Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:48, дипломная работа

Описание

Цель исследования.
Изучить специфику мотивации общения подростков со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи исследования.
Теоретические задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме психических новообразований подросткового возраста;
2. Проанализировать научную литературу по проблеме мотивации общения подростков со сверстниками;

Содержание

Введение ...................................................................................................................... 3
Глава I. Представления о мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов ..................................................................................................................... 7
§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности . 7
§ 2. Концепции мотивации в трудах отечественных психологов ...................... 9
§ 3. Теории мотивации в трудах зарубежных психологов ................................. 12
Глава II. Социально-психологические особенности подросткового возраста и специфика мотивации общения подростков со сверстниками ......................18
§ 1. Кризис подросткового возраста ........................................................................18
§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте ............................22
§ 3. Особенности формирования мотивационной сферы в подростковом возрасте …………………………………………………………………………........ 24
§ 4. Специфика мотивации общения подростков со сверстниками………..…27
Глава III. Эмпирическое исследование мотивации общения подростков со сверстниками .............................................................................................................. 34
§ 1. Выборка и методики эмпирического исследования .....................................34
§ 2. Процесс проведения и анализ результатов эмпирического исследования...................................………………………………………………… 41
Выводы по эмпирической части исследования ................................................... 56
Выводы по задачам исследования ......................................................................... 60
Заключение ………………………………………….……………………………… 65
Список литературы ....................................................................................................66
Приложения ………………………………………………………………………… 70
Приложение № 1. Психодиагностические методики, использованные в эмпирическом исследовании................................................................................... 70 Приложение № 2. Результаты эмпирического исследования в диаграммах...90
Приложение № 3. Корреляционный анализ психодиагностических данных по 5-ти методикам..........................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 871.00 Кб (Скачать документ)

Вклад в психологию мотивации К. Левина, - представителя гештальпсихологии, заключается в рассмотрении ситуативного проявления мотивации. К. Левин рассматривает окружение человека как мотивационное поле, в котором находятся привлекательные или непривлекательные объекты. Объекты, таким образом, обладают валентностью – побуждают человека к тому или иному поведению. Как только человек оказывается в некой ситуации, то у него возникает квазипотребность – потребность, созданная ситуацией. Эта потребность требует своего удовлетворения [21].

Поэтому, в частности, люди стремятся закончить начатое. Проявлением этого является эффект незавершенного, незаконченного действия (эффект Б.В. Зейгарник), который проявляется в том, что люди лучше помнят то, что они начали делать и не закончили, чем то, что они уже до конца сделали.

Побудителем поведения (в  данном случае – и мыслительной активности) для когнитивистов (в частности, для К. Левина) является стремление к сохранению согласованной, непротиворечивой картины мира. Когнитивный диссонанс (термин Л. Фестингера), или противоречие в картине мира, сопровождается дискомфортом, и человек стремится к разрешению этого противоречия. Так, например, курящий человек, узнав о том, что курение приводит к раку легких, может ликвидировать диссонанс следующими способами: 1) бросить курить; 2) думать, что имеется много курильщиков и с хорошим здоровьем; 3) думать о том, что курение якобы улучшает самочувствие, и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Социально-психологические особенности

подросткового возраста.

§ 1. Кризис подросткового возраста.

Подростковый период, по мнению многих исследователей, охватывает возраст от 10-11 до 14-15 лет.

Подростковый возраст – остро  протекающий переход от детства  к взрослости, когда выпукло переплетаются  противоречивые тенденции. С одной  стороны, для этого сложного периода  показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст и отличается множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, - данный период отличается выходом на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества [45].

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого  копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании  которых у подростков формируется критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми – взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.

Подросток во всех отношениях обуреваем  жаждой «нормы» - чтобы у него было «как у всех», «как у других». При этом, для этого возраста характерна моральная диспропорция, то есть несформированность «норм».

Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни; наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностью (интересом к друг другу).

Подростковый возраст  представляет собой период, когда  влияние эмоций на духовную жизнь  наиболее очевидно.

Переживания становятся глубже, появляются более стойкие  чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни становится более длительным и устойчивым, - значительно более широкий круг явлений социальной действительности  становится небезразличен подростку и порождает у него различные эмоции [25].

Подросток не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Реализовать данную потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может.

Данное явление проявляется, как субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы взрослые уважали достоинство личности, считались с его мнением.

Ключевыми признаками проявления «чувства взрослости» можно считать  следующие:

  1. Подражание внешним признакам взрослости: курение, употребление вина, особый лексикон, косметика, украшения. Приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания.
  2. Равнения подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п.
  3. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого.
  4. Интеллектуальная зрелость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков – результат самостоятельной работы.

С 12 до 18 лет человек созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развивается новый взгляд на вещи, новый подход к жизни. Так, важное место в особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.

Подростки могут создавать мысленный  идеал семьи, религии, общества, по сравнению  с которым проигрывают далеко не совершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен перенимать или вырабатывать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое [56].

Э. Эриксон считает, что возникающий  в этот период параметр связи с  окружающим колеблется между положительным  полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей – психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

В отличие от предыдущих стадий развития, где родители могли более или  менее воздействовать на течение  и исход кризисов развития ребенка, теперь же влияние их оказывается  гораздо более косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются. 

  Подростковый кризис отличается  от всех других кризисов большей продолжительностью. Л.И. Божович [9] считает, что это связано с быстрым темпом физического и умственного развития, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные.

На образование подросткового  кризиса влияют как внешние, так  и внутренние факторы. Внешние факторы: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток семи силами пытается освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и другое).

Подростковый кризис, по мнению Л.И. Божович [11], связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающими только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает для себя наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми.  Переживания особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.

Подростки, как правило, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия  со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.

§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте.

Чувства подростка чрезвычайно  напряжены. Л.И. Божович и её сотрудники описали характерный для подростка «аффект неадекватности» - бурную неуправляемую реакцию ребенка, не соответствующую по выраженности вызвавшему ее поводу. В основе лежит несоответствие самооценки, как правило, низкой для подростков, высокому уровню притязаний. «Аффект неадекватности» - это неадекватные эмоциональные реакции. Переживание мнимой несправедливости и неадекватной обиды у субъекта в ситуации неуспеха, когда отрицается собственная ответственность за успех, используется защитная форма осознания происшедшего и в неудачах обвиняются либо другие, либо обстоятельства [9].

Подросткам значительно чаще кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и это порой вызывает депрессивные состояния [7].

Подростки часто жалуются на то, что  родители не слушают их, не интересуются их мыслями и мнениями, не хотят  знать их чувства и току зрения. Подростки жаждут встретить со стороны родителей сопереживание и понимание, готовность выслушать без скепсиса. Подростки крайне нуждаются не только в родительской любви, но и в самих ее внешних проявлениях. Подросткам важно чувствовать, что родители их ценят, признают и любят.

Для подростка характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний, импульсивность.

Резко выраженные психологические  особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения – от безудержного веселья к унынию и обратно – без достаточных причин. Чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепризнанными правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием. Эгоистичность – подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни люди не способны на такую преданность и самопожертвование. В этом возрасте ребенок склонен «переходить на личности»: указывать взрослому на мелкие промахи, недочеты в работе, частая тема – необъективность и несправедливость. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нем думают, и в целом составить представление о себе через взгляд окружающих [56].

Одна из серьезнейших проблем старшего подросткового возраста – одиночество. «Пустота», «изоляция», «скука» - так подростки описывают свое состояние. Подростки испытывают чувство одиночества по целому ряду причин. Кому-то трудно разобраться, как следует вести себя с окружающими, приемлемо ли то или иное поведение, как реагировать на различные ситуации. Кто-то имеет заниженное представление о своей персоне, и очень болезненно реагируют на критику в свой адрес. Боясь быть отвергнутым, такие подростки стараются не совершать ничего, что могло бы привести их в смущение. Молодым людям, склонным испытывать чувство подавленности и тревоги, трудно установить с кем-либо близкие отношения. Как следствие, такие подростки избегают эмоциональных контактов и близости, чтобы никто не мог использовать в собственных интересах. Кроме того, подростки, как правило, острее чувствуют одиночество, чем взрослые люди, т.к. в молодежной культуре считается, что если вам не с кем провести выходные, значит, вы ничего собой не представляете.

§ 3. Особенности формирования мотивационной сферы в подростковом возрасте.

Подростковый возраст  традиционно считается одним  из наиболее критических моментов в  психическом развитии личности, это  в первую очередь определяется происходящими  глубокими преобразованиями в мотивационно-потребностной сфере.

Одной из важнейших задач, которые  необходимо решить в переходном возрасте, является задача достижения подростком некоторой автономии, независимости  от родителей. Быть взрослым – значит самостоятельно мыслить, самостоятельно принимать решения, научиться саморегуляции и самоконтролю. Эти задачи невозможно решить до тех пор, пока человек полностью зависит от кого-то, пока он находится под неусыпным контролем и опекой родителей, учителей или других взрослых. Поэтому подростку так важно, чтобы мир взрослых помог обрести ему эту самостоятельность и независимость, иначе ему придется завоевать их самому, и в этом случае конфликты неизбежны.

Обретение автономии в подростковом возрасте предполагает в числе прочих постепенную эмоциональную эмансипацию  подростка от родителей, т.е. освобождение его от тех эмоциональных отношений, которые образовались у него в раннем детстве. С наступлением подросткового периода эмоциональная дистанция между родителями и ребенком все более увеличивается, и это способствует дальнейшему развитию его самостоятельности и формированию его идентичности [24].

Стремление осознать и развить  свою уникальность, пробуждающееся чувство  своей идентичности требует от подростка  обособления от семейного МЫ, которое  ранее давало ему ощущение защищенности, и начать поиски своего Я. Однако многое здесь зависит от родителей, и некоторые из них блокируют процесс индивидуализации своего ребенка. Поощряя и даже культивируя в своих детях чувство зависимости, такие родители не позволяют стать им полноценными взрослыми людьми. В результате затрудняется формирование внутренней автономии, порождается устойчивая потребность в опеке, зависимость как черта характера, и это надолго затягивает переход к взрослости.

Информация о работе Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками