Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:48, дипломная работа

Описание

Цель исследования.
Изучить специфику мотивации общения подростков со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи исследования.
Теоретические задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме психических новообразований подросткового возраста;
2. Проанализировать научную литературу по проблеме мотивации общения подростков со сверстниками;

Содержание

Введение ...................................................................................................................... 3
Глава I. Представления о мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов ..................................................................................................................... 7
§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности . 7
§ 2. Концепции мотивации в трудах отечественных психологов ...................... 9
§ 3. Теории мотивации в трудах зарубежных психологов ................................. 12
Глава II. Социально-психологические особенности подросткового возраста и специфика мотивации общения подростков со сверстниками ......................18
§ 1. Кризис подросткового возраста ........................................................................18
§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте ............................22
§ 3. Особенности формирования мотивационной сферы в подростковом возрасте …………………………………………………………………………........ 24
§ 4. Специфика мотивации общения подростков со сверстниками………..…27
Глава III. Эмпирическое исследование мотивации общения подростков со сверстниками .............................................................................................................. 34
§ 1. Выборка и методики эмпирического исследования .....................................34
§ 2. Процесс проведения и анализ результатов эмпирического исследования...................................………………………………………………… 41
Выводы по эмпирической части исследования ................................................... 56
Выводы по задачам исследования ......................................................................... 60
Заключение ………………………………………….……………………………… 65
Список литературы ....................................................................................................66
Приложения ………………………………………………………………………… 70
Приложение № 1. Психодиагностические методики, использованные в эмпирическом исследовании................................................................................... 70 Приложение № 2. Результаты эмпирического исследования в диаграммах...90
Приложение № 3. Корреляционный анализ психодиагностических данных по 5-ти методикам..........................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 871.00 Кб (Скачать документ)

 

Подсчитывается количество совпадений по каждому типу направленности личности и выявляется доминирующий.

Методика диагностики  социально-психологических установок  личности в мотивационно-потребностной  сфере О. Ф. Потемкиной

Методика диагностики  социально-психологических установок  личности в мотивационно-потребностной сфере, разработанная  О.Ф. Потемкиной.3 Цель методики: выявить степень выраженности социально-психологических установок. Автор выделяет такие социально-психологические установки (ориентации личности в социуме) как «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат», «свобода – власть» и «труд – деньги».

Методика выявления  социально-психологических установок, направленных на «альтруизм-эгоизм».

Цель методики: выявить  степень выраженности социально-психологических  установок.

Инструкция:

«Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: «ДА», если ваш ответ утвердителен, и «НЕТ», если вы отвечаете отрицательно, а ваше поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос».

1. Сам процесс профессиональной  деятельности увлекает Вас больше, чем этап ее завершения?

2. Для достижения цели  Вы обычно не жалеете сил?

3. Вам часто говорят,  что Вы больше думаете о  других, чем о себе?

4. Вы обычно много  времени уделяете своей особе?

5. Вы обычно долго  не решаетесь начать делать  то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?

6. Вы уверены, что  настойчивости в Вас больше, чем  способностей?

7. Вам легче просить  за других, чем за себя?

8. Вы считаете, что  человек сначала должен думать  о себе, а потом уже о других?

9. Заканчивая интересное  дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?

10. Вам больше нравятся  деятельные люди, способные достигать  результата, чем просто добрые  и отзывчивые?

11. Вам трудно отказать  людям, когда они Вас о чем-либо  просят?

12. Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

13. Вы испытываете удовольствие  от игры, в которой не нужно  думать о выигрыше?

14. Вы считаете, что  успехов в Вашей профессиональной  деятельности больше, чем неудач?

15. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

16. Вы убеждены, что  не нужно для кого-либо сильно  напрягаться?

17. Вы более всего  уважаете людей, способных увлечься работой по-настоящему?

18. Вы часто завершаете  работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

19. Для себя у Вас  обычно не хватает ни времени,  ни сил?

20. Вам трудно заставить  себя сделать что-то для других?

21. Вы часто начинаете  одновременно много дел и не  успеваете закончить их до конца?

22. Вы считаете, что  имеете достаточно сил, чтобы  рассчитывать на успех в жизни?

23. Вы стремитесь как  можно больше сделать для других людей?

24. Вы убеждены, что  забота о других часто идет  в ущерб себе?

25. Можете ли Вы увлечься  делом настолько, что забываете о времени и о себе?

26. Вам часто удается  довести начатое дело до конца?

27. Вы убеждены, что  самая большая ценность в жизни — жить интересами других людей?

28. Вы можете назвать  себя эгоистом?

29. Бывает, что Вы, увлекаясь  деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

30. Вы избегаете встреч  с людьми, не обладающими деловыми  качествами?

31. Ваша отличительная  черта — бескорыстие?

32. Свободное время  Вы используете для своих увлечений?

33. Вы часто загружаете  свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?

34. Вы осуждаете людей,  которые не умеют позаботиться о себе?

35. Вам трудно решиться  использовать усилия человека в своих интересах?

36. Вы часто просите  людей сделать что-либо из корыстных побуждений? " '•

37. Соглашаясь на какое-либо  дело, Вы больше думаете о том,  насколько оно Вам интересно?

38. Стремление к результату  в любом деле — Ваша отличительная черта?

39. Ваша отличительная  черта — умение помочь другим  людям?

40. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Методика выявления  социально-психологических установок, направленных на «труд-деньги».

Цель методики и процедура  проведения та же, что и в предыдущей.

1. Вы согласны, что  самое главное в жизни - быть мастером своего дела?

2. Вы более всего  дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?

3. Ваши знакомые считают  Вас властным человеком?

4. Вы согласны, что  люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?

б. Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?

6. Основное стремление  в Вашей жизни - свобода, а  не власть и деньги?

7. Вы согласны, что  иметь власть над людьми —  наиболее важная ценность?

8. Ваши друзья состоятельные  в материальном отношении люди?

9. Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?

10. Вам всегда удается  следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?

11. Считаете ли Вы, что  самое важное качество для  власти — это ее сила?

12. Вы уверены, что  все можно купить за деньги?

13. Вы выбираете друзей  по деловым качествам?

14. Вы стараетесь не  связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?

15. Вы испытываете чувство  негодования, если кто-либо не подчиняется Вашим требованиям?

16. Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?

17. Вам бывает невыносимо  скучно без любимой работы?

18. Вы убеждены, что  каждый должен обладать свободой в рамках закона?

19. Вам легко заставить  людей делать то, что Вы хотите?

20. Вы согласны, что  лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?

21. В жизни Вас радует  только отличный результат работы?

22. Самое главное стремление  в Вашей жизни — быть свободным?

23. Вы считаете, себя  способным руководить большим  коллективом?

24. Является ли для  Вас заработок главным стремлением в жизни?

25. Любимое дело для  Вас ценнее, чем власть и деньги?

26. Вам обычно удается  отвоевать свое право на свободу?

27. Испытываете ли Вы  жажду власти, стремление руководить?

28. Вы согласны, что  деньги «не пахнут» и неважно,  как они заработаны?

29. Даже бывая на  отдыхе, Вы не можете не работать?

30. Вы готовы многим  жертвовать, чтобы быть свободным?

31. Вы чувствуете себя  хозяином в своей семье?

32. Вам трудно ограничить  себя в денежных средствах?

33. Ваши друзья н  знакомые ценят Вас как специалиста?

34. Люди, ущемляющие Вашу  свободу, вызывают у Вас наибольшее  негодование?

35. Власть может заменить  Вам многие другие ценности?

36. Вам обычно удается  накопить нужную сумму денег?

37. Труд - наибольшая ценность  для Вас?

38. Вы уверенно и  непринужденно чувствуете себя среди незнакомых людей?

39. Вы согласны ущемить  свободу, чтобы обладать властью?

40. Наиболее сильное  потрясение для Вас - отсутствие  денег?

Интерпретация данных:

Методика выявления  установок на «альтруизм-эгоизм»:

1. Положительные ответы на вопросы 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 – «ориентация на процесс». Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

2. Положительные ответы  на вопросы 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 –  «ориентация на результат». Люди, ориентирующиеся на результат, - одни из самых надежных. Они могут достигать результата  в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

3. Положительные ответы  на вопросы 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 –  «ориентация на альтруизм». Люди, ориентирующиеся  на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит заботиться. Альтруизм – наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.

4. Положительные ответы  на вопросы 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 –  «ориентация на эгоизм». Люди  с чрезмерно выраженным эгоизмом  встречаются довольно редко. Скорее  более вредит его отсутствие, причем это среди людей «интеллигентных профессий» встречается довольно часто.

При обработке данных методики выявления установок «труд-деньги»  подсчет осуществляется также, как  в предыдущей методике.

1. Положительные ответы  на вопросы 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 характеризуют людей, ориентирующихся  на труд, которые все время используют для того,  чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т.д. Труд приносит им  больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

2. Сумма ответов на  вопросы 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 – «ориентация  на свободу». Главная ценность  этих людей – свобода. Очень  часто ориентация на свободу  сочетается  с ориентацией на  труд, реже сочетание «свобода»  и «деньги»

3. Сумма ответов на вопросы 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 – «ориентация на власть» - эта ориентация более свойственна представителям сильного пола.

4. Сумма положительных  ответов  на вопросы 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 – «ориентация на  деньги».

Методика "Ценностные ориентации" Рокича

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и  составляет основу ее отношений к  окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения  и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

  Инструкция:  «Сейчас  Вам будет предъявлен набор из 18 ценностей. Ваша задача — проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Информация о работе Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками