Формирование личностных свойств у детей с заиканием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: формирование личностных свойств детей с заиканием.
Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием;
определить основные методы диагностики личностных свойств у детей с заиканием;
составить программу формирования личностных свойств у детей с заиканием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические вопросы формирования личности..........................
5
§1.1. Психологическая структура личности....................................................
5
§1.2. Формирование личностных свойств в онтогенезе.................................
12
Выводы по первой главе....................................................................................
17
Глава 2. Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием....................................................................................................

19
§2.1. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей с заиканием…………………………………………………………………

19
§ 2.2.Особенности формирования личностных свойств у детей с заиканием…………………………………………………………………

30
Выводы по второй главе………………………………………………………
40
Глава 3. Формирование личностных свойств у детей с заиканием………..
42
§ 3.1. Диагностика личностных свойств у детей с заиканием.......................
42
§ 3.2. Организация и содержание работы по формированию личностных свойств у детей с заиканием....................................................................

49
Выводы по третьей главе...................................................................................
54
Заключение..........................................................................................................
55
Список литературы...............................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 1.03 Мб (Скачать документ)

В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть  листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а  также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного  оптимизма, который часто не оправдан.

Положение фигуры в профиль  или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.

Изображение, помещенное внизу  листа, может свидетельствовать  о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.

В остальном при интерпретации  следует опираться на методику "Человек". Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость  от отца.

Трансформация фигуры. Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса. Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, "включение" поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек). Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.

Если в рисунке "Человека под дождем" при изображении  фигуры пропускаются какие-либо части  тела (ноги, руки, уши, глаза), то это  указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.

Функция одежды – "формирование защиты от стихии". Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

Атрибуты  дождя. Дождь – помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли – как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии – тяжелая, постоянная.

Необходимо определить, откуда дождь "приходит" (справа или слева  от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей  степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны  листа или фигуры человека. Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной  ситуации, те переживания, которые остаются после "дождя". Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они  перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит  в луже).

Дополнительные  детали. Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.

Более полная расшифровка  деталей основывается на символическом  значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические  изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует  мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Зонт представляет собой  символическое изображение психической  защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов  зонт может рассматриваться как  отображение связи с матерью  и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол – материнское  начало, а ручка – отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.

Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной  зависимости от матери, решающей все  сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению  к фигуре человека указывают на интенсивность  действия механизмов психической защиты.

Искажение и  пропуск деталей. Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

Цвет в  рисунках. Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.

Цвета могут символизировать  определенные чувства, настроение и  отношения человека. Они также  могут отражать спектр различных  реакций или областей конфликтов.

Хорошо адаптированный и  эмоционально не обделенный ребенок  обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют  о высокой лабильности. Использование  одного цвета говорит о возможной  боязни эмоционального возбуждения.

 

Приложение 4

Тест «Незаконченные предложения»

Для каждой группы предложений  выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как  положительную, отрицательную или  безразличную.

Примеры предложений и  варианты ответов с оценкой.

Большинство знакомых мне  семей…….

    1. Несчастливы, не дружные, разошлись: «-2»
    2. Не очень дружные, нервные: «-1»
    3. Все одинаковые: «0»
    4. Нормальные: «+1»
    5. Очень дружные, счастливые: «+2»

Затем в соответствии с  ключом определяется суммарная оценка по каждой зоне отношений.

Ключ

Зоны отношений

Номера предложений

I

Отношение к отцу

1, 7, 13, 19

II

Отношение к себе

2, 8, 14, 20

III

Отношение к среде (страхи, опасения)

3, 9, 15, 21

IV

Отношение к друзьям

4, 10, 17, 22

V

Отношение к семье

5, 11, 17, 23

VI

Отношение к матери

6, 12, 18, 24


 

По итогам обследования составляется сводная таблица результатов, куда заносят баллы, полученные по разным зонам отношений.

Протокол обследования

Зоны отношений

Система отношений ребенка (баллы)

Ответы ребенка

Отношение к отцу

   

Отношение к себе

   

Отношение к среде

   

Отношение к друзьям

   

Отношение к семье

   

Отношение к матери

   

 

Прилагается бланк с выполненным  заданием

Незаконченные предложения:

  1. Думаю, что мой папа редко______________________________________
  2. Если все против меня, то________________________________________
  3. Знаю, что глупо, но боюсь_______________________________________
  4. Думаю, что настоящий друг_____________________________________
  5. По сравнению с другими семьями моя семья_______________________
  6. Моя мама и я__________________________________________________
  7. Если бы мой папа только захотел_________________________________
  8. Думаю, что я достаточно большой, чтобы__________________________
  9. Мои одноклассники не знают, что я боюсь_________________________
  10. Не люблю ребят, которые_______________________________________
  11. Моя семья обращается со мной, как с_____________________________
  12. Моя мама_____________________________________________________
  13. Я бы хотел, чтобы мой папа_____________________________________
  14. Мне не нравится в себе то_______________________________________
  15. Хотелось бы перестать бояться___________________________________
  16. Больше всего люблю тех ребят, которые___________________________
  17. Большинство знакомых мне семей________________________________
  18. Считаю, что все мамы__________________________________________
  19. Думаю, что мой папа___________________________________________
  20. Когда мне не везет, я___________________________________________
  21. Когда мне страшно, мне приходится______________________________
  22. Когда меня нет, мои друзья______________________________________
  23. Когда я был маленький, моя семья________________________________
  24. Я люблю свою маму, но_________________________________________

Интерпретация результатов

Проблемными зонами считаются  те зоны отношений ребенка, которые  получили отрицательные оценки.

 

Приложение 5

Методика «Кактус»

Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов  принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, сила нажима карандаша. Кроме  того учитываются показатели, специфические  именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный  и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:

  • Агрессивность – наличие иголок, сильно торчащих, длинных, близко расположенных друг от друга.
  • Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.
  • Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
  • Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный в низу листа.
  • Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
  • Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
  • Оптимизм – использование ярких цветов (вариант с цветными карандашами), изображение «радостных» кактусов.
  • Тревожность – использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
  • Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
  • Интровертность – на рисунке изображен один кактус.
  • Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.
  • Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – дикорастущие, пустынные кактусы.

После завершения работы ребенку  предлагают вопросы, ответы на которые  помогут уточнить интерпретацию  рисунков:

  1. Этот кактус домашний или дикий?
  2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
  4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, что это за растение?
  5. Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?

При интерпретации выполненных  рисунков необходимо учитывать изобразительный  опыт ребенка (наличие или отсутствие его), использование стереотипов, шаблонов с учетом возрастных особенностей.

 

 

Приложение 6

Методика «Два дома»   

Материал  и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры). 

Стимульный  материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.  

Проведение  исследования. Методика предназначена для обследования детей 3,5-6 лет. Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность). «А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.

Записав двух-трех новоселов  в красный дом, психолог рисует рядом  еще один дом – черный, но никак  его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом  с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить». (В  классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить  потом, как бы между прочим.) Ни в  коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это  просто другой дом.

Если черный дом не заполняется  жильцами, ребенка к этому мягко  побуждают: «Что же, этот дом так  и будет стоять пустой?» После  этого список жильцов обоих домов  дополняется.

Если кто-то из реального  окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может спросить о нем  впрямую: «Ой, а учительницу (или  бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?!»  Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу с собой  или отдельно?»

Обработка и  анализ результатов

Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической  дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок  охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше  проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов  другие сверстники.

Информация о работе Формирование личностных свойств у детей с заиканием