Формирование личностных свойств у детей с заиканием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: формирование личностных свойств детей с заиканием.
Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием;
определить основные методы диагностики личностных свойств у детей с заиканием;
составить программу формирования личностных свойств у детей с заиканием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические вопросы формирования личности..........................
5
§1.1. Психологическая структура личности....................................................
5
§1.2. Формирование личностных свойств в онтогенезе.................................
12
Выводы по первой главе....................................................................................
17
Глава 2. Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием....................................................................................................

19
§2.1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с заиканием…………………………………………………………………

19
§ 2.2.Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием…………………………………………………………………

30
Выводы по второй главе………………………………………………………
40
Глава 3. Формирование личностных свойств у детей с заиканием………..
42
§ 3.1. Диагностика личностных свойств у детей с заиканием.......................
42
§ 3.2. Организация и содержание работы по формированию личностных свойств у детей с заиканием....................................................................

49
Выводы по третьей главе...................................................................................
54
Заключение..........................................................................................................
55
Список литературы...............................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 1.03 Мб (Скачать документ)

Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие  понятия, как воля и эмоции. Дело в том, что в структуре психических  явлений принято выделять психические процессы, психические состояния и психические свойства. В свою очередь, психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоциональные. Таким образом, воля и эмоции имеют все основания для того, чтобы быть рассмотренными в рамках психических процессов как самостоятельные явления.

  • Воля и волевые качества личности – форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели, дающая человеку регулировать свои действия и психические процессы, реализовать способность к волевой регуляции, сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.
  • Эмоции – особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих или тормозящих деятельность.

Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. К психическим свойствам относятся:

  • Темперамент – индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики. Свойства личности, обусловленные темпераментом являются наиболее устойчивыми и долговременными.
  • Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, которые обуславливают типичные для индивида способы действия.
  • Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности в относительно независимых от наличных ситуаций.
  • Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний умений и навыков не сводятся.

Психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени. Психические образования (психологические новообразования) – психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опята, в содержание которых входит особое сочетание знаний, умений и навыков.

Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, которые позволяют занимать достойное место в обществе.

  • Мировоззрение личности – сложившаяся система убеждений, взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали внутренним достоянием личности и отложились в сознании в виде определенных целей, интересов, отношений и позиций.
  • Моральный облик личности – система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе.
  • Нравственный облик личности – устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Социально-психологическая  сторона личности отражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

  • Отношение к другим людям – совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.
  • Социальные роли личности – типичные способы поведения личности, обусловливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевать определенный авторитет и доверие со стороны других людей.
  • Социальные позиции личности – это взгляды, убеждения и представления, реализуемые и отстаиваемые личностью в отношениях с другими людьми.
  • Социальные установки личности – ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.

 

§1.2. Формирование личностных свойств в онтогенезе

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Начальным этапом формирования личности считается дошкольный возраст. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура  мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании  сверстников, проявляется интерес  к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип  мотивации – основа произвольного  поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных  норм и правил поведения в обществе.  
Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.

 Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.

Старший дошкольный возраст  играет особую роль в психическом  развитии ребенка: в этот период жизни  начинают формироваться новые психологические  механизмы деятельности и поведения. Этот этап благоприятен для овладения  социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми  и сверстниками. Данный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения, одним из таких достижений является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции, представлений о себе.

В содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе.

Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую  он получает в процессе общения. Налаживая  контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей  деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и  о самом себе.

На данном этапе происходит развитие самосознания. При этом, взрослый, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ребенку овладеть средствами осознавания себя и самооценивания. Источником развития самосознания считается ведущая деятельность.

Под термином "самосознание" в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему  представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную – знания и представления о себе (Кто я?), и оценочную, или самооценку (Какой я?).

Содержательный и оценочный  аспекты самосознания являются единым неразделимым целым, так как любое  суждение ребенка о себе, в той или иной мере включает и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе. В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" – "какой я есть"), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" – "каким бы я хотел быть"). Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

К старшему дошкольному возрасту отношение к себе существенно  меняется. К этому возрасту, дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие  от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом все это  отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения  старшего дошкольника к другим людям.

Собственное «Я» ребенка  уже не столь жестоко фиксировано  на своих достоинствах и оценке своих  объективных качеств, но открыто  для других людей, их радостей и проблем. Самосознание ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик  и открыто для переживаний  других. Другой ребенок становится уже не только противоположным существом, не только средством самоутверждения  и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом  общения и обращения их целостного «Я». Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им, и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.

Окружающие влияют на развитие личности ребенка с помощью моральных норм. Они усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые – их поступки, взаимоотношения. Ребенок склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей.

Дети знакомятся с жизнью взрослых многими путями – наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для них выступают поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Взрослые обучают ребенка правилам поведения, и эти правила усложняются на протяжении дошкольного детства.

Также именно взрослые организуют повседневное поведение детей и  обеспечивают упражнение в положительных  поступках. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки, исходя из представлений  о том, какого поведения ждут от них  окружающие.

Соподчинение мотивов  является одним из важных новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая  иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере развития появляется возможность  оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в  целом как хорошее и плохое. Если главными мотивами поведения становиться  общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев  будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание у ребенка  мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности.

После возникновения соподчинения мотивов, ребенок не всегда во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека, обнаруживается множество  разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные  мотивы теряют равноправие, выстраиваются  в систему.

В старшем дошкольном возрасте усложняются отношения детей  с окружающими, им самим приходится определять свое отношение к чему-то, оценивать свои поступки и обязательных правил становиться больше, столкновение различных мотивов становятся чаще и острее. Особенно трудно детям  выбирать между лично значимыми  и общественно значимыми мотивами. Если старший дошкольник потерпел неудачу  в каком-нибудь значимом для него деле, то это не удается компенсировать удовольствием, от чего-то другого. Так  как одной из сторон развития мотивов  поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает отдавать себе все  более ясный отчет в побудительных  силах и последствиях своих поступках. Это становиться возможным в  связи с тем, что у него развивается самосознание – понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Формируется его самосознание, способность к оценкам своих действий, поступков, переживаний. У детей старшего дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие компонента самосознания – самооценки. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Выводы по первой главе

В отечественной психологии наиболее известные исследования в  области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л. С. Выготского. Значительный вклад в  решение проблемы личности внесли А. Н. Леонтьев и Л. И. Божович. Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кеттелом.

В истории теоретических  исследований личности можно выделить три периода:

  1. философско-литературный,
  2. клинический
  3. экспериментальный

Проанализировав литературу по данной проблеме, мы выяснили, что  в психологии существует большое количество определений личности, каждое из которых имеет экспериментальные и теоретические обоснования и поэтому имеет право на существование. Такое разнообразие свидетельствует о сложности самого феномена личности. На сегодняшний день многие психологи согласны с тем, что личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Информация о работе Формирование личностных свойств у детей с заиканием