Формирование личностных свойств у детей с заиканием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: формирование личностных свойств детей с заиканием.
Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием;
определить основные методы диагностики личностных свойств у детей с заиканием;
составить программу формирования личностных свойств у детей с заиканием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические вопросы формирования личности..........................
5
§1.1. Психологическая структура личности....................................................
5
§1.2. Формирование личностных свойств в онтогенезе.................................
12
Выводы по первой главе....................................................................................
17
Глава 2. Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием....................................................................................................

19
§2.1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с заиканием…………………………………………………………………

19
§ 2.2.Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием…………………………………………………………………

30
Выводы по второй главе………………………………………………………
40
Глава 3. Формирование личностных свойств у детей с заиканием………..
42
§ 3.1. Диагностика личностных свойств у детей с заиканием.......................
42
§ 3.2. Организация и содержание работы по формированию личностных свойств у детей с заиканием....................................................................

49
Выводы по третьей главе...................................................................................
54
Заключение..........................................................................................................
55
Список литературы...............................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 1.03 Мб (Скачать документ)

 

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

§3.1. Диагностика личностных свойств детей с заиканием

От качества психолого-педагогической диагностики зависят выбор средств  и определение путей коррекционно-развивающей  работы. Для ребенка с речевыми расстройствами особенно важно определить соответствующие методы, приемы и  возможности обучения с учетом выявленных у него отклонений от нормы в личностной, интеллектуальной и поведенческой  сферах психики. Разработка принципов  диагностики была и остается основой  для теории и практики специальной  психологии.

В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова [14] выделяют следующие принципы психолого-педагогической диагностики:

    1. Принцип комплексного подхода к изучению человека, т.е. систематического и целостного исследования индивидуально-психологического его становления и развития. Этот принцип реализуется путем всестороннего обследования особенностей развития трех базовых сфер психики — личности, интеллекта, поведения и других более частных ее свойств.
    2. Принцип единства диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики как зоны актуального, так и ближайшего развития ребенка. Психологическая диагностика и коррекция являются взаимодополняющими процессами.
    3. Принцип целостного изучения всех психических характеристик конкретного индивидуума конкретизирует общие методологические принципы детерминизма и системности. Этот принцип лежит в основе концепции Л.С. Выготского о структуре дефекта, которая позволяет осуществить системный анализ того или иного нарушения. Такой подход помогает лучше выявить все сферы психики испытуемого — его личности, интеллекта и поведения.
    4. Принцип личностного подхода чрезвычайно важен в обследовании лиц с речевыми расстройствами. Личностный подход — это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы рассматриваем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление, а личность в целом.
    5. Принцип деятельностного подхода. Обследование должно осуществляться с учетом ведущей деятельности ребенка: если это дошкольник — то в контексте игровой деятельности, если школьник — в учебной. Кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка или подростка.
    6. Принцип динамического изучения ребенка ориентирует на то, чтобы при обследовании выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении. На этом принципе построена концепция Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития, определяемая задачами, которые ребенок решает самостоятельно, и зона ближайшего развития, определяемая задачами, которые ребенок решает с помощью взрослого.
    7. Принцип каузальности (этиопатогенетический). Психолого-педагогическое обследование лиц с речевыми нарушениями должно быть больше сконцентрировано не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения. Сложная структура дефекта, иерархия отношений между симптомами и их причинами определяют задачи и цели диагностики.
    8. Принцип сочетания индивидуальных и коллегиальных форм обследования позволяет добиваться наилучших результатов при оптимальных затратах при проведении обследования.
    9. Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психологического обследования, ориентирует на то, чтобы, с одной стороны, в основе формальных количественных показателей лежало качественное выделение единиц этого измерения, с другой стороны, чтобы результаты обследования не были сведены к этим формальным показателям, но был проведен анализ процесса выполнения заданий — способа логической последовательности операций, настойчивости в достижении цели и т.д.

Также Т.В. Розановой [36] были выделены принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей:

    1. Психологическое обследование – это необходимая, составляющая часть комплексного медико-физиологического, психолого-педагогического и социального обследования. Психологическое обследование опирается на сведения, полученные из обследования других направлений.
    2. Психологическое обследование должно быть всесторонним, т.е. включать в себя изучение всех сторон психики – познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обследуемого.
    3. Психологическое обследование по форме, и по содержанию организуется в соответствии с возрастом обследуемого, в предполагаемым уровнем его психического развития.
    4. Должна осуществляться строгая научность в подборе системы диагностических заданий для каждого этапа. В соответствии с этим принципом для диагностики могут использоваться только те задания, по характеру выполнения которых (детьми) можно дать определенную научную классификацию, т.е. выявить, какие именно стороны психической деятельности необходимы для правильного выполнения данного задания.
    5. Предлагаемые задания должны быть доступны для обследуемого, т.е. ребенку должны быть предложены такие задания, которые он сможет правильно и успешно выполнить.
    6. Следует выявить высший уровень возможностей обследуемого на сегодняшний день (зону ближайшего развития, по Л.С. Выготскому).

Опираясь на принципы психологической  диагностики, мы подобрали несколько  диагностических методик для  исследования личности у детей с  заиканием.

В целях исследования личностных свойств заикающихся Е.Н. Садовникова и Е.Ю. Рау [38] предлагают использовать адаптивный вариант теста фрустрационной толерантности Розенцвейга. Нами был использован детский вариант теста Розенцвейга в модификации Н.В. Тарабриной [41]. Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности (приложение 1).

Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.

Методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на которых изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на две основные группы.

  • Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций (изображения: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24).
  • Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Таких ситуаций 8 (изображения: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21).

Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может  интерпретировать ситуацию «обвинения»  как ситуацию «препятствия» или  наоборот.

Рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит  свое мнение и проявит типичные для  него реакции выхода из конфликтных  ситуаций. Исследователь отмечает общее  время опыта.

Каждый из полученных ответов  оценивается, в соответствии с теорией, Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.

По направлению реакции  подразделяются на:

  1. Экстрапунитивные: реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркиваются характеристики ситуации, иногда разрешение ситуации требуют от другого лица.
  2. Интропунитивные: реакция направлена на самого себя, с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации, ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
  3. Импунитивные: фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

По типу реакции делятся  на:

  1. Препятственно-доминантные. Тип реакции «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.
  2. Самозащитные. Тип реакции «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего«Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.
  3. Необходимо-упорствующие. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

Подсчитав, какой направленности и типу принадлежит большинство  реакций ребенка, можно определить какой стиль поведения в сложных ситуациях присущ ребенку. Данная методика имеет достаточно сложную интерпретацию. Мы использовали упрощенный вариант интерпретации, предложенный Н.В. Клюевой и Ю.В. Касаткиной [19].

Тест «Несуществующее  животное» (приложение 2) по своему характеру относится к числу проективных и является достаточно распространенной методикой диагностики личности. 

Малораспространенной, но интересной и информативной является методика "Человек под дождем" (приложение 3). Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с ребенком.

Тест «Незаконченные предложения» (приложение 4) выявляет проблемные зоны в системе личностных отношений ребенка, в том числе к семье, к самому себе, к друзьям. Ребенку называют последовательно предложения, напечатанные на бланке. Ребенок заканчивает предложения, что фиксируется в протоколе.

Методика «Кактус» предназначена для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка (определение эмоциональных состояний ребенка, наличие агрессивности, направленность, интенсивность и т.п.). При проведении диагностики испытуемому выдают лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Методика «Два дома», которая была предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г., предназначена для диагностики сферы общения ребенка (приложение 6). Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

 

§3.2. Организация и содержание работы по формированию личностных свойств детей с заиканием

В переводе с латинского языка коррекция (correctio) означает «поправка, частичное исправление или изменение». Термин «коррекция психического развития» впервые был использован в дефектологии как название одного из вариантов психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Под ним подразумевалась совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Разработка принципов  является чрезвычайно важной составляющей в теории и практике психологической  коррекции. Н.Н. и Н.Я. Семаго [40] основные цели психологической коррекции рассматривают в широком и узком смыслах.

В наиболее широком смысле коррекция может рассматриваться  как социально-психологическая взаимоадаптация  индивидуума и окружающей среды, создание оптимальных условий для  адекватной его возможностям реализации индивидуально-личностных особенностей и поддержание этого равновесного состояния на протяжении всего развития ребенка, формирование из индивидуальности личности и в дальнейшем субъекта. Основными задачам для реализации этой целя являются выявление и преодоление недостатков, дефицитарности в развитии психических функциональных систем и личностных свойств.

В узком смысле психологическая  коррекция понимается как основной метод воздействия специалиста, получившего соответствующее психологическое  образование, для оптимизации развития психических процессов и функций  и нармонизации развития личностных свойств.

Также ими были выделены основные принципы психологической коррекции:

  1. Принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности. 
  2. Иерархический принцип психологической коррекции (принцип «сверху вниз»).
  3. Принцип учета системности развития в коррекционной практике.
  4. Принцип замещающего онтогенеза (принцип замещающего развития).
  5. Принцип соотношения направленной коррекционной деятельности.
  6. Каузальный принцип (принцип системности развития психической деятельности).
  7. Принцип комплексности.
  8. Принцип профессиональной компетентности.

В соответствии с основными  целями и принципами психологической  коррекции, а также выявленными  особенностями личности заикающихся детей нами была составлена программа формирования личностных свойств у детей с заиканием.

Организационные условия

Программа рассчитана на группу младших школьников. Цель: коррекция таких личностных качеств у детей с заиканием как робость, растерянность, мнительность, недоверие к окружающим, неуверенность в себе, боязливость, тревожность, агрессивность.

Занятия проводятся в светлом  помещении, где есть возможность  детям сидеть за партами и в  кругу.

Информация о работе Формирование личностных свойств у детей с заиканием