Формирование личностных свойств у детей с заиканием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: формирование личностных свойств детей с заиканием.
Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием;
определить основные методы диагностики личностных свойств у детей с заиканием;
составить программу формирования личностных свойств у детей с заиканием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические вопросы формирования личности..........................
5
§1.1. Психологическая структура личности....................................................
5
§1.2. Формирование личностных свойств в онтогенезе.................................
12
Выводы по первой главе....................................................................................
17
Глава 2. Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием....................................................................................................

19
§2.1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с заиканием…………………………………………………………………

19
§ 2.2.Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием…………………………………………………………………

30
Выводы по второй главе………………………………………………………
40
Глава 3. Формирование личностных свойств у детей с заиканием………..
42
§ 3.1. Диагностика личностных свойств у детей с заиканием.......................
42
§ 3.2. Организация и содержание работы по формированию личностных свойств у детей с заиканием....................................................................

49
Выводы по третьей главе...................................................................................
54
Заключение..........................................................................................................
55
Список литературы...............................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 1.03 Мб (Скачать документ)

Л.С. Волкова и С.Н. Шаховская [25] описывают психологическую модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся. Различие между заикающимися и свободно говорящими выражается не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. От первого непроизвольного эмоционального реагирования на дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными переживаниями и отражается в волевых усилиях (действиях и поступках) в самостоятельной и безуспешной борьбе с заиканием.

Понятие феномена фиксированности  в данном случае можно определить так: это есть отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых судорог) во всей психической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях, трансформированных в психических процессах, состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей и социальной средой.

Феномен фиксированности  на дефекте делится по степеням в  соответствии с эмоциональным отношением заикающихся к своему дефекту  и волевыми усилиями в борьбе с  дефектом.

  1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.
  2. Умеренная степень болезненной фиксации: дети переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.
  3. Выраженная степень болезненной фиксации: переживания по поводу дефекта у заикающихся выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Дети концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

Наличие дефекта уже с  первых лет ставит заикающегося в  особые условия. Нередко семья, школа, окружение способствуют этому. Часто  родители не могут скрыть своего беспокойства за здоровье ребенка и тем усиливают  его тревожность. И вместо того, чтобы  стремиться к расширению круга интересов  детей, сужают его до пределов заикания. Известны случаи таких рекомендаций логопеда, когда, например, ребенку запрещается заниматься любимым видом спорта, участвовать в соревнованиях. Подобные меры в конечном итоге не улучшают речь, но заметно фиксируют пациента на дефекте. Наблюдения показывают, что при любой тяжести моторных проявлений заикания они корригируются значительно легче, если ребенок в социальном плане защищен и в связи с этим менее невротизирован.

Тревожность – одно из наиболее значимых личностных проявлений любой  формы психической дезадаптации. Это интегральное неспецифическое  субъективное отражение неблагополучия личности. Выделяют два основных вида тревожности.

Первый – так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой, конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Такое состояние может возникать у любого человека в предчувствии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние вполне нормально,  оно даже играет свою положительную роль, являясь своеобразным мобилизующим механизмом, который помогает человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникших проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность; это чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформированности самосознания.

Второй вид – так  называемая личностная тревожность, когда человек склонен к постоянной тревоге в самых различных жизненных ситуациях, в том числе в таких, которые объективно к этому не располагают. Этот вид тревожности характеризуется состоянием безотчетного страха перед неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.

Хорошо известно, что представления  человека о своей болезни, тревожность  по поводу своего дефекта, особенно сформированные в целостную концепцию, оказывают  существенное влияние на его личность. В случае речевых расстройств, в наибольшей степени при заикании, переживания больного носят весьма разнообразный характер.

У тревожных детей повышенная чувствительность, низкая самооценка, они беспокойны и постоянно ожидают  неприятностей, в том числе со стороны окружающих. Типичная причина  этих проявлений – завышение требований к ребенку со стороны родителей  и особенно их склонность к наказаниям и унижению его достоинства.

Тревожные дети очень болезненно реагируют на свои неудачи, они часто  отказываются от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Обычно они ведут себя по-разному  на занятиях и вне занятий. Вне  занятий это живые, общительные  и непосредственные дети. На занятиях они зажаты и напряжены; речь их может  быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, они испытывают длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду или какой-нибудь предмет. Тревожные  дети нередко имеют вредные привычки невротического характера. Манипуляции  с собственным телом снижают  у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

В наиболее тяжелых случаях  у ребенка формируется комплекс неполноценности, который сковывает  его поведение и серьезно препятствует исправлению речевого дефекта.

В особенно сложном положении  заикающиеся дети оказываются в  школе, где педагоги, даже не желая  этого, выделяют их из коллектива (редко  вызывают или предлагают ответить письменно, снижают или завышают оценки и  т.п.). В таких условиях одни начинают спекулировать заиканием, у других снижается интерес к занятиям. Некоторые дети испытывают обиду  или враждебность, чаще это целая  гамма отрицательных переживаний. Но самостоятельно изменить ситуацию они не в силах. Так человек  остается один на один со своим страданием, перестает верить в возможность  жить как равный среди равных. Нередко формируется система оправданий типа: «Если бы я мог сказать, я бы вам доказал...». Возникает чувство, что окружающие не способны понять его. Он становится «не таким, как все», «хуже других», а на деле - замкнутым, мнительным, подозрительным. Чувствуя боль родителей, дети стремятся своеобразно защитить их, прекращая рассказывать о своих переживаниях. И вот постепенно нарушаются взаимоотношения с самыми близкими для них людьми. А поскольку каждому человеку необходимо общение, многие из заикающихся готовы принять на себя любую роль, ведущую хотя бы к псевдообщению. В результате фиксируется страх речи, а главное – формируется более общий страх, страх перед жизнью. Взамен реального опыта личностного общения вырабатываются приемы психологической защиты, что ведет к неадекватному (заниженному или завышенному) представлению о своих возможностях.

М.Е. Хватцев [42] у детей с заиканием отмечал невротические особенности (ночные страхи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность), скрытую психическую ущемленность, повышенную реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими, что является в том числе и базой для возникновения заикания.

У детей с заиканием  выявлено дисгармоническое развитие личности. Оно выражается в агрессивности, повышенном чувстве виновности, эмоциональной  ранимости, социальной незрелости, в  использовании защитных видов реагирования в трудных жизненных ситуациях. Эмоциональный фон в конфликтных  ситуациях у заикающихся очень  высок (в 20 раз выше, чем у здоровых). Аффективные состояния на различные  фрустраторы у них возникают  гораздо чаще, чем у детей без  заикания. Аффективные состояния  искажают самооценку личности заикающихся  детей, препятствуют правильному реагированию на конфликт и его участников. При  неадекватно завышенной самооценке стремление к самоутверждению в конфликтных ситуациях выражается чрезмерно активно, агрессивно, самоуверенно. При неадекватно заниженной самооценке стремление к самоутверждению в конфликтных ситуациях выражается в форме пассивного протеста, скрытой агрессии, негативизма и является защитным механизмом против возможности оказаться не на уровне предъявляемых требований.

Негативизм, протест, скрытая  и открытая агрессия, которые сопровождаются аффективными переживаниями, являются показателем формирования дисгармонической личности. Фиксируясь, они становятся устойчивыми свойствами личности. У  заикающихся детей чаще наблюдается  тормозящий вариант развития личности. Он формируется в условиях гиперопеки, при которой в ребенке подавляется  самостоятельность, инициатива, активность. Ребенок становится робким, тормозимым, обидчивым. В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются пассивность, неуверенность в своих силах. У меньшего числа заикающихся  отмечено невротическое формирование личности. Оно возникает в тех  случаях, когда психотравмирующая  ситуация приводит к развитию у ребенка  невротических реакций, а затем  к формированию таких личностных черт, как боязливость, склонность к  страхам.

Развитие личности как  по тормозящему, так и невротическому типу влечет за собой отсутствие или  снижение у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы. Однако следует отметить, что у  заикающихся детей 6 лет (особенно у  девочек) проявления таких личностных свойств, как агрессия, негативизм, их адекватность содержанию ситуации, самостоятельность, активность в разрешении напряженности  практически не отличается от таковых у здоровых детей.

Г.А. Волкова [10] отмечала, что заикание начинает влиять на характер общительности детей. Среди них выделяла детей с неустойчивыми формами общительности и детей с негативным и аутистическим поведением.

    1. Дети с неустойчивой общительностью вначале охотно вступают в контакт, проявляют интерес к заданию и деятельности, но затем обнаруживают пассивность, безразличие, невнимание к просьбам взрослого выполнить задание. Они с трудом входят в проблемную ситуацию своей деятельности и после многократных побуждений отказываются выполнять нужное задание.
    2. Дети с негативным отношением к собеседнику замкнут, стеснительны, иногда с агрессивными чертами в  поведении. Необходимость выполнить просьбу, задание, особенно в новой обстановке вызывает реакции невротического характера, иногда почти аутистическое поведение: дети как будто не нуждаются в коллективе, общение носит строго избирательных характер, вовлечение детей в коллективную деятельность включает активное или пассивное сопротивление с их стороны.

По мнению Р.Е.Левиной [23], не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту.

Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать  нередко порождают у заикающихся  определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и  наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

 

 

 

Выводы по второй главе

Заикание – нарушение  темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Исследованием  заикания занимались Ковалев В.В., Асатиани Н.М., Драпкин Б.3., Белякова Л.И и др. Исследованием личности заикающихся занимались такие ученые, как Сикорский И.А., Кочергина В.С., Тяпугин Н.П., Волкова Г.А., Панасюк А.Ю., Шкловский В.М., Селиверстов В.И., Досужков Ф.Н. и др.

Выделяют две клинические  формы заикания – невротическую  и неврозоподобную. Мы выявили, что для невротической формы заикания характерны следующие особенности: наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения; преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация); большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения; возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.). Для неврозоподобной формы заикания характерно: появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи; начало заикания постепенное вне связи с психотравмирующей ситуацией; отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации; привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь; физическое или психическое утомление, соматическая ослабленность ухудшают качество речи.

Также мы отметили, что фиксированность на дефекте является одним из основных факторов усложняющих структуру дефекта и эффективность его преодоления. Характер моторных нарушений у заикающихся обычно связан с эмоциональным отношением ребенка к дефекту.

Осознание речевого дефекта, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать  порождают у заикающихся различные  психологические особенности: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость, тревожность и многое другое. Отмечается неуравновешенность поведения (повышенная возбудимость или тормозимость). Негативизм, протест, скрытая и открытая агрессия, которые сопровождаются аффективными переживаниями, являются показателем формирования дисгармонической личности.

Информация о работе Формирование личностных свойств у детей с заиканием