%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 14-ти лет направленность на себя наблюдается у 20% респондентов, направленность на общение у 67% и направленность на дело у 13%.

3-я группа – респонденты 15-ти лет, в нашей выборке представлено 26 человек (41%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 15-ти лет направленность на себя наблюдается у 31% респондентов, направленность на общение у 46% и направленность на дело у 23%.

У группы 14-ти-летних респондентов направленность на общение более  выражена, чем у других двух групп. В 3-й возрастной группе более выражена направленность на себя, по сравнению  с остальными респондентами, как  и направленность на дело.

  1. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, разработанная  О.Ф. Потемкиной.

Общее количество респондентов - 63 человека. 63 чел. = 100%.

Мы произвели анализ результатов психодиагностического  тестирования наших респондентов по данной методике. Мы выделили тестовые показатели респондентов по 8-ми выявленным в данном тесте типам социально-психологических установок личности. Данные социальные, мотивационно обусловленные установки делятся на пары: «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат», «свобода – власть» и «труд – деньги».  Результаты данной методики описаны ниже.

Социально-психологическая установка на «процесс» - 35 человек, по отношению ко всей выборке – 56%. Ориентация на процесс – такие люди менее задумываются над достижением результата, ими больше движет интерес к делу.

Социально-психологическая установка на «результат» - 28 человек, по отношению ко всей выборке – 44%. Люди, ориентирующиеся на результат, - одни из самых надежных. Они могут достигать результата  в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

Социально-психологическая установка на «альтруизм» - 43 человека, по отношению ко всей выборке – 68%. Ориентация на альтруизм - люди, которые хотят или могут приносить пользу другим иногда во вред себе.

Социально-психологическая установка на «эгоизм» - 20 человек, по отношению ко всей выборке – 32%. Ориентация на эгоизм - люди, которые больше предпочитают заботиться о себе, чем о других.

Социально-психологическая установка на «труд» - 50 человек, по отношению ко всей выборке – 79%. Ориентация  на труд - труд приносит таким людям больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

Социально-психологическая установка на «деньги» - 13 человек, по отношению ко всей выборке – 21%. «Ориентация на деньги» - одна из ценностей таких людей – материальное благополучие.

Социально-психологическая установка на «свободу» - 56 человек, по отношению ко всей выборке – 89%. «Ориентация на свободу». Главная ценность этих людей – свобода как внутренняя, так и внешняя.

Социально-психологическая установка на «власть» - 7 человек, по отношению ко всей выборке –   11%. «Ориентация на власть» -  стремление руководить и подчинять, быть лидером [48].

Среди респондентов мужского пола и женского пола результаты получились следующие.

Социально-психологическая установка на «процесс» - 29% мальчиков, 69% девочек. Социально-психологическая установка на «результат» - у 71% мальчиков, 31% девочек.

В данной паре социльно-психологических  установок можно заметить, что  у респондентов мужского пола преобладает установка на «результат», а у респондентов женского пола - установка на «процесс».

Социально-психологическая установка на «альтруизм» - у 81% мальчиков, 62% девочек. Социально-психологическая установка на «эгоизм» - у 19% мальчиков, 38% девочек.

В данной паре социльно-психологических  установок можно заметить, что  у респондентов мужского пола преобладает установка на «альтруизм» несколько преобладает над результатами по этой же установке у девочек. В нашей "подростковой" выборке имеет место нехарактерное для большинства других возрастов некоторое "превышение" альтруизма у лиц мужского пола "над альтруизмом" лиц женского пола.

Социально-психологическая установка на «труд» - у 62% мальчиков, 83% девочек. Социально-психологическая установка на «деньги» - у 38% мальчиков, 17% девочек. Из этого следует, что и у мальчиков и у девочек преобладает установка на «труд».

Социально-психологическая установка на «свободу» - у 76% мальчиков, 90% девочек. Социально-психологическая установка на «власть» - у 24% мальчиков, 10% девочек.

В данной паре социльно-психологических  установок можно заметить, что  у респондентов женского  пола  установка на «свободу» более выражена, чем у респондентов мужского пола.

Среди выделенных возрастных групп из всей выборки наших респондентов результаты следующие.

1-я группа – респонденты 13-ти лет, в нашей выборке представлено 22 человека (33%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых.

Социально-психологическая установка на «процесс» – 55%, социально-психологическая установка на «результат» – 45%, в данной паре социльно-психологических установок можно заметить, что у респондентов результаты распределены почти равномерно.

Социально-психологическая установка на «альтруизм» – 73%, социально-психологическая установка на «эгоизм» – 27%, в данной паре социльно-психологических установок можно заметить, что у респондентов 13-ти лет установка на «альтруизм» явно более выражена, чем установка на «эгоизм». Это косвенно подтверждает социальную направленность мотивации в подростковом возрасте.

Социально-психологическая установка на «труд» – 91%, социально-психологическая установка на «деньги» – 9% респондентов 13-ти лет. По данной паре социально-психологических установок можно заметить, что у респондентов 13-ти лет  установка на «труд» заметно более выражена, чем установка на «деньги». Это косвенно подтверждает то, что совместная деятельность, взаимодействие, общение, - являются исключительно значимыми в подростковом возрасте.

Социально-психологическая установка на «свободу» – 82%, социально-психологическая установка на «власть» – 18%. По данной паре социально-психологических установок можно заметить, что у респондентов 13-ти лет  установка на «свободу» явно более выражена, чем установка на «власть». Это является подтверждением тому, что для подростков гораздо важнее свободное самовыражение, чем "властвование" над другими.

2-я группа – респонденты 14-ти лет, в нашей выборке представлено 15 человек (24%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых.

Социально-психологическая установка на «процесс» – 53%, социально-психологическая установка на «результат» – 47%. По данной паре социально-психологических установок можно заметить, что у респондентов данного возраста результаты распределены почти равномерно.

Информация о работе Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками